Дупель в Европе

“МК” раскрыл тайну неведомой твари

В эстонском городе Тарту 22-24 февраля 2002 г. прошло первое международное совещание специалистов-орнитологов по изучению и сохранению дупеля в Европе. Оно было созвано и организовано по инициативе Международной орнитологической организации Birdlife International. Ученые из 9 стран, на территории которых гнездится дупель, — Норвегии, Швеции, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украины и России — приняли участие в этом заседании.
Вели заседание Умберто Галло Орис (Голландия) и Йон Этл Калас (Норвегия). Работа проводилась в офисе Эстонского орнитологического общества. От России в качестве экспертов по дупелю были приглашены Сергей Фокин («Центрохотконтроль» Охотдепартамента РФ) и Владимир Морозов (ВНИИ охраны природы). В результате напряженной работы был принят совместный Международный план действий по изучению и сохранению дупеля в Европе.
Дупель гнездится двумя изолированными популяциями: западная популяция — в Скандинавских странах, восточная имеет огромный ареал от Польши через Прибалтику, Украину, Белоруссию и Россию до реки Енисей в Западной Сибири. В России дупель распространен далеко на север, так что условно выделяют тундровую популяцию, гнездящуюся на севере, в республике Коми и Ямало-Ненецком АО, и лесную, охватывающую обширную территорию от лесостепных районов до северной таежной зоны Архангельской области включительно. Численность дупеля резко упала по всей Европе с конца XIX века до середины XX века. В середине XIX века дупель был обычной охотничьей птицей. В это время в Подмосковье его даже заготавливали и привозили в Москву на рынки возами.
В XX веке дупель полностью исчез в Нидерландах, Германии, Дании, Финляндии, сильно сократился в числе в Швеции, Норвегии, Польше, Прибалтийских странах, на Украине и в Белоруссии, а также на юге России. В настоящее время гнездящиеся популяции оцениваются до 15 тысяч токующих самцов в Норвегии, 1-2 тыс. в Швеции, по 700-1000 в Польше и Эстонии, не более чем по 300 дупелей токуют в Литве, Латвии и на Украине. Около 6 тысяч самцов насчитывают в Белоруссии. По данным В. В. Морозова, на территории России гнездовую популяцию дупеля можно оценить как не менее 250 тысяч токующих самцов. Но совершенно не изучен наш тундровый дупель, а потому вполне вероятно, что общая цифра составляет около полумиллиона. Конечно, наше сообщение повергло зарубежных орнитологов в некий шок. Мы помним аналогичный случай с коростелем, когда вид был внесен в Красную книгу Европы в число глобально угрожаемых видов. Однако результаты трёхлетних учетов по проекту «Коростель в России» (координатор— А. Л. Мищенко) показали, что в Европейской части России число только кричащих самцов более миллиона!
ПОЧЕМУ ПАДАЕТ ЧИСЛЕННОСТЬ?
Конечно, с дупелем ситуация несколько иная. Во многих центральных районах России он уязвим и страдает прежде всего от таких факторов, как распашка лугов в местах токования, закустаривание, прекращение умеренного выпаса скота, приводящее к зарастанию пастбищ высокой травой, многолетнего отсутствия сенокошения. В то же время много гнезд и маленьких дупелят гибнет при раннем сенокошении, от хищничества серых ворон и лисиц, весенних палов, постоянного беспокойства в период гнездования в результате полевых испытаний и натаски легавых собак. Я сам был свидетелем того, как на полевых испытаниях легавых на динамовской базе под Марковом вороны в поисках кладок буквально караулили вылетающих из-под собак дупелей. Всё внимание экспертов было приковано к работе собак. Я же, как орнитолог, больше смотрел на птиц и под ноги. В тот день мы с моим коллегой охотоведом А. Кормилициным нашли 2 гнезда дупеля (одно непосредственно на току!) и одно бекаса, а кроме того, пару гнезд дупеля и одно чибиса, раздавленных сапогом человека. Уверен, что уважаемые эксперты даже не заметили этого, сосредоточив своё внимание на собаках. Поэтому в числе факторов, отрицательно влияющих на отдельные популяции дупеля, мы вынуждены были написать в заключительном документе: «Pointing dog’s field competitions» (полевые испытания легавых).
ОХОТА
Охота на дупеля сегодня сохранилась во всей Европе лишь в трех странах: в России, Белоруссии и на Украине. Во всех западно-европейских и восточно-европейских государствах она была закрыта и уже довольно давно. В начале 1990-х годов охоту на дупеля закрыли в Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Почти во всех странах дупель внесен в Красные книги. В настоящее время он относится к числу уязвимых видов, требующих пристального внимания и изучения. В ближайшее время из-за катастрофического сокращения численности дупель будет внесен в Красные книги Украины и Белоруссии, и охота на них там, возможно, будет закрыта.
Ну а что же в России? Я готовился к тому, чтобы защитить охоту на дупеля, чтобы он не был включен в число видов, охота на которые запрещена. Однако этого не потребовалось. В своем докладе я рассказал, что, по данным научной группы «Вальдшнеп» ГУ «Центрохотконтроль», основанным на анализе массового анкетного опроса охотников-легашатников, добыча дупеля в России оценивается примерно в 32 тысячи особей, что составляет менее 5% общей численности гнездовой популяции. Северные же популяции вообще практически не трогаются охотниками. Прибавьте к этому, что в основном у нас добываются молодые дупели (по данным выборочного осмотра трофеев у легашатников, дупелиная молодёжь составляет около 80% добычи). Взрослые дупеля, закончившие размножение, как правило, отлетают к местам зимовок (в тропическую Африку) уже в июле, и большая их часть уходит из угодий до открытия охотничьего сезона. Охота на пролетного дупеля из северных популяций очень ограничена местами осенних высыпок. Многие охотники, наверное, замечали, что после отлета местных дупелей, пролетного «сентябрьского» встретишь редко. Мест осенних дупелиных высыпок довольно мало, но из года в год они более или менее постоянны. Объясняется это, прежде всего, феноменом быстрой миграции, свойственной дупелю: эти кулики предпочитают набрать жировые запасы в родных местах, а затем сразу же быстрым броском всего за считанные дни оказаться на местах зимовок в Африке. К тому же места осенних остановок они выбирают очень придирчиво, ориентируясь главным образом на богатство почвы червями и беспозвоночными.
Итак, вопрос об ограничении и тем более закрытии охоты на дупеля на совещании даже не стоял. Никто из зарубежных коллег-орнитологов не упрекнул Россию за охоту на дупеля. Что касается регуляции современной охоты, то была лишь одна рекомендация, которую мы полностью поддержали — не открывать охоту в июле, чтобы не изымать репродуктивную часть гнездовой популяции. Скоро будут обсуждаться новые Правила охоты в России. Мы предлагаем внести в них следующий пункт: «Охота на болотно-луговую дичь с подружейными собаками (легавыми и спаниелями), имеющими родословные, свидетельства или справки о происхождении, открывается с первой субботы августа». Эта запись вошла в обсуждаемый международный план по дупелю.
Большое значение имеет выявление наилучших мест размножения дупеля, так называемых ключевых территорий. Для каждой страны такая территория должна составлять не менее 1% от общей численности национальной популяции дупеля и определена в 20 токующих самцов на 10 кв. км угодий для юго-западных европейских популяций, 50 самцов на 10 кв. км для Белоруссии, 100 самцов на 10 кв. км для Скандинавии и 250 самцов на 10 кв. км для бореальной (лесной) зоны России. Такие места необходимо найти, зарегистрировать, и они будут служить объектами пристального внимания. Охота в России в этих угодьях не будет ограничена, но вот от мелиорации, распашки, дачного строительства, хозяйственного и прочего негативного влияния эти угодья будут защищены.
О ДУПЕЛИНЫХ ТОКАХ
Чтобы возможно более точно знать численность дупеля в России, надо знать места дупелиных токов. Мы обращаемся ко всем охотникам, кто охотится на дупеля, любит и знает эту птицу, присылать нам в редакцию сведения о дупелиных токах с указанием места, примерного количества токующих птиц и своего адреса. На конверте делайте пометку «Дупель». Конфиденциальность этих данных гарантируется, опубликованы они нигде не будут, лишь составят базу данных в нашей научной группе по изучению охотничьих видов куликов ГУ «Центрохотконтроль». По возможности эта информация будет проверяться нашими сотрудниками. Цель же этого одна — защитить российскую охоту на дупеля, выделить ключевые дупелиные биотопы и оградить их от пагубных последствий хозяйственной деятельности человека, оценить численность и доказать на европейском уровне правомерность нашей охоты с легавыми на дупеля.
И еще об одном. Все в большем числе стран предпринимаются попытки реставрации утраченных дупелиных угодий, создания оптимальных дупелиных биотопов. После того как правительство Эстонии выделило на реализацию национального плана спасения дупеля 1 млн евро, численность вида не только стабилизировалась, но и стала расти. Угодья соответствующим образом готовят: проводят увлажнение мелиорированных земель, сроки сенокоса отодвигают на более позднее время, за что выплачивают компенсации фермерам, борятся с закустариванием и зарастанием дупелиных угодий. На мой вопрос, что можно сделать у нас, в местах былого обитания дупеля в мелиорированных угодьях, один из эстонских орнитологов порекомендовал: «Договоритесь с сельскохозяйственными организациями и на брошенных землях, где несколько лет назад была мелиорация и не проводятся сейчас сельскохозяйственные работы, засыпьте все мелиоративные канавы. Возрастет заболоченность и увлажненность почв. Поддерживайте структуру растительности и почвы умеренным выпасом скота и поздним сенокосом. У вас появятся в этих угодьях и дупель, и бекас, и утка.» Что ж, будем надеяться, что вскоре охотничьи организации займутся этим всерьез.
Международный план действий по изучению и сохранению дупеля в Европе был тщательно разработан всеми участниками. Получился солидный документ на 35 страницах машинописного текста. Утверждение его состоится на второй сессии технического комитета Афро-Евразийского соглашения по мигрирующим водно-болотным птицам (AEWA) 26-28 сентября 2002 года в Бонне (Германия).