Кубанский тур. Шикарная кавказская заснеженная охота

С каждым годом все чаще встает вопрос о полном закрытии охоты на серну, а без этого трофея не получить заветную горную пятерку России

Вот я и решил совместить две охоты и отправиться сначала за трофеем кубанского тура в Карачаево-Черкесию, а затем за кавказской серной в Северную Осетию.

Начну свой рассказ с охоты на тура. В аэропорт Минеральных вод я прилетел из Москвы, так как прямого рейса из Алматы нет. В Москве стояла осенняя погода с дождем, переходящим в снег, а в Минводах светило солнце и люди ходили по взлетной полосе в рубашках с коротким рукавом. На выходе из терминала меня встретил Юрий, и мое путешествие в горы началось.

Ехать до Архыза нам предстояло порядка трех часов, там меня должен был встретить Алий, и оттуда по горным дорогам до базового лагеря нужно было добираться еще около двух часов. Приятный шелест наполнял салон минивэна, дорога была очень хорошей, а впереди расстилались бескрайние поля, засеянные подсолнухом и кукурузой. На закате это выглядело сказочно красиво, особенно когда на горизонте показался одинокий седоголовый великан — Эльбрус. Солнце долго не заходило за горизонт, окрашивая все вокруг в пастельные тона, но вскоре тьма победила.

На въезде в Архызское ущелье меня ждал Алий, он сразу предложил мне поужинать шашлыком из знаменитой карачаевской баранины. Баранина и вправду оказалось очень нежной и вкусной, особенно если запивать ее местным айраном. После плотного ужина мы продолжили свой путь. Дорога петляла серпантином и часто переходила в небольшие мосты над горными реками, по ущелью дул сильный морозный ветер с запахом снега. Проводник подтвердил мои мысли, сказав, что назавтра, несмотря на то что ночное небо усыпано звездами, ожидается снегопад...

На этой охоте нашим лошадям пришлось несладко. Фото автора. 

Наш внедорожник свернул с асфальта и на скорости помчался в горы. Дорога была усыпана крупными камнями, и не каждая машина смогла бы проделать этот нелегкий путь.

И вот я в базовом лагере. Пока закипал чайник, я перенес свои вещи в небольшой домик, походящий на контейнер, внутри которого стояло три кровати. Стены были обиты сосновой вагонкой, приятно пахло хвоей — для гор это был, конечно, пятизвездочный отель. Во время чаепития решили встать в шесть утра и уже в зависимости от погоды строить планы на охоту. Хочешь рассмешить горы, расскажи им о своих планах...

Проснулся, когда стало светать. Очень не хотелось вылезать из теплого спальника, но что поделаешь — пора! Когда я открыл дверь вагончика, то от яркого света сразу зажмурил глаза, а лицо обжег морозный воздух. За ночь выпало сантиметров десять снега, и он все еще продолжал идти; горы приняли зимний вид, и это в начале октября. По глазам егеря я понял, что у нас, как и у туров, сегодня выходной. Так что целый день пришлось провести у очага, с чаем и журналами про охоту, ведь одно из главных качеств горного охотника — умение ждать.

Наконец на третий день погода прояснилась. Фото автора. 

На второй день утром погода кардинально не улучшилась, но к двенадцати дня небо местами стало открываться от облаков, и мы, не теряя времени, собрались в горы. Проводники быстро заседлали лошадей карачаевской породы, наверное, лучших из всех, на каких мне довелось ездить по горам.

Долина внизу немного приоткрылась взору, но вверху, куда мы направлялись, сгущались тучи, сильный ветер срывал снежные шапки с горных вершин. В какой-то миг выглянуло солнце и стало тепло, но как только тропа потянула вверх, начался снежный буран. Однако нам удалось выбраться наверх, и мы, насколько позволяла видимость, начали искать туров, а когда не обнаружили их, спустились с лошадьми  поводу в большой цирк, от него пешком дошли еще до одного цирка, но и там туров не нашли. В такую погоду они, как и козероги, прячутся в скалах, так что шансов на встречу с ними у нас не было, поэтому мы решили возвращаться на базу.

Обратная дорога оказалась очень сложной. На крутой тропе то и дело попадались ледяные передувы. У лошадей от инея слипались ресницы, приходилось спешиваться и вытирать им глаза. Добравшись до базы, мы дали лошадям немного остыть, после чего отпустили их пастись, а сами пошли греться к костру. В это время Алий надел на колеса внедорожника цепи и спустился вниз ущелья, где ловил интернет. Вернувшись в лагерь, егерь обрадовал нас хорошей новостью: в ближайшие дни ожидалась прекрасная погода.

Кого только не увидишь в горах Кавказа! Фото автора. 

Ранний подъем — и мы снова в седлах. Сегодня решено провести разведку снизу и найти больших туров. Горные подковы с шипами вгрызались в снег, лошади хорошо чувствовали тропу и камни под снегом и не спотыкались. Снежные передувы были настолько глубокими и пушистыми, что, провалившись по грудь, лошадь раздвигала их, словно ладья водную гладь. Шел третий день охоты из пяти запланированных, и в голове уже пробегали тревожные мысли о том, как бы не пришлось сдвигать дня на два охоту в Осетии на серну. Но тут, поднявшись на перевал, я увидел ясное, синее небо и золотой лес внизу огромного ущелья, которое уходило далеко вправо. Ни намека на снег, лишь бескрайнее золото осенней листвы. Тропа круто уходила вниз, мы повели лошадей в поводу и скоро заметили группу туров, а затем еще, но, увы, это были молодые самцы с козами. Видимо, за два дня непогоды аппетит у животных сильно разыгрался, и они вышли пастись. Впереди по тропе, ближе к зоне леса, тянулся одиночный крупный олений след. «Видимо, гон еще не закончился», — размышлял я.

Что еще может быть вкуснее и полезнее мяса с овощами! Да ничего! Фото автора. 

И тут мои мысли прервал басовитый рев, доносившийся откуда-то слева. Поднеся бинокль к глазам, я заметил рогача, до которого было триста сорок метров, а затем правее, в деревьях, увидел двух ланок и одного сеголетка. Отведя от них взор, я начал осматривать также скалы правее нас и обнаружил еще пятерых туров, причем четверо из них выделялись своими размерами. Однако подойти к ним было практически нереально. Во-первых, подход возможен был только снизу, где они нас сразу же увидели бы, а во-вторых, весь слон был покрыт льдом. Так что эту затею нам пришлось оставить. Мы решили просто проехать дальше.

Спустившись вниз до реки, мы снова поднялись вверх по течению, чтобы заехать на правый склон и осмотреть скалы напротив, которых снизу не было видно. Вдоль тропы стояли высокие лиственные деревья с желтыми и красными листьями, а внизу из-под снега выглядывали изумрудные листья вечнозеленого рододендрона. Заехав на склон, мы остановились перекусить, и пока я с проводником доставал провизию и термос с чаем, Алий поднялся чуть выше, чтобы осмотреться. Только я подошел к лошади и расстегнул сумин, чтобы достать рюкзак, как боковым зрением увидел Алия, бегущего к нам сверху. Он указывал на склон напротив нас. Я тут же достал бинокль и увидел двух молодых туров.
— Хорошие, хорошие! — подбежав ко мне, прошептал Алий.
— Так ведь совсем молодые! — с сожалением тихо ответил я и, переведя бинокль метров на сто правее, увидел трех огромных туров, на которых нападали волки.

Сбылось мое желание увидеть и услышать кавказского благородного оленя. Фото автора. 

Я быстро побежал за фотоаппаратом, чтобы успеть запечатлеть этот момент. До туров было почти восемьсот метров. Один заблокировал верхнего волка, выставив перед ним рога, а другой, нижний тур, даже успел боднуть серого, и тот отлетел вниз в снег. Сражение продолжалось минут пять, и волки отступили.

Мы понимали, что такой шанс выпадает раз в жизни и медлить нельзя. Оставив корректировщика на склоне, мы быстро запрыгнули на лошадей и помчались вниз в ущелье, затем через густой лес и бурную реку заехали наверх, насколько позволял склон, привязали лошадей и начали подъем. Корректировщик по рации сообщил, что туры ушли на скалы, но затем спустились и стали пастись, вот-вот они уйдут вверх вслед за молодыми. Склон был очень крутой, а под снегом находились скользкие заросли рододендрона: делаешь один шаг вперед, а скатываешься на два назад. Хорошо, что корректировщик успокаивал, сообщая, что звери еще пасутся.

Фото автора. 

Через тридцать минут мы были на том месте, где рогачей окружили волки. По рации проводник сообщил, что один самец пошел вверх, двое последовали было за ним, но развернулись и остановились. Мы что есть сил карабкались по расщелку к открытому месту, откуда должны были их увидеть. По-пластунски мы выползли по снегу на гривку. Я достал бинокль и тут же увидел трех мощных самцов, почти близнецов, только один из них выделялся более массивной грудью. До них было двести сорок метров. Ввел поправки на барабанах прицела, прошептал Алию, чтобы он наблюдал за правым туром, в которого я собирался выстрелить. Услышав утвердительный ответ, навел крест сетки прицела в область лопатки и плавно потянул за спусковой крючок.

Саундмодератор погасил звук выстрела, и пуля с шелестом пронеслась по ущелью. До нас донесся ее заветный шлепок по телу зверя. Туры прыгнули вниз и скрылись в складке между скалами. Через несколько мгновений появился первый рогач, второй… Третьего не было. Мы помчались к месту стрела, где по следам увидели, что после выстрела два тура ушли вверх, а один прыгнул вниз.

Пройдя немного, мы за скальным поворотом нашли поверженного зверя. Радости не было конца. Еще бы! Наш трофей так красив, с мощными рогами и толстой базой, что не передать словами. Чуть передохнув и попив из ручья минеральной воды, мы стали спускать добычу вниз. Вдруг горы окутал густой туман и скалы покрылись непроглядной белой пеленой. Мы радовались, что успели, еще полчаса — и туры растворились бы в облаках тумана.

Массивные серповидные рога самцов кубанского тура подобны рогам альпийских или сибирских горных козлов, но короче и шире. Форма рогов треугольная, с закругленными углами, рога загнуты назад в одной плоскости, концы направлены вниз и расходятся в стороны от основания в виде широкой буквы V. Средняя длина рогов около 83,4 см, расстояние между концами составляет 57 см, окружность рога кубанского тура 30,6 см. Самый большой экземпляр имел длину рогов 107 см, а окружность 38,2 см. Фото автора. 

Спустив тура до зоны леса, куда проводник подвел коней, мы зацепили добычу за одну из лошадей и волоком дотянули до реки. Солнце скрылось за ледниками, ледяной ветер потянул по ущелью. Приятно потрескивала береста в костре, наполняя воздух какой-то магией, мясо уже остыло, мы погрузили его в сумины, нас ждал долгий подъем и четырехчасовой путь до базы.

Лошади быстро набрали высоту, и из сказочного леса мы снова очутились в краю вечной мерзлоты. Ночь опустилась на горы, лошади уверенно шли по тропе, не ведая усталости. Мысли в моей голове путались. Я радовался финалу и отличному трофею и в то же время с огорчением осознавал, что все закончилось. Впрочем, грустил я недолго: впереди меня ждала охота на серну.

Что еще почитать