Причем адреналина охотник получает на порядок больше. Какое наслаждение испытываешь от точного выстрела, прервавшего стремительный полет русака над желто-золотистой стерней.
Когда снега мало, тропить зверя сложно. В эту пору можно успешно поохотиться на русаков на пахоте самотопом. Пеструю пахоту они любят, лежат плотно. С установлением же устойчивого снежного покрова начинается интереснейшая охота троплением. Но не следует думать, что занятие это легкое. Нужна хорошая пороша, когда снег прекращается поздно вечером, либо ночью. Тогда заяц, выходя на кормежку, оставляет на снегу длинный печатный след — малик, который будет легче найти охотнику. Если снег прекращается ближе к утру, след бывает коротким
и отыскать его сложнее. Кроме того, немаловажное значение имеет погода. Если тепло, снег мягок, заяц лежит плотно и встает близко. В сильный же мороз заяц вскакивает с лежки вне выстрела из дробового ружья.
ОДИН В ПОЛЕ — НЕ ВОИН
Заяц понимает или это у него заложено на уровне инстинкта, что следы на снегу выдают его местонахождение, поэтому всячески запутывает их. Он сдваивает след, делает скидку, пряча ее за кустиком, неровностями местности. И так — несколько раз подряд. А лежку обычно устраивает в пределах видимости первой скидки. И пока охотник распутывает следы, он преспокойно уходит за его спиной.
Каков же выход? Если опыт тропления зайца мал, то следует охотиться вдвоем. В этом случае один охотник идет по следу, а второй метрах в сорока сбоку, внимательно посматривая вокруг. Если напарника нет, то, дойдя до первой скидки и осмотрев места предполагаемой лежки — кусты, бурьян, ложок, намет снега, следует обойти их достаточно широким кругом, а затем, если нет выходного следа, прочесать это место челноком против ветра.
Мой кум, дойдя до первой скидки, сразу же возвращается своим следом назад и начинает челноком «бить» территорию справа от следа, если скидка была вправо. И наоборот. Хотя порой русак после первой скидки уходит по прямой на километр и более и только потом начинает «мастерить». Поэтому времени на обход предполагаемого места лежки в круг тратится гораздо меньше — что важно при коротком световом дне зимой.
Главное правило при троплении русака: тридцать процентов внимания — следу, остальные — окружающей местности; кроме того, если при охоте самотопом следует почаще останавливаться, то при троплении ни в коем случае нельзя делать это. Если все же пришлось остановиться, к примеру, при многоследице, то необходимо переступать с ноги на ногу на месте, имитируя ходьбу, иначе русак вскочит с лежки вне дистанции уверенного выстрела из ружья.
Не верьте охотникам, утверждающим: если найден свежий малик, то, считай, заяц у них в рюкзаке. Если вы тропили трех зайцев, а взяли одного, это хороший результат; если из двух одного, то — отличный. Чтобы добиться его, нужна постоянная практика.
И еще. Заячьих следов на поле можно встретить множество. На жировке — месте кормежки зайца на зелени, около кустов ивы и т. д. — ими буквально утоптан снег. Разобраться в них сложно, да и не стоит. Нужно обойти место жировки в круг и найти выходной — ходовой след. Он довольно прямой, расстояние между прыжками полтора-два метра. Вот по нему и следует тропить зайца. Так как русаков в данной местности может быть несколько, их следы пересекаются, накладываются друг на друга, поэтому необходимо запомнить характерные особенности следов «своего» зайца: их величину, особые приметы, например отсутствие когтя на лапе и т.д. В противном случае можно проходить целый день, «меняя» зайцев, но так и не добраться до лежки.
Еще четверть века назад, когда деревни были достаточно многолюдны, между ними и зимой существовало активное сообщение. Люди ездили в гости друг к другу, возили с лугов и полей сено, из леса — дрова. На эти дороги любили выходить русаки, где находили клок сена. Бежал заяц и высматривал куст, бугорок, а прыгнув за них, он продолжал свой путь к лежке. Охотнику оставалось только ходить по дорогам и внимательно смотреть по сторонам, ища такие скидки. В настоящее время во многих деревнях остались одни старики, сено тюкуют и еще летом свозят к фермам, большинство домов газифицировано… Но если все-таки увидите на заснеженном поле дорогу, след от снегохода, старую лыжню, не поленитесь пройти по ним.
Когда снег укроет зелень, пахоту и стерню, доверху забьет бурьян на заброшенных полях, заяц часто выбирает для лежки одиноко стоящие на поле деревья и кусты, лесополосы или несколько растущих вместе кустов, может залечь под опорой электропередач… Охотник, легко скользя на лыжах, бежит по полю от одного деревца к другому, от куста к кусту, держа направление мимо них, но постепенно подворачивая все ближе и ближе. К предполагаемому месту лежки сворачивает круто, когда расстояние сокращается метров до сорока. При таком способе русак подпускает охотника на достаточно близкое расстояние. Но если к одиночным деревцам можно подходить и в одиночку, то взять русака из лесополосы или группы кустов можно наверняка лишь вдвоем, обходя их с двух сторон.
С установлением снежного покрова часть русаков перемещается к деревням, где в огородах всегда есть кормежка, где меньше тревожат лисицы, волки, хищные птицы. Для лежки русак выбирает заброшенные и заросшие высоким бурьяном огороды, ложится под изгороди, в садах… Приехав в деревню и оставив машину у дома знакомых, охотник выбирается в поле и обходит местность, заходя в брошенные сады и огороды, по пути подходя к растущим невдалеке на поле кустам, к небольшим ложкам и вновь возвращаясь к населенному пункту. И так — весь день. Если деревеньки небольшие, то можно успеть обойти их засветло несколько. При кажущейся простоте этот способ довольно трудоемкий, ибо русак редко выбирает место для лежки без возможности скрытого отступления.
Ночью русака на лежке заносит снегом, в «мягкой постели» он спит преспокойно. От теплого дыхания в снегу образуется маленькое отверстие, и когда кто-то нарушит сон русака, он выставит один глаз над снежной пеленой и вновь опустит голову. Идет охотник и вдруг замечает метрах в тридцати-сорока на неправдоподобно белом снегу черную точку. Вот она пропала. Вдруг вновь появилась. Что такое? Трет глаза охотник — уж не мерещится ли? А опытный знает, что это заяц посматривает за ним из-под снега. Тут уж задача — не сплоховать. Подняв зайца, не спешите, отпустите его в меру и уж тогда стреляйте.
ОРУЖИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ
Как и на любой охоте, от ружья требуется резкий бой. Что же касается кучности… В начале сезона охоты по чернотропу в середине зимы при мягкой пушистой пороше, либо плюсовой температуре и отсутствии наста заяц поднимается очень близко, и горячий охотник, не отпустив зверя, чаще всего промахивается. А если выстрел точен, то на трофей смотреть жалко. Но отпустить зайца можно лишь в чистом поле. В логу, бурьяне, лесополосе возможность точного выстрела зачастую предоставляется охотнику на первых метрах, после подъема зверя, который затем закрывается кустами, травой, деревьями, канавой или бугром.
Есть категория ну очень горячих охотников. В обычной обстановке они понимают, что после подъема зайца на поле его следует отпустить, а затем спокойно выцелить по ушам, либо, при боковом движении, взять опережение на корпус-другой, после чего плавно нажать на спусковой крючок. Но стоит им увидеть вскочившего русака, и враз забываются все наставления. В таких случаях я бы посоветовал в нижний (правый) ствол двустволки закладывать патрон для ближнего боя: обычный заряд «Сунара-35» с уменьшенной навеской, до 25–28 граммов дроби (для 12-го калибра). В этом случае диаметр дробовой осыпи возрастает против обыкновенной в полтора-два раза. А так как выстрел производится с небольшого расстояния, дробь следует брать № 4 или № 3. Во второй ствол нужно вставить заряженный обычным способом патрон, дающий стандартную кучность на дистанции 35 метров в 50–60 процентов. В морозную погоду, при насте или по стреляному зайцу, следует применять дробь № 1 или даже № 0, снаряженную в контейнер и пересыпанную крахмалом.
Чтобы для своего ружья найти патрон, дающий хорошую кучность, нужно немало поработать. Во-первых, следует подобрать для ствола согласованную дробь, дающую наилучшую кучность из стандартно снаряженного патрона. Во-вторых, найти такое соотношение веса пороха и дроби, которое при достаточной резкости дает лучшую кучность. После чего, применяя контейнеры и крахмал, снаряжают патроны для дальнего боя, которые, из хорошего ружья, дают кучность под сто процентов. Таким патроном бьют русака, бегущего боком, метров на 60, беря упреждение в 3–4 корпуса зайца. При стрельбе с классической дистанции 35–40 метров упреждение вдвое меньше. Убегающего от вас по прямой линии русака выцеливают по ушам, бегущего на вас — по ногам.
При охоте на зайца вышеуказанными способами (кроме охоты из засидки) приходится много ходить. Поэтому одежда предпочтительнее легкая, но теплая, не стесняющая движений (осенью — защитного цвета, зимой поверх надевается белый маскировочный костюм). Cтрелять по русаку чаще всего приходится быстро, без промедления. Поэтому ружье должно быть прикладистым.