Уровень данных соревнований по статусу и количеству участников, конечно, уступает европейскому, но в то же время гораздо выше любого национального первенства.
Это служит хорошей подготовкой к предстоящему чемпионату Европы.
Для нашей же команды любой старт за рубежом дает возможность потренироваться с дульнозарядным короткоствольным оружием, чего мы, к сожалению, лишены дома.
Кубок Балтики проходит на территории стран-участниц по очереди, и в этом году принимающей стороной стала Норвегия. Один из лучших стрелков норвежской команды Оддвар Деберитц давно приглашал нас к себе в гости.
В этом году звезды расположились благополучно, и мы приняли приглашение.
Оддвар не подвел, стрелки нашей команды (вся команда состояла из двух человек) смогла принять участие в четырех дисциплинах: традиционная для нас стрельба из капсюльного пистолета и револьвера, стрельба на 25 метров и новые для нас виды, такие как упражнение «Дональд Малсон» (стрельба из капсюльного револьвера на 50 метров) и «Смит-Вессон» (стрельба из револьвера унитарными патронами, заряженными черным порохом).
Надо заметить, что в последнее время наблюдается общая тенденция, когда к традиционному дульнозарядному оружию добавляется оружие под унитарный патрон на черном порохе. Это и упражнение Berdan, и Remington, и Husqvarna.
Читайте материал "Опасные советы снаряжения патронов"
Пока эти упражнении не входят в официальный перечень дисциплин МЛАИК (Международный комитет любителей дульнозарядного оружия), но весьма популярны в различных национальных первенствах.
Кроме того, нам было интересно посетить новую для нас страну. Осмотреть знаменитые фьорды за такое короткое время было невозможно, поэтому мы выбрали относительно близкий Люсе-фьорд.
Здесь за чашечкой чая вспомнилось, что в этом городе находился известный завод-арсенал Норвегии, поэтому решено было посетить городской музей, расположенный рядом с дорогой, и принять окончательное решение по культурной программе.
В одном здании находятся экспозиции, посвященные добыче серебра, оружейному производству и лыжному спорту — второй религии норвежцев.
В оружейном отделе я наконец-то смог увидеть таинственный эшпинголен — многозарядное оружие середины XIX века. Один из создателей подобных систем датский оружейник Николаус Лобнитц в середине XIX века «отметился» и как автор пулемета с паровым двигателем.
Но военное министерство забраковало проект, поскольку диаметр маховика двигателя был около двух метров. Эшпинголены приняли участие в прусско-датской войне 1846 года, зарекомендовали себя положительно, но дальнейшего развития не получили из-за сложной системы заряжания.
В музее широко представлены этапы развития еще одной типичной для Скандинавии оружейной системы — каммерладер (kammerlader). Это один из вариантов превращения дульнозарядного оружия в казнозарядное.
Соревнования проходили на территории местного охотничьего клуба. Обычная инфраструктура клуба состоит из площадки для стендовой стрельбы и небольшого, на пять стрелковых позиций, закрытого с трех сторон навеса, есть комнаты для судей, раздевалки и буфет.
Читайте материал "Короткоствольное оружие: добро или зло"
Стойки для мишеней установлены на дистанции 25, 50 и 100 метров, плюс расположенное в лесу строение «типа сортир Эм-Жо», как говорил Лелик из знаменитого фильма «Бриллиантовая рука». Но все буквально преобразилось за день до соревнований.
Были возведены дополнительные стрелковые позиции и стойки для мишеней из обычных строительных материалов (доски, фанера и т.п.). На случай непогоды все накрыли быстросъемным тентом.
Организованные таким образом позиции дали возможность 87 участникам с комфортом побороться за победу.
Жены организаторов устроили небольшой пункт питания, где в течение дня можно было недорого перекусить (в Норвегии небольшой хот-дог стоит 1,5 евро). Кроме того, на случай непогоды были поставлены шатры. Участники соревнований прибывали на собственных авто или кемперах, благо тут имелась удобная стоянка для автомобилей и палаток.
У меня сложилось впечатление, что отдых в палатке более привычен для европейцев, чем проживание в отелях. И пожалуй, дальнейший рост курса евро по отношению к рублю заставит и меня освоить (а точнее, вспомнить) подобный вид путешествий.
В первый день основные события развернулись на стенде, где прошли стрельбы по тарелочкам в трех видах: стрельба из кремневых, капсюльных ружей и из классических курковых горизонталок с патроном, снаряженным черным порохом.
Читайте материал "Короткоствольное оружие и бизнес: разные пути"
Несмотря на длительное заряжание дульнозарядного оружия, действие было динамичным и захватывающим. Пока стрелок, сделавший выстрел, шел готовить следующий, на позицию выходил второй стрелок — и так далее.
Самое сложное упражнение, конечно, стрельба из кремневого оружия. И это справедливо для всех видов оружия — от пистолетов до винтовок. Даже стрельба из фитильного оружия, несмотря более сложное заряжание, воспринимается легче. Ведь удар курка по кресалу с кремнем ощущается весьма чувствительно. Поэтому результаты в кремневых дисциплинах, как правило, уступают аналогичным в капсюльных.
Именно здесь, на стенде, многовековая история развития оружейной мысли пронеслась перед глазами зрителей в течение нескольких часов. Наш куратор Оддвар весь день провел за судейским столиком, лишь иногда вставая, чтобы принять участие в очередном соревновании. Это поражало наши неокрепшие души.
Но самое печальное выяснилось к обеду: нам не смогут предоставить возможность для пристрелки оружия, и свои пистолеты, револьверы мы увидим только завтра, непосредственно на рубеже. К сожалению, такое положение вещей стало привычным для наших стрелков.
Даже хранящиеся в Испании наши пистолеты не спасают ситуацию, возить их по всей Европе наши друзья не в состоянии.
А первым упражнением для нас была дисциплина под названием «Дональд Малсон». Это одно из сложных упражнений для короткоствола — стрельба из капсульного револьвера на
50 метров по стандартной мишени № 4.
Читайте материал "Куда и в кого можно стрелять из травматического оружия"
Стрельба и заряжание дульнозарядного револьвера, безусловно, имеют свои особенности, которые надо учитывать. И заряжание здесь таит главную опасность, которую современные стрелки плохо себе представляют. Это возможность возникновения так называемого «кругового или цепного огня».
Конструкции дульнозарядного револьвера присущи большие зазоры, иначе через пару выстрелов продукты сгорания черного пороха заклинят самый идеальный механизм. Вследствие этого возможно попадание искры в соседние заряженные каморы.
И тогда возникает картина, которую описал Марк Твен: «Забавная это была штука — пистолет Бемиса. Иногда все шесть зарядов вылетали зараз, и тогда негде было укрыться от пуль — разве только, спрятавшись у Бемиса за спиной».
Но это описание «перечницы» — предшественницы револьвера, где стволы не перекрываются рамкой. Пуля из любого ствола вылетает беспрепятственно.
В револьвере же часть камор перекрыта рамкой, и можно только гадать, что случится, если вспыхнет не та камора. В свое время револьверное ружье Кольта было забраковано именно из-за этого дефекта. Слишком много стрелков лишились пальцев после знакомства с ним.
Сегодня существуют определенные правила заряжания револьверов, которые лучше соблюдать.
Общий порядок таков: засыпаем заранее отмеренный заряд пороха; для спортивной стрельбы он небольшой, поэтому между порохом и пулей надо положить пыж или насыпать кукурузной муки, чтобы пуля находилась как можно ближе к переднему выходу барабана.
Читайте материал "О давлении газов и начальной скорости снарядов"
Это необходимо для более быстрого входа пули в нарезы ствола. Затем необходимо выходы камор замазать густой смазкой (подходит и обычный вазелин) для предотвращения попадания искры в соседние заряды.
Все процедуры надо проводить тщательно, не допуская рассыпания пороха. Не допускается также нахождение пороха в открытой емкости и капсюлей, лежащих открыто. Искры при выстреле летят во все стороны, поэтому необходимо и себя защитить, и убрать легковоспламеняемые материалы.
Итак, получив револьвер и доброе напутствие от Оддвара, я вышел на рубеж. Пробоин после трех первых выстрелов, сделанных под черный круг, я не увидел. Нулевой результат замаячил перед глазами. Решил изменить район прицеливания, и появились первые пробоины.
Еще парочка выстрелов — и стал понятен район прицеливания, но тут же пришло понимание, что упражнение из 13 выстрелов подходит к концу. В общем, это был самый трудный момент и хороший урок на будущее.
Стало понятно, что кое-что мы все-таки можем. Задача занять не последнее место была выполнена, поэтому на следующее упражнение я вышел спокойным, тем более что это была знакомая дистанция 25 метров, и этот же револьвер я держал в руках уже второй раз.
Данное упражнение носит имя бельгийского оружейника Мариэтта, прославившегося своими перечницами, весьма популярными в середине XIX века.
В итоге в данном упражнении удалось стать 11-м среди 40 участников. Конечно, это не бог весть какой успех, но из роли мальчиков для битья наша команда вышла окончательно.
Следующим новым для нас упражнением под названием «Смит-Вессон» стала стрельба из револьвера с унитарными патронами на черном порохе. Интересно, что некоторые стрелки используют один и тот же «Ремингтон», модель 1858 года, причем в двух видах: сначала как капсюльный, а затем, заменив барабан, стреляют уже унитарными патронами.
Читайте материал "Как самому сделать качественный патрон"
Возвращаясь к соревнованию, хочется рассказать, из чего стрелял сосед. Из норвежского нагана в изумительном состоянии. Если я скажу, что подавился слюной, то я не опишу и сотой доли эмоций, которые бушевали в моей душе.
Результат в данном упражнении и порадовал и огорчил одновременно: 7-й из 21 стрелка. Лишь 11 мм худшей кучности (по сравнению с соперником, набравшим такое же количество очков) не позволили занять шестое место и получить почетный диплом. Впрочем, главные неудачники в спорте начинаются со второго места, а тут только седьмое.
Среди стрелков из револьверов наибольшей популярностью пользуется «Ремингтон», модель ARMY 1858 года. Высоко ценится, но редко встречается револьвер Roger & Spenser, модель 1863 года, и крайне редко используются револьверы Кольта, как наименее удобные, хотя и у них есть свои поклонники. Среди реплик распространены изделия итальянских производителей Pietta, Uberti и реже Pedersoli...
Завершили мы турнир классической для нас дисциплиной — стрельбой из капсюльного пистолета на 25 метров. Это упражнение носит имя знаменитой династии немецких оружейников — Кухенройтер.
Знатокам и любителям русской классической литературы оно наверняка знакомо, ибо упоминается так же часто, как и имя Лепажа в произведениях, где происходит дуэль.
Десятое место стало отражением моего уровня подготовки на данном этапе. Можно, конечно, кивать на несовершенство наших законов, на санкции и пришельцев, но мы есть то, что есть. Мы приобрели новый опыт, посмотрели новую страну, познакомились с новыми людьми.
Запомнилось и понравилось, как были организованны пусть и небольшие, но международные соревнования с количеством участников 87 человек более чем в двадцати дисциплинах.
Я уже писал, что все было просто и достойно, без лишнего пафоса; взнос с каждого участника составлял по 10 евро за одну дисциплину, что вполне доступно.
После того как прогремели последние выстрелы, организаторы тотчас разобрали временные места для стрельбы, убрали весь мусор (впрочем, его почти и не было), и только заполненная автостоянка напоминала о прошедшем событии.
Комментарии (0)