Появлению карабинов под патроны, созданные изначально для короткоствольного оружия, способствовали два фактора. Во-первых, и тогда и сейчас сравнительно короткий револьверный ствол не позволял полностью использовать энергию порохового заряда; во-вторых, стрельба с рук всегда была менее точной, чем стрельба из оружия с такими же прицельными приспособлениями и стволом, но имеющего приклад для упора в плечо. Признание этого факта пришло еще в эпоху дульнозарядного оружия, что привело к появлению сперва однозарядных пистолетов, а потом и капсюльных револьверов с отъемными прикладами.
При переходе к унитарным патронам ситуация сохранилась: для желающих повысить точность стрельбы многие производители револьверов, в том числе такие известные, как Colt или Smith & Wesson, выпускали и отъемные приклады для обычных револьверов, и револьверные карабины с удлиненным стволом и фиксированным или отъемным прикладом.
Однако револьверные карабины имели целый ряд серьезных недостатков, напрямую проистекающих из револьверной схемы. Это, во-первых, ограниченная емкость барабана: как правило, не более 5–6 выстрелов. Но еще во времена Гражданской войны в США (1860-е годы) был создан ряд карабинов с емкостью магазинов 10–12 и более патронов, таких как карабины Henry, Winchester или Evans.
Во-вторых, револьверная схема подразумевала неизбежную потерю части пороховых газов в зазоре между стволом и барабаном, что ухудшало баллистику и становилось особенно заметно с ростом дальности стрельбы.
Ну и в-третьих, прорыв пороховых газов в щель между барабаном и стволом угрожал опалить руку стрелка при традиционном хвате оружия левой рукой за цевье. Поэтому магазинный карабин становился вполне очевидным и логичным шагом в развитии оружия. Такой карабин обеспечивал владельцу уверенное поражение цели на дальности до 100 метров, далеко за пределами возможностей обычного револьвера, при этом не требовался отдельный тип патрона.
Одним из первенцев в этом направлении стала легендарная американская компания Winchester, выпустившая в 1873 году комплекс из карабина с рычажной перезарядкой и подствольным трубчатым магазином и нового патрона, получившего обозначение .44-40 Winchester Center-Fire, а проще .44-40.
Этот патрон имел латунную гильзу бутылочной формы с выступающей закраиной, снаряжался 44 гранами дымного пороха и свинцовой пулей .44 калибра массой 200 гран (2,85 г и 13 г соответственно). Начальная скорость такой пули из 24-дюймового (61 см) ствола винтовки Винчестера составляла порядка 360 м/с, что давало дульную энергию около 870 Дж.
Этого было вполне достаточно для самообороны или охоты на некрупную дичь — многочисленных оленей — на малых и средних дальностях. Очень скоро на рынке появились и револьверы под этот калибр, включая такие легендарные модели, как Colt M1873 Single Action Army или Smith & Wesson № 3. Под этот же патрон выпускался и карабин Colt Lightning, имевший перезарядку при помощи подвижного цевья.
Идея оказалась на удивление плодотворной, и к началу XX века в США выпускался целый ряд карабинов под револьверные патроны (или наоборот, револьверов под карабинные патроны, как это было в случае с .44-40). Диапазон ходовых калибров распространялся от .32-20 WCF (с пулей массой 7 г при начальной скорости около 270 м/с) до уже упомянутого .44-40 и .45 Colt.
Лидерами в этой нише стали карабины с рычажной перезарядкой (их у нас принято называть карабинами со скобой Генри), производимые в первую очередь компанией Winchester и ее основным конкурентом на рынке таких карабинов — компанией Marlin firearms. Винчестеры модели 1892 года, сконструированные не кем иным, как легендарным Джоном Браунингом, и марлины модели 1894 стали, по сути, классическим оружием покорителей Дикого Запада.
Небольшая масса оружия и патронов к ним, взаимозаменяемость патронов между карабинами и револьверами в сочетании с внушительной по тем временам емкостью магазинов и скорострельностью стали важными преимуществами для людей, долгое время пребывавших в отдалении от цивилизации и по соседству с не самыми дружелюбными индейцами или бандитами.
О немалой популярности таких карабинов говорит тот факт, что карабины Винчестера модели 1892 года под самые разные револьверные патроны производились в США с 1872 по 1941 год общим тиражом миллион экземпляров. Но затем грянула Вторая мировая война, и место «ковбойских» карабинов на производственных линиях американских оружейных компаний заняли армейские самозарядки и пулеметы. Тем не менее спрос на такое оружие никуда не исчез, и его стали «закрывать» всевозможные производители копий винчестеров.
Первой копией 92-го винчестера стал испанский карабин El Tigre, выпускавшийся по соглашению с компанией Winchester эйбарской фирмой Garate, Anitua y Cia с 1915 по 1938 год. Эти карабины широко использовались испанской полицией и гражданской гвардией, применялись в годы Гражданской войны в Испании, а также поставлялись на экспорт, в первую очередь в Латинскую Америку.
Однако после прихода к власти генерала Франко производство «тигров» было свернуто, и поклонникам 92-й модели осталось довольствоваться вторичным рынком «бывшего в употреблении» оружия.
Ситуация оставалась таковой до начала 70-х годов XX века, когда бразильская компания Amadeo Rossi S.A. начала производство копий «Винчестера-92» под своим именем, благо патенты на конструкцию уже давно истекли.
Первые карабины Rossi 92 выпускались только под патроны калибра .38 Special/.357 Magnum, однако по прошествии времени линейка 92-й модели от Rossi расширилась и новыми калибрами, и новыми конфигурациями, и вариантами исполнения, включая вариант из современной нержавеющей стали.
В спектре калибров появились как «исторически верные» .44-40, так и .45 Colt, .44 Magnum и .454 Casull.
Компания «Марлин», изначально прекратившая производство модели 1894 в середине 30-х годов, возобновила производство усовершенствованной модели 1894 S в середине 1960-х и продолжает его до сих пор.
Понятно, что сегодня уже никто не стреляет «классическими» патронами с дымным порохом, столь популярными на Диком Западе, если не считать немногочисленных стрелков «в ковбойском стиле», алчущих максимальной аутентичности.
Со второй половины XX века в таких карабинах доминирующее положение заняли более новые револьверные патроны, изначально созданные под бездымный порох. Единственный «старичок», успешно переживший переход с дымного пороха на бездымный, — это столь любимый американцами патрон .45 Colt, появившийся на свет в 1873 году.
Благодаря тяжелой свинцовой пуле приличного калибра, этот патрон обеспечивает отличное останавливающее действие «накоротке» как по тонкокожей дичи, так и по не в меру агрессивным двуногим прямоходящим, а современные бездымные пороха повышают надежность оружия, уменьшают потребность в его чистке и позволяют «разгонять» пулю до характеристик, недостижимых с дымным порохом.
Не меньшую популярность имеет и один из самых универсальных револьверных калибров XX века — патрон .357 Magnum, разработанный в 1935 году. Поскольку этот патрон изначально создавался как боеприпас повышенной мощности, из ствола карабина он может разгонять 9-миллиметровую пулю до весьма приличных скоростей — до 550 м/с и более, в зависимости от массы пули.
Такие характеристики обеспечивают дульную энергию на уровне 1500–1800 Дж, чего более чем достаточно для широкого диапазона дичи, включая волка и столь любимого в США белохвостого оленя. Эффективная дальность стрельбы таким патроном из карабина достигает 100–150 метров. Для любителей охоты «погорячее» есть варианты карабинов под патроны .44 Magnum и даже .454 Casull, обеспечивающие дульные энергии порядка 2000 и 3000 Дж соответственно.
Такая энергетика при внушительном калибре пули позволяет охотиться на серьезную дичь, включая лося и кабана (разумеется, на соответствующих калибру дальностях). Недаром карабины под этот патрон считаются в США идеальными для охоты в густых зарослях, благодаря разворотистости оружия и возможности быстро сделать повторный выстрел или даже несколько, если первый выстрел не позволил чисто взять добычу или если охотнику пришлось столкнуться с несколькими кабанами.
В России выбор карабинов под револьверный патрон ограничен продукцией бразильской компании Rossi — вариантами модели 92 под все основные калибры: .357 Magnum/.38 Special, .44 Magnum, .45 Colt и .454 Csaull/.45 Colt. Варианты, в которых указаны два калибра соответственно, позволяют стрелять обоими типами боеприпасов, что удобно для тренировок. Менее мощные патроны .38 Special и .45 Colt дают меньшую отдачу (особенно это заметно для калибра .45/.454) и более дешевы, что позволяет за те же деньги сделать больше выстрелов на тренировке или просто в развлекательных целях.
При этом не нужно забывать, что даже сравнительно маломощный патрон .38 Special из 50-сантиметрового карабинного ствола 10-граммовой пулей выдает до 500 Дж дульной энергии, чего хватает для охоты на птицу, мелкую дичь или для самообороны «накоротке».
Основная проблема здесь — выбор патронов. По сути, сейчас на рынке представлены патроны указанных калибров лишь одного производителя — бразильской компании Magtech. У них весьма приличное качество, а вот цена в связи с курсом рубля кусачая, особенно для более мощных «магнумов».
Единственной имеющейся альтернативой пока остаются патроны .357 Magnum производства Тульского патронного завода, однако на отечественном рынке они появились сравнительно недавно, и говорить об опыте их применения пока рано.
Сами карабины предлагаются в нескольких вариантах отделки, с деталями из обычной или нержавеющей стали и с круглым или более тяжелым восьмигранным стволом. Ложа выполнена из дерева. Стволы в калибрах .357/.38 и .45 имеют длину 40 или 50 см, в калибрах .44 и .454 длина ствола лишь 50 см.
Подствольные трубчатые магазины снаряжаются через подпружиненную дверцу на правой стенке ствольной коробки и вмещают до 10 патронов. Курковый ударно-спусковой механизм обеспечивает удобный контроль над состоянием оружия, а дополнительный предохранитель, расположенный сверху на затворе и при включении блокирующий ударник, еще больше повышает безопасность обращения с оружием, особенно в поле.
Стрельба из оружия с рычажной перезарядкой требует минимального привыкания, связанного в основном с необходимостью четко выносить указательный палец за пределы спусковой скобы во время перезарядки, и в рамках емкости магазина обеспечивает весьма приличную скорострельность.
Автор этих строк уже несколько лет счастливый обладатель карабина Rossi 92 в «нержавеющем» варианте, под патроны .38/.357, со стволом 50 см. Общий настрел из карабина превысил 500 патронов, при этом не имелось ни одной задержки или осечки по вине оружия.
В силу личных предпочтений владельца данный карабин на охоте не применялся, однако автору известны люди, успешно добывшие кабанов с аналогичными карабинами калибра .454.
Комментарии (7)
Пользователь удалён
Что-то ни какой "мелкой дичи" на которую можно охотиться с таким карабином не придумывается.
Автор говорит о кабане?! :)
5 ответов
Филипп Стогов
При отсутствии тиров и культуры, как общей, так и обращения с оружием - это будет оружие для развлекательной стрельбы на Природе. Достанется всем: голубям скворцам дроздам, тетеревам, рябчикам, зайцам (вспомните опыт евменовского брательника), лисицам и т.д и т.п., но в основном не охотничьим видам, как менее пугливым. Зпрещать все надо и немедленно, как и травматы и духовушки.
Пользователь удалён
Именно так должно быть. Если по- уму.
Филипп Стогов
Вот именно. А то изувечили тысячи людей, сотни погибших (цифры приведены образно, возможно, что их надо увеличить) ради того, что оборонка осталась "на плову". Это наглядный пример наплевательского отношения к простому люду, лишенному элементарной защиты, что со стороны полиции, что закона.
Dmitry Kos
Культуру обращения с оружием надо развивать, а не запрещать всё налево и направо.
Филипп Стогов
Маниловщина. "Алло, прачечная? Хуячечная - это министерство культуры".
Кому ее развивать-то, ничего святого не осталось, если из запасников Эрмитажа экспонаты тырят, а на охоте культуры стрельбы - не дождешься. Сколько лет уже по поднебесным гусям весной долбят? И где тут культуры требовать.
Алексей Осиюк
Очередная рекламная статья от диллеров Rossi, в попытке протолкнуть ковбойское оружие на охотничий рынок. К счастью, без лицензии на нарезное, его не приобрести.