Ресурс этого вида дичи огромен: кеклики обитают повсеместно от пустыни Кызыл-Кум до высокогорий Тянь-Шаня и Памира. Я встречал популяции этих птиц на скалах порядка 3000 метров над уровнем моря, успешно зимующих.
Кеклики ко всем своим прелестям еще и обладают огромным уровнем воспроизводства: в кладке одной пары насчитывается до 15 и более яиц. Птицы ведут коллективный образ жизни и разделяются на пары только в период насиживания яиц. В нем участвуют оба родителя. Гнезда расположены обычно под кустиком в выкопанной лунке и, как правило, не очень далеко от воды: после вылупления родители ведут птенцов на водопой. Бывают неудачные годы и условия для размножения кекликов.
Это очень дождливые весны и разного вида селевые потоки, которые смывают или замачивают большинство кладок кеклика.
В питании эти птицы непривередливы, кормом для них служит как белковая пища, состоящая из насекомых и мелких ящериц, так и растительная из семян растений, зеленых побегов, клубней и луковиц, которые кеклики с удовольствием откапывают клювом и лапами. Очень интересный факт: клюв у кекликов постоянно растет. При содержании птиц в клетке или вольере приходится клюв подрезать, так как он отрастает и птица не может нормально питаться. В природных же условиях кеклики стачивают клюв о камни.
Как только птенцы становятся размером с перепела (в возрасте 15–20 дней), они объединяются в стаи, чтобы вместе находить корма и обеспечивать безопасность от хищников. Обычно летом стаи, состоящие из разных выводков, достигают нескольких десятков особей. Кеклики очень заботливые родители. Мне часто доводилось наблюдать, как самка или самец, прихрамывая и растопырив крылья, притворялись ранеными и отводили опасность от выводка на расстояние. Малыши в это время искусно затаивались, их пестрое пуховое оперение скрывало их от врага. Молодые кеклики, достигшие размера перепела, становились недосягаемыми для многих хищников, потому что уже хорошо летали и находились в больших группах. Коллективная безопасность — главная стратегия выживания вида.
ХОДОВАЯ ОХОТА
Ежедневно стайки птиц совершают вертикальную миграцию в горах на водопой. Пьют они, как правило, один раз в день и лишь в особо жаркий период могут спуститься к воде во второй половине дня. После водопоя вся стайка начинает подниматься в гору, при этом активно питаясь. Как правило, охотники застают птиц уже на подъеме во время их активной кормежки. Наличие кекликов определяется по свежему помету, который птицы оставляют на своем пути наверх. Найдя склон горы, который каменные куропатки облюбовали для себя, охотники начинают скрадывать птиц, то скрываясь от них за складками местности, то появляясь на открытых местах. Чем сильнее местность испещрена складками, тем успешнее бывает охота. Вся ее суть состоит в неожиданном появлении охотника из-за горной складки. Дистанция для выстрела, как правило, выбирается самая комфортная — от 10 до 30 метров. Птицы могут вылетать не одновременно. Основная их партия вылетит после первого выстрела, но самые выдержанные останутся на месте и, пропустив охотника за линию выстрела, с криком выпорхнут сзади него. Это, можно сказать, своеобразная тактика
выживания.
В горах часто встречаются порхалища кекликов, здесь они устраивают лунки, в которых купаются в песке и пыли, очищая оперение и избавляясь от паразитов.
Итак, опытный охотник на кеклика считает своей первоочередной задачей построение правильного горизонтального маршрута на необходимой высоте склона, где сосредоточена основная масса птиц. Двигаться вдоль склона, немного сбрасывая высоту, а потом набирая ее, не так уж и сложно, это под силу даже пожилому человеку. Конечно, на такой охоте желательно и даже необходимо участие собаки, ибо без нее найти добытую птицу крайне трудно, и причина этого — защитная окраска кеклика со стороны спины серого цвета. Если битая куропатка лежит вверх спиной, заметить ее практически невозможно. Если же она упадет на спину, то обнаружить ее можно по ярко-красным лапам и черным полосам по бокам туловища. Местные жители — хорошие следопыты, они всегда запоминают точку падения битого кеклика и уверенно идут к замеченному ими дереву, приметному кустику или камню. В точке падения всегда остаются перья битой птицы, по следу из них можно быстро найти сам трофей.
Без собаки практически невозможно найти подранков. Если ранение значительное, то кеклик, как правило, забивается под куст дикого миндаля где-то на осыпи из камней или в удобную пещерку под камнями. Бывают случаи, когда у птицы целыми остаются ноги, и тогда задача поиска подранка осложняется. Он способен убежать от места падения очень далеко, и в этом случае даже собака может потерять его след.
ЧАТЫР
Эта древнейшая национальная охота в Средней Азии основана на таком исключительном свойстве кекликов, как любопытство. И оно так сильно, что затмевает даже страх перед чем-то необычным и ярким.
Чатыр — это щит из мешковины или другой простой ткани, украшенный блестками и разноцветными лоскутками. Он натягивается на ивовые прутья и служит для привлечения кекликов. Охотник подходит к птицам, прикрываясь таким щитом.
До сих пор существуют места в Узбекистане, где не умеют стрелять кекликов влет, считая такой способ охоты расточительным в плане расхода дорогостоящих патронов. Местные охотники стараются добыть одним выстрелом сразу несколько сидячих кекликов. Чатырщик набирает по склону высоту, необходимую для успешной охоты, и начинает наблюдать и слушать, чтобы определить, где концентрируются кеклики. Он потихоньку передвигается в их сторону, скрываясь за чатыром. Кеклики, заметив что-то необычное, начинают жиркать и издавать скрипучие звуки. Они не видят опасности в виде человека, да и любопытство берет верх, поэтому птицы потихоньку приближаются к охотнику на выстрел. Как правило, из стайки чатырщики выбивают сразу несколько птиц. Я общался с охотниками, которые добывали дуплетом по восемь и более кекликов. Считаю, что этот метод скорее можно назвать добычей, чем охотой на пернатых.
НА ВОДОПОЕ
Традиционна в Узбекистане и охота у родников в жаркий период года. Такой метод основан на температурных и погодных условиях и, наверное, может использоваться только в Средней Азии — с июля по август на родниках, из которых пьют дикие звери и птицы. Когда остается мало воды, а некоторые родники и вовсе пересыхают, кеклики начинают перемещаться в поисках водопоя, и в результате образуются довольно большие стаи. Тут кекликов не стреляют, на них устанавливают петли вокруг родника. На небольших палочках натягивается своеобразное каре вокруг родника, на каждой стороне которого устанавливают от шести до восьми петель, которые практически перекрывают одна другую и установлены в 10 см от земли. Приходящие на водопой кеклики попадают в петли. Такая охота очень добычлива.
Отловленных куропаток местные жители содержат в специальных вольерах и клетках, сделанных из прутьев ивы (это целое искусство). Клетку с поющим самцом подвешивают в саду, накрывают сверху марлей, и кеклик целый день поет свои песни в надежде найти себе вторую половинку.
ИСПАНСКИЙ МЕТОД
Не могу не поделиться особенностями охоты на кекликов в Испании. Там их разводят на дичефермах и выпускают в угодья для охоты. При выращивании их приучают питаться из определенной посуды — из пластиковых ведер защитной окраски на 20 или 30 литров. Через 45 дней содержания на ферме птиц выпускают в угодья, где они встречаются с дикими птицами. Испанцы развешивают на деревьях такие же ведра с кормом, какие использовали на ферме при выкармливании кекликов. Таким образом, адаптация птиц в угодьях проходит очень эффективно. Благодаря такому методу в Испании ежегодно отстреливают более одного миллиона птиц, выращенных на ферме.
Описанные охоты, как правило, очень дороги, их цена составляет от 1000 до 1400 евро с человека в день, но интерес к ним не угасает. Вот пример успешного дичеразведения для выпуска в охотничьи угодья.