Этот зверь явно тяготеет к лесам бореального типа, где находит хорошие укрытия и пищу. Глухие леса защищают рысь от опасного конкурента – волка.
Известно, что волк – изначально обитатель открытых и полузамкнутых ландшафтов – избегает, особенно в зимний период, глухих лесов, где нет лесных дорог и полей. Одна из причин – глубокоснежье, затрудняющее поиск и поимку добычи. Раньше естественным конкурентом рыси по всей полосе тайги была росомаха. Теперь их ареалы пересекаются в основном в северной тайге. В отличие от волка, росомаха не опасна для рыси, но есть свидетельство сибирских охотников, что росомаха способна отобрать у нее добычу. Однако рысь – это активный охотник, а росомаха – больше охотник-собиратель, поэтому конкуренция между этими хищниками выражена слабо. Это имеет важное значение в условиях северной тайги. Рысь хорошо адаптирована к условиям хвойных и смешанных лесов таежного типа.
У зверя относительно крупные лапы, к зиме покрывающиеся достаточно густым волосом, который не только увеличивает площадь опоры, помогая не проваливаться в снег, но и снижает шум во время ходьбы по хрустящей корочке смерзшегося снега. Корочка снега образуется при незначительном колебании температур, от положительных к отрицательным, что для подзоны южной тайги европейской части России весьма обычно. Этот зверь довольно высок на ногах, что значительно упрощает движения по рыхлым лесным сугробам и буреломам.
Подобное наблюдается у африканской кошки – сервала, но связано это с густой и высокой травой саванны и ловлей мелких грызунов. Лапы рыси, несмотря на то, что покрываются к зиме густым волосом, дают неплохие отпечатки мякишей пальцев, особенно на влажном снегу. Это говорит о том, что значительная часть веса зверя равномерно распределяется на каждый из четырех пальцев. При ходьбе по снегу рысь идет чисто, не чертит след, а следовая дорожка не столь прямая, как у лисицы. Шаг у рыси 35–40 см, а на мелком снегу до 45 см. Размер отпечатков лап у самца 11 см в длину и 9 см в ширину. По чернотропу следы рыси можно фиксировать по старым лесным дорогам, местам водопоя. К концу апреля следы рыси становятся более четкими, часть волос, вырастающих к зиме на ступнях лап, выпадают. У рыси пястные и плюсневые мякиши несут меньшую нагрузку, чем мякиши пальцев. Среди других кошек такая особенность встречается редко.
Среднерусская рысь ведет оседлый образ жизни, перемещаясь по своей большой территории. В других частях ареала вида эта кошка может сезонно кочевать, следуя в биотопы, где наибольшая концентрация потенциальной добычи, например это происходит в горах. Животным, обитающим в условиях южной тайги, помогает вести оседлый образ жизни ряд факторов, один из которых – отсутствие глубокой депрессии численности зайца-беляка. Баланс численности этого зайца в южной тайге обусловлен более разнообразными кормовыми условиями по сравнению с северной тайгой и мозаичным распределением их по территории. Все это снижает вероятность эпизоотий и голода.
У этого зверя немало резервной добычи.
К ней относятся мышевидные грызуны, рябчики, сойки, вероятно, и белки, а также изредка косули. В позапрошлом веке рысь охотилась в южной тайге на молодых северных оленей (лесная форма), естественный ареал которых доходил до Ржева, Твери. Для благополучия этого зверя необходимо сохранять значительные площади спелых лесов, здесь рысь может постоянно жить и размножаться. Несмотря на то, что на этого зверя до сих пор охотятся, охоту на него надо тщательно регулировать. Дело в том, что исходно это вид с небольшой плотностью популяции. Кроме того, у рыси весьма слабые репродуктивные возможности. Самка приносит раз в год двух рысят, а то и раз в два года. Из этого следует, что охрана этого вида необходима, особенно в густонаселенных районах средней полосы России.