Ружьё МЦ255, ждем продолжения

Наверное, не будет преувеличением, но одной из основных задач оружейников было изготовление многозарядного оружия. Не вдаваясь в тщательные исследования, часто эта проблема решалась количеством стволов, что сегодня мы видим в охотничьих ружьях-двустволках, трехстволках и даже в четырехстволках.

Конечно, дриллинги и четыре ствола в одном блоке (Vierling) вещь достаточно «специфичная», с задачами, скорее всего, далекими от многозарядности, но как определенная первоначальная тенденция в ружейном деле, тому подтверждение.

Понятно, что многоствольные ружья как по своей массе, так и по распределению ее по длине оружия не особенно удобны для быстрой стрельбы — плохо управляемы, с плохим балансом и «отвратительной» развесовкой. Что для охоты не всегда приемлемо. Приходится укорачивать стволы, что сказывается на бое ружья, особенно гладкоствольного.

Еще задолго до изобретения унитарного патрона многозарядность огнестрельного оружия пытались решить схемой перезарядки практически одинаковой с современным револьверным оружием.
Так что старинные «револьверные» ружья многими скорее ошибочно воспринимаются с «барабаном» из объединенных в единый блок стволов. Еще во времена «кремневого» оружия идея современного барабана была воплощена в многозарядные ружья мастерами-ружейниками далекого XVII века.

Приятно, что среди иностранных фамилий мастеров ружейных дел есть и русское имя. В Государственной Оружейной палате хранится пятизарядная револьверная пищаль, изготовленная предположительно мастером Первушей Исаевым. Пищаль имеет один кремневый замок, а барабан вращается рукой и фиксируется с помощью защелки.

В Европе хорошо известна система Шпорка, названная так в честь графа Франтишека Антонина Шпорка (1662—1738), имевшего оружейную мануфактуру в Богемии. Оружейники графа придумали револьверную конструкцию с кремневым замком, в которой барабан состоял из трех камор, причем каждая из них имела собственную полку и огниво.

Ружейный замок медленно эволюционировал, но принцип вращающегося барабана оставался неизменным. Проблема, в числе прочих тормозившая развитие револьверных систем, заключалась в обеспечении надежной обтюрации между стволом и барабаном.

Одним из первых, кому удалось в какой-то мере ее решить, стал американец Элайша Хейдон Кольер, запатентовавший в Англии в 1818 году конструкцию, в которой барабан надвигался на ствол и запирался при взведении курка.

Если посмотреть на старинные револьверные ружья и пистолеты, то даже неспециалисту понятно, что все хитроумные приспособления этого оружия особой надежности не представляли.
Окончательно проблема непрерывности стрельбы была решена после изобретения капсюля. В результате по разные стороны океана стали появляться разнообразные многозарядные конструкции, использовавшие один и тот же принцип вращающегося барабана.

С именем Сэмюэла Кольта связано триумфальное шествие по миру оружия револьверного типа. Револьверные винтовки и карабины отличались от своих короткоствольных собратьев в основном лишь длиной ствола и наличием приклада. Всевозможных длинноствольных конструкций было предостаточно, но довольно быстро они были вытеснены другими многозарядными системами.

Револьверные дробовики во все времена были определенной экзотикой. Известно немного систем, дошедших до производства. В конце XX века интерес к револьверному гладкоствольному оружия вторично проявился вначале со стороны силовых структур ружья, «потянув» за собой и производителей охотничьих ружей.

Так в 1993 году появилось оригинальная отечественная модель охотничьего револьверного ружья МЦ255-20.
Позднее к 20-му калибру прибавились модели под другие патроны.

Решение ЦКИБ СОО («Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия», г. Тула) создать МЦ255 — револьверное охотничье гладкоствольное ружье − можно назвать довольно смелым. Конечно, говорить о нем сегодня как об особой новинке не приходится. Хотя в процессе разработки МЦ255 было получено 11 авторских свидетельств.

МЦ255 — одноствольное пятизарядное револьверное ружье. Сконструировано по револьверной схеме. Неавтоматическое оружие, приводимое в действие от руки. Ударно-спусковой механизм с самовзводом. Производство выстрела осуществляется без предварительного взведения курка. Для прицельной стрельбы курок предварительно взводится рукой. Барабан на 5 патронов. Для заряжания и разряжения барабан откидывается влево. Безопасность обращения с ружьем обеспечивается действием разобщителя, блокировкой курка при ненажатом спусковом крючке. Дульное сужение 0,3 мм (первые модели), усилие спуска при самовзводе — 65Н (6,6 кг), при взведении курка — 25Н (2,5 кг).

Ходовые калибры в сочетании с патронниками разной длины, возможность иметь в барабане не только патроны с разными зарядами, но и менять по желанию очередность стрельбы (повернув барабан), плюс сменные дульные сужения − что, казалось бы, еще нужно охотнику.

Но на охоте, где чаще стреляют влет, и далеко не один выстрел пойдет по дичи, пятизарядка МЦ255 превращается в... одностволку. Любой, не только профессионально стреляющий охотник, но даже имеющий небольшую стрелковую практику, будет не в состоянии сделать прицельным второй и последующие выстрелы в автоматическом (самовзводном) режиме. У стрелка просто не сработает палец при переходе с усилия спуска 2 кг на 6 кг. А само усилие в 6 кг просто недопустимо для охотничьего ружья при стрельбе не только влет, но и по неподвижной цели. А если прибавить к этому очень длинный ход спускового крючка, без четко обозначенного момента спуска курка, то на точности выстрела можно поставить крест. Неудобно будет МЦ255 охотникам с недлинными пальцами (из-за удаленного положения спуска от спусковой скобы), травма среднего пальца от удара спусковой скобой почти гарантирована.

В целом МЦ255 можно скорее рассматривать как охранное ружье, чем охотничье.
Ну а если ЦКИБовский «револьвер» доработать, тем более что подобные «опыты» имеют историю в несколько десятилетий. Превратить «механическое» ружье в полуавтоматическое. Что решит полностью проблему точной стрельбы влет, сделав МЦ255 настоящим охотничьим ружьем со всеми плюсами револьверного оружия.

Идея автоматического револьвера волновала многих, но первую, по-настоящему жизнеспособную конструкцию (к сожалению, лишь короткоствольную) запатентовал в 1895 году Георг Винсент Фосбери.
Ближе к охотничьим запросам оказалось полуавтоматическое револьверное ружье «Becker-Flinte» инженера из Дюссельдорфа Августа Коендерса. Заявка на изобретение была подана им в Германии 5 августа 1920 года. На родине мастера считают, что «Becker-Flinte» было выпущено около 100 штук. Ружье «Becker-Flint» — пожалуй, единственный в своем роде револьверный дробовик с инерционным механизмом перезарядки.

Есть неоднократные упоминания о полуавтоматических револьверных ружьях, работающих на газоотводе.
Дробовик 12 кал. компании Roper Sporting Arms Co (1868−1876) имел барабан на четыре патрона. Затвор проходил сквозь барабан, выталкивая патрон в патронник. Этот же принцип был использован А.К. Татариновым, будущим конструктором ЦКИБа в дипломном проекте полуавтоматического револьверного ружья в 1959 году.

На уровне легенд хотят по просторам интернета описания и фотографии револьверных полуавтоматических ружей как иноземного происхождения, так и созданных в свое время умельцами с авиационных и оборонных предприятий СССР.

Но в большинстве своем револьверные полуавтоматы, к сожалению, пока скорее «музейные» экспонаты, задумки энтузиастов-оружейников, невостребованные производителями охотничьих ружей.
Хотя, возможно, не все так безнадежно. Отечественное МЦ255, несмотря на относительную новизну (вернее «архаизм») конструкции, нашло отклик среди зарубежных производителей ружей. Так Бразилия успешно продает по всему миру свои револьверные «Taurus Rossi», по существу копию МЦ255, на рынке США.
А что если нашим оружейникам ЦКИБа немного поднапрячься и сделать продолжение «255», в котором барабан и автоматика смогут работать вместе. Охотники, только спасибо скажут.