Выступая на торжественной церемонии открытия, мэр Москвы Юрий Лужков сказал: «Туризм – в высшей степени экономически выгодная деятельность для каждого государства, для каждого региона России».
Те из вас, кто когда-то смеялся над забавными приключениями мещанина во дворянстве, описанными Ж.-Б. Мольером, наверняка помнят, насколько был изумлен господин Журден, узнав, что он всю жизнь говорил прозой. Не меньшее удивление у современного российского охотника, никогда об этом особо не задумывавшегося, вызывает и тот факт, что поездка на охотничью базу и проживание на ней или разбивка лагеря в лесу является охотничьим туризмом.
Как определяет энциклопедический словарь, туризм – это прогулка, поездка, путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха. Сама по себе охота как «выслеживание и преследование диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, с целью их добычи» является, безусловно, главным, если не основным, элементом любой поездки на охоту. А ради чего еще ехать за двести, триста, тысячу километров, водки выпить? Так это можно и дома с таким же успехом сделать. Главное в поездке на охоту – это добыча трофея. Но ведь на месте охоты нужно еще где-то жить, добираться до места охоты, питаться, в конце концов. Согласитесь, что даже радость от добычи трофея порой не может заглушить отрицательные эмоции, возникшие в связи с плохим обслуживанием на охоте, с некомфортными условиями проживания. Значит, должна быть соответствующая инфраструктура, должны быть квалифицированные егеря, знающие угодья, должен быть обслуживающий персонал в местах остановки.
То, что потенциал развития охотничьего туризма в России исключительно велик и используется далеко не полностью, говорили все участники недавно прошедшей в Москве выставки MITF-2006, генеральным информационным спонсором которой был Издательский дом «Московский комсомолец».
«MITF – ТУРИЗМ И ОТДЫХ»
В шестой раз под сводами Гостиного двора прошла международная выставка «Туризм и Отдых». В этом году в работе выставки приняли участие 80 субъектов Российской Федерации, которые были представлены как туристическими компаниями, так и региональными администрациями по туризму. Общее количество участников выставки, в том числе и из 45 стран мира, превысило тысячу, так что при желании можно было получить объективную картину состояния охотничьего туризма не только в России, но и в зарубежных странах. Результатами этого опроса я и хочу с вами поделиться.
Выступая на торжественной церемонии открытия, мэр Москвы Юрий Лужков сказал: «Туризм – в высшей степени экономически выгодная деятельность для каждого государства, для каждого региона России. Многие страны решают свои важнейшие экономические проблемы посредством туристической деятельности.
Российские регионы все активнее занимаются развитием туристической деятельности. Это и познавательный туризм, и туризм спортивный, и туризм экстремальный. Выставка MITF поможет россиянам, которые благодаря финансовой стабилизации в стране получили гораздо больше возможностей для туристических поездок, выбрать для себя наиболее оптимальный маршрут».
Депутат Госдумы Валерий Драганов, председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы, поддержал позицию мэра Москвы, отметив, что туристический бизнес является одним из приоритетных направлений экономической политики России. Однако в современных условиях развитие туризма немыслимо без развития соответствующей инфраструктуры, подчеркнул Валерий Драганов.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОСТОРЫ
Так что же предлагали участники MITF-2006 посетителям выставки, интересующимся рыболовными и охотничьими турами? Как всегда, полная и исчерпывающая информация была представлена на стендах зарубежных туристических компаний и информационных стендах зарубежных государств. Норвегия и Вьетнам, Венгрия и Болгария, Литва, Латвия и Эстония, Танзания и ЮАР и другие страны мира ждут российских охотников и рыболовов. Абсолютно все, с кем мне довелось пообщаться на выставке, говорили о том, что потенциал этого направления в туристическом бизнесе реализован далеко не полностью. Открывающиеся перспективы с учетом возможного спроса со стороны российских охотников и рыболовов поистине безграничны.
Еще в советское время Прибалтийские республики славились высокой культурой проведения охоты и ведения охотничьего хозяйства. Это и понятно, и объяснимо, так как охота проводилась в соответствии с европейскими традициями, культурой и менталитетом. То же самое можно сказать и о ведении охотничьего хозяйства. Приведу краткую цитату из книги К. Оглоблина и Ф. Гаврикова «С ружьем и удочкой», изданной в 1992 году: «К этому следует добавить исключительно заботливое отношение людей к природе. Охрана природы на территории Прибалтийских республик входит в прямую обязанность работников лесного хозяйства».
Директор Информационного центра по туризму Литвы в Москве Бируте Ненартавичюте рассказала корреспонденту «РОГ» о современном состоянии охотничье-рыболовного туризма в Литве. По ее мнению, было бы интересно открыть возможности охотничьего и рыболовного туризма для литовцев в России, а для россиян – в Литве. Наибольший интерес для литовцев представляет рыбалка на Волге и Дону, Байкале, на реках Сибири. Сдерживающим фактом развития этого направления в туризме является практически полное отсутствие информации о возможностях приема гостей из Литвы и слишком малое количество компаний, работающих в этом направлении. К тому же российские туристические компании не проявляют пока особого интереса к рекреационным возможностям ближайшего соседа. Возможно, это следствие отсутствия спроса, но ведь спрос необходимо формировать. Трофейная охота в Литве может быть весьма успешной и организованной на самом высоком уровне, заверила меня г-жа Ненартавичюте.
Еще одним обстоятельством, отрицательно влияющим на развитие охотничье-рыболовного туризма, является практически полное отсутствие информации по этому направлению на выставках. Усиленно развивается в последнее время сельский туризм, позволяющий отдохнуть в экологически чистых местах и при этом заняться рыбной ловлей на озерах и реках Литвы. Полным ходом идет создание инфраструктуры, сохраняющей окружающую среду, позволяющей горожанину пользоваться в полном объеме привычными для него удобствами.
Уровень культуры ведения охотничьего хозяйства в Болгарии хорошо известен российским охотникам. Трофеи, добытые в Болгарии, по праву занимают почетные места в коллекциях трофеев ведущих охотников мира. Однако число россиян, приезжающих в Болгарию на охоту, крайне невелико, отметила представитель Агентства национальной туристической информации Катя Жекова.
Точно такие же ответы я получил от представителей Венгрии, Польши, Чехии, Словении... Может быть, российским туристическим компаниям все же стоит наладить связи с зарубежными партнерами, организующими охотничьи туры?
А вот с рыболовными турами за рубеж для россиян проблем нет. В уловистых местах Финляндии и Норвегии русская речь звучит довольно часто и уже стала привычной. И на то есть несколько причин, о двух из которых я скажу немного позже.
РОССИЙСКИЕ ПРОСЕЛКИ
Организаторы выставки приложили все усилия для того, чтобы дать возможность регионам России представить свой потенциал в сфере туризма. Но лишь на небольшом количестве стендов российских регионов можно было получить информацию о конкретных рыболовных и охотничьих базах, условиях размещения и цене за проживание, хотя все представители регионов отмечали поистине неисчерпаемый потенциал российских регионов в плане развития охотничьего и рыболовного туризма. Беда только в том, признавали они, что этим направлением никто не занимается.
Как вы знаете, в России активно идет передел собственности, наиболее лакомые охотхозяйства уходят к новым владельцам. С одной стороны, это печально, так как общественные организации охотников остаются без охотничьих угодий. С другой стороны, нельзя не признать очевидную пользу этого процесса. Есть ли у общественных организаций деньги на поддержание баз на достойном уровне? Есть ли у них средства на проведение необходимых мероприятий по дичеразведению? Еще несколько лет назад принадлежащее общественной организации охотхозяйство, куда я ездил на открытие летне-осеннего сезона охоты на водоплавающую дичь, за неделю до открытия выпускало по тысяче уток в каждый из пяти заливов, в которых и проходила охота. В новых экономических условиях на это уже нет средств. Нормальной охоты в этом хозяйстве больше нет. Налетит на тебя за зорьку пара уток, и все. И это на открытии! Ради чего тогда сдавать взносы? Ради содержания бюрократического аппарата?
Представитель администрации Карелии сказал, что рост охотничье-рыболовного туризма в республике во многом сдерживает то обстоятельство, что в угодьях, где можно проводить охоты, нет баз, где можно было бы достойно размещать охотников.
Однако ситуация не такая печальная, как может показаться на первый взгляд. Как сказала Юлия Кучерявых из Нижегородской области: «Строятся новые базы, постепенно развивается охотничье-рыболовное направление во внутреннем туризме. Активизация туристического бизнеса в Нижегородской области стала возможна благодаря помощи со стороны губернатора Валерия Шанцева». Ее точку зрения разделил и Владимир Губа, заместитель начальника управления культуры, внешних связей и туризма администрации Смоленской области: У старых охотхозяйств появляются новые собственники, строятся новые комфортабельные базы». Ведется строительство и уже построены новые базы в Калужской, Тульской и Волгоградской областях, в Мордовии и других регионах России.
Тем не менее некоторые компании, занимающиеся охотничьим и рыболовным туризмом, идут по пути наименьшего сопротивления и предпочитают жить когда-то наработанным запасом. Представитель туркомпании из Рязани предложил мне несколько маршрутов на выбор, но почему-то практически все предложенные им маршруты и варианты размещения находились на территории и базах Коробовского охотхозяйства ВОО ГШ, расположенного в Московской области. Странно, разве в Рязанской области нет достойных мест для размещения охотников и проведения охот? И хотя я не являюсь специалистом по туризму, мне известны по крайней мере четыре недавно построенные охотбазы в Рязанской области, где есть возможность и прекрасно отдохнуть, и поохотиться, причем не обязательно с ружьем. Энтузиасты возрождают в Рязанской области охоту и с ловчими птицами, и конные охоты с борзыми, но сотрудникам компании, представлявшей Рязанскую область на выставке, о них почему-то ничего не известно.
Хорошо, что находятся инвесторы, вкладывающие деньги в развитие инфраструктуры охотничьего туризма, и хотя бизнес есть бизнес: никто работать себе в убыток не будет, тем не менее отрадно уже то, что пробиваются первые ростки цивилизованного развития этого направления туризма. Однако есть и проблемы, о которых мы поговорим в следующий раз.