«Крепко, уверенно целюсь в передового. Две четверти вперед. Жму гашетку. Спорый удар заряда отзывается во мне крепким поцелуем. Гусь мертвым, грузным комом стукает оземь. Есть! Второй выстрел делаю в радостном ознобе, не целясь, прямо по смешавшейся и загоготавшей стае. Это всегда промах».
Валериан Правдухин, «Годы, тропы, ружье».
«Никто не учится стрелять из магнума 45 калибра», – говорил ковбой Марльборо из одноименного триллера.
И это очень верная мысль. Большинство же наших начинающих охотников, едва получив охотничий билет, спешат сразу купить себе полуавтомат. Причем нет никакой разницы, городской это охотник или сельский, отечественный автомат приобретается или импортный.
На открытии утиной осенней охоты в Подмосковье я специально прикинул, какой процент составляют «автоматчики». Результат был потрясающий – 8 из 10 стрелков были вооружены 5-, 7- и 10-зарядками. Причем, судя по тому, что большинство держало их как палки – это были начинающие. Напротив, люди посолидней и явно поопытней уверенно манипулировали двумя стволами. Чем же прельщают многозарядки начинающих стрелков? Да все очень просто. Логика у них железная: чем больше выпустишь снарядов в сторону дичи, тем скорее добудешь трофей. Мне довольно часто приходилось слышать из уст таких «стрельцов» одну совершенно нелепую, но произносимую с искренней верой фразу: «Да у меня полуавтомат. Дам пять раз в ту сторону, каким-нибудь да попаду». Тогда уж лучшим вариантом будет десятизарядная «Сайга». (Должен вас разочаровать, друзья: не надейтесь, не попадете.) Логика действительно железная, но с точностью до наоборот. Очень редко, практически никогда, неприцельный выстрел, выпущенный лишь в сторону цели, поражает мишень. Не важно, снаряжен патрон пулей или дробью. Пять или больше выстрелов, сделанные по тому же принципу, дают тот же эффект. Как же все-таки научиться прилично стрелять из полуавтомата? Вот об этом я и хотел поговорить.
Действительно, хорошо работающий, маневренный, прикладистый полуавтомат очень добычливое оружие, НО! Только в умелых руках. Дилетант, выпускающий кучу патронов «в небо», рискует совсем остаться без трофея, в лучшем случае, наделав подранков, и, как следствие, разочароваться в охоте, испортив настроение себе и другим. Как же научиться стрелять? В идеале, конечно, начинать стрелять на охоте следует с одностволки (мое поколение так и училось). Тем, кто делает свои первые шаги в 18–20 лет, я бы так и советовал поступить. Другое дело, когда охотой собирается заняться (за компанию, из соображений престижа, для налаживания контактов или отдавая дань моде) бизнесмен средних лет. Естественно, он может купить себе любое доступное его финансовым возможностям оружие (и не одно). Пусть это будет полуавтомат (но только не помпа и не «Сайга» – о них я вообще разговаривать не хочу). Как с ним быть, сейчас разберемся. Во время стрельбы по одиночной цели, прежде всего, забудьте, что у вас в руках запас патронов – прицельным может быть только одиночный выстрел. Самым же результативным бывает первый. При удачном раскладе (верное опережение, выстрел в меру, поводка без остановки) необходимость в последующих выстрелах, естественно, отпадает. Второй и третий патроны пригодятся вам, разве что, для дострела подранка. Другое дело, стрельба по стае, в частности, гусям и уткам. Здесь начинающий «автоматчик» должен сразу же перебороть желание выстрелить по куче, и хотя это очень тяжело, альтернативы просто нет. Недавно на осенней охоте мой товарищ, безрезультатно выстреливший дуплетом по близко налетевшим гусям, сильно горевал об отсутствии в руках полуавтомата. По его словам, он выпулил дуплетом прямо в стаю, когда разглядел у идущих на посадку гусей лапы и клювы. Никакие мои уверения, что по стаям так не стреляют и что каждым выстрелом необходимо выбирать отдельную цель, ни к чему не привели. Он мечтает купить пятизарядку, чтобы впредь осыпать стаю пятью зарядами вместо двух. В глазах такого стрелка складывается, на первый взгляд, очень радужная картина. Дробовой сноп должен осыпать примерно пятую часть стаи, соответственно, пять выстрелов накроют ее всю и, следовательно, должны упасть все гуси или утки из налета. Красота, не правда ли? Вся беда в том, что обычно не падает ни одной птицы. Но почему-то с этим убеждением начинающий стрелок расстается очень неохотно, даже после горького опыта. Мало того, охотник часто вообще не попадает в стаю, поскольку точного прицела такой выстрел не требует и можно не контролировать планку (открытая планка – заряд проходит сверху, утопленная – снизу), не прижимать щеку к ложе и т.д.
Итак, запомним: каждый выстрел должен быть сделан по отдельной, определенной цели. В этом случае у вас всегда есть шанс (гораздо больший, чем у «палилы»), что под сноп подвернется еще одна (бывало, что и пара) шальная птица. Поднабравшись опыта, можно попытаться подловить «сплывшуюся» в воздухе пару и накрыть ее целенаправленно. Но это уже высший пилотаж.
Из своего опыта могу поделиться наблюдением. Охотясь на гусей в Германии, мы с напарником добывали по несколько десятков птиц за утро, но только однажды моему коллеге удалось зацепить одним выстрелом пару, мне же так не посчастливилось ни разу. Охотясь с полуавтоматом на гусей из ямы, табун следует напустить на ближний встречный выстрел (это обеспечат правильно посаженные чучела и профиля) и, встав, быстро вскинуть ружье. В этом случае встревоженные вашим появлением птицы начнут уходить в стороны с набором высоты и подставят вам животы. Поскольку скорости у них еще нет, первые два выстрела нужно делать без упреждения, прямо по головам или даже в обрез груди, выбирая ближних птиц. Третий, четвертый, пятый выстрелы производятся уже в полуугон и угон, с небольшим упреждением в уходящую сторону. По пролетающей транзитом стайке уток или гусей стреляют, выбирая первой жертвой либо ближнюю птицу, либо одну из летящих в середине. Обогнав стволом выбранную цель и нажав на спуск, не делая ни малейшей остановки (например, чтобы посмотреть на результат выстрела), продолжайте вести автомат до пересечения со следующей мишенью. Дальше, снова обгон – выстрел, до тех пор, пока дичь находится в зоне поражения. Но это – для средних и дальних дистанций. При скоростной, ближней стрельбе, для экономии времени ствол можно переводить от одной птицы к другой плавным броском. Старайтесь не стрелять по одной и той же цели дважды. Есть риск многократно повторить одну и ту же ошибку. Например, пустить все пять выстрелов «по заду». Поменяв цель, вы меняете и линию прицеливания – возможно, она и будет верной (это для начинающих, профессионал привязывается к мишени и не отпускает ее, куда бы она не свернула). Очень важно заставить себя прекратить стрельбу, как только дичь вышла из зоны поражения или пошла над труднодоступным местом, где достать ее будет проблематично. Неэтично делать подранков дальними выстрелами (чем часто грешат автоматчики) или бросать ненайденную добычу. На мой взгляд, триплет по быстро пролетающим уткам максимально допустим для полуавтомата. Четвертый и пятый выстрелы, как правило, неэффективны. Другое дело, стрельба с подхода по уткам, тетеревам и другим стайным птицам. Поскольку поднимающиеся с земли и воды птицы не набрали скорости и, к тому же, взлетают не одновременно, а вразнобой, то в этом случае можно бить на выбор, если это допустимо нормой отстрела.
Автоматчик всегда должен помнить, что его оружие создано не для массированной стрельбы по площадям, а служит лишь для поражения нескольких целей, поправки ошибок, сделанных первым дуплетом, и дострела подранков, не тратя времени на перезарядку.
Полуавтомат может быть как незаменимым помощником в опытных руках, так и причиной довольно обидных неудач и на зверовой охоте. Однажды, на товарном отстреле лосей, мне удалось после двух неудачных выстрелов (пули попали в деревья) положить третьим, четвертым и пятым выстрелами трех лосей. В результате благодаря ему я стал героем вместо неудачника, если бы имел на руках двустволку. На другой охоте стрелок напустил в меру одну за другой двух лисиц и обеих взял. Второй же охотник, открыл пальбу (рассчитывая на большую площадь поражения) по лисице еще на подходе. В результате его очереди ушел не только первый зверь, но и две лисицы, которые шли следом, махнули через флажки. Дело в том, что зверь, услышав один выстрел, не ориентируется, откуда он раздался, зато очередь прекрасно говорит ему, где стоит охотник. Как-то, выйдя погулять по лесу, я, чтобы не таскать тяжелый автомат, захватил двустволку. Заметив мелькающего в траве зайца, сдуплетил по нему, после чего невредимый зверек выскочил на чистину передо мной и сел. Пока я перезаряжал двудулку, он, естественно, смылся. После этого случая я, вот уже 30 лет, хожу на любые охоты с полуавтоматом.
Еще один немаловажный момент. В какой последовательности, какими номерами дроби снаряжать магазин полуавтомата? Ведь, по сути дела, «автоматчик» – раб своего оружия. Приходится стрелять тем патроном, который у тебя в стволе. Если в двустволку можно зарядить один патрон с крупной дробью, а в другой – мелочевку и при появлении разной дичи нажимать соответствующий спуск, то на перезарядку полуавтомата уходит довольно много времени. Если на августовской утиной и специализированной гусиной охоте это не имеет существенного значения, то, например, в лесу, где может вылететь вальдшнеп и выскочить заяц, принято на первый выстрел заряжать дробь помельче, с последующим увеличением ее диаметра. Рассуждая логически, дичь всегда улетает или убегает, следовательно, и расстояние до нее будет увеличиваться.
К слову. На вопрос сержанта Суслова: «Разве не ружье МЦ-20?» Отвечаю категорично: «Для спортивной охоты – это не ружье». Хуже этого «весла» я еще не встречал. Как оружие промысловика – возможно. Точно так же, как «Берданка» такое же ружье, как горбатый «Запорожец» – автомобиль. Почему-то большинство автолюбителей пересело сегодня на комфортные, экономичные, скоростные и, как это ни печально, импортные автомобили. Пусть подержанные, недорогие, но удобные... С тех пор, как я в 8 лет добыл из одностволки свою первую белку, через мои руки прошли десятки ружей самых различных систем и модификаций, как отечественных, так и импортных. Расстреляны сотни тысяч патронов на стрелковых стендах и на охоте, и я не понимаю, зачем нужно расхваливать откровенные неудачи наших и американских конструкторов и вчерашний день охотничьего оружия. Владельцам же полуавтоматов напомню, что в их руках очень серьезное оружие, но оно не терпит шапкозакидательского отношения к себе.