Уважаемая редакция! Меня удивила статья в №15 (715) «РОГ» за 2008 г. автора В.Бодункова. По сути, не дав никаких предложений в новые Правила охоты в РФ по совершенствованию процедуры повышения уровня знаний охотниками правил охоты, обеспечения безопасности на охоте, автор статьи «Охотминимум – миф» делает совершенно необоснованные выводы о действующем законодательстве и при этом совершенно не владеет ситуацией с разработкой нового законодательства в области охоты в Российской Федерации. Учитывая, что он предлагает мне ответить на страницах «РОГ» на все его необоснованные выводы и утверждения, я прошу напечатать мое письмо. Уважаемый Валентин Бодунков, удовлетворяю Вашу просьбу и отвечаю на возражения в той последовательности, как они Вами изложены.
Типовые правила охоты в РСФСР утверждены приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 года №1.
Правопреемником этой существовавшей в то время структуры является Департамент охоты и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ.
Эти Правила являются действующими, поскольку правопреемник не заменил данный документ новыми Правилами охоты в РФ. Новые правила в настоящее время разработаны, но были возвращены в Минсельхоз РФ на доработку (см. «РОГ» №13 (713) за 2008 г., стр.6). После доработки они должны пройти государственную регистрацию в Минюсте РФ.
В настоящее время они официально в Минюст РФ не представлялись, о чем меня информировал заместитель директора Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Минюста РФ В.А.Миненко письмом от 04.04.2008 г. № 01-1438.
После прохождения, согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, госрегистрации данные Правила охоты в РФ будут утверждены Правительством РФ и введены в действие с одновременным признанием Типовых правил охоты в РСФСР утратившими силу.
То, что Типовые правила охоты в РСФСР являются действующими, подтверждается тем, что в них в последнее время вводились изменения, в частности:
– решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 года № ГКПИ05-987 пункт 22.3 в части, касающейся запрета применения на охоте пневматического охотничьего оружия с дульной энергией не более 25 Дж, признан недействующим и не подлежащим применению со дня введения в действие Федерального закона «Об оружии»;
– решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2007 года № ГКПИ07-385 пункт 22.1 в части, касающейся запрета применения на охоте малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской и спортивной охоты, признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Инициатива отмены данного запрета принадлежит мне.
Учитывая, что в этих судебных заседаниях Верховного Суда РФ принимали участие представители Генеральной прокуратуры РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, то этого достаточно для доказательства того, что данные правила являются действующими.
Никто не станет заниматься рассмотрением отмененного документа на таком уровне и тем более вводить в него изменения.
Ну, а по поводу Вашего замечания, что эти Типовые правила охоты в РСФСР не прошли государственную регистрацию в Минюсте РСФСР, то, по-видимому, в 1988 г. это не было обязательным.
Ваша ссылка на ст. 55 Конституции РФ в том, что Типовые правила охоты в РСФСР не являются Федеральным законом и не могут регулировать отношения в области охоты, также не состоятельна. Тем более что эти Типовые правила не ограничивают Ваши права и свободы как гражданина, а устанавливают правила охоты и ведения охотничьего хозяйства. К Вашему сведению, ст. 55 Конституции РФ эти вопросы не регулирует, и ссылка на эту статью по меньшей мере вызывает недоумение. Если следовать вашей логике, то тогда и Правила дорожного движения в РФ не могут регулировать отношения на дорогах. Ведь они не являются Федеральным законом. Что же, давайте ездить по нормам ст. 55 Конституции РФ. Думаете, что на дорогах будет все в порядке? Странная логика.
Далее Вы констатируете факт, что правовое регулирование в области охоты и охотничьего хозяйства осуществляет Минсельхоз РФ. А кто с Вами в этом спорит? Вопрос только в том, что это «регулирование» Минсельхоза РФ до сих пор не привело к разработке и введению в действие Правил охоты в РФ. И что Вы предлагаете в этой ситуации – Типовые правила охоты в РСФСР признать недействующими и охотиться по новым, несуществующим? Ответьте, уважаемый оппонент, как Вы это себе представляете?
Тем более что те Правила охоты, которые в последнее время были разработаны и действовали в регионах РФ, утратили свою силу, поскольку ст. 40 Федерального закона «О животном мире» с 01.01.2008 г. действует в редакции:
«Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации».
В старой редакции ст. 40 было: «...утверждаются Правительством Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации». То есть права утверждения Правил охоты в субъектах РФ теперь сами субъекты лишены.
Ответьте, уважаемый оппонент, как Вы представляете эту ситуацию совместно с Вашим утверждением, что Типовые правила охоты в РСФСР являются недействующими! По каким теперь Правилам охотиться, за нарушение каких Правил привлекать к ответственности? Браконьерам теперь будет с Вашей помощью раздолье. Нет действующих Правил, значит, и нет основания для привлечения к ответственности. Вам они за такое утверждение прижизненный памятник поставят.
Так что не горячитесь и «не отменяйте» действующие Типовые правила охоты в РСФСР – других сейчас просто нет. Ни в РФ, ни в регионах.
А Правительство РФ не будет утверждать Правила охоты, разработанные в регионах, до тех пор, пока не будет утвержденных Правил охоты в РФ. А их утверждение процесс довольно длительный, учитывая, что они еще не только не прошли регистрацию в Минюсте РФ, а даже и не представлялись на регистрацию.
А вертикаль власти и единое правовое пространство в РФ никто не отменял. И основным документом, регламентирующим вопросы охоты и охотничьего хозяйства будут Правила охоты в РФ, а разработанные региональные Правила охоты не должны им противоречить.
По поводу моего предложения по сдаче охотничьего минимума. Вы не совсем поняли суть моего предложения. А оно заключается в том, чтобы при сдаче экзаменов присутствовал представитель охотнадзора, а не должностное лицо, выдавшее билет с печатью ГОСОХОТОРГАНА, как вы излагаете в своей статье. ГОСОХОТОРГАН это субъект отношений, который одной рукой выдает билет и принимает оплату за него, а другой ставит печать о сдаче экзаменов.
И что, Вы искренне уверены, что здесь будет присутствовать объективность? Я лично в этом сомневаюсь. В приеме экзаменов обязательно должен участвовать независимый от ГОСОХОТОРГАНА представитель охотнадзора и ставить в протоколе свою подпись и печать. А он ценит свою печать и должность и не будет допускать липовых «охотников» в угодья. Тогда не будет «охотников», стреляющих из нарезного оружия в оклад, вдоль стрелковой линии. А со мной такое было, и, знаете, очень неприятно соседство с такими «охотниками».
А по поводу самого «охотминимума» или документа по «испытаниям по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием», суть моего предложения в том, что этот документ, при любом его наименовании, должен быть разработан специалистами, утвержден Департаментом охоты и согласован с Росохотнадзором. Поскольку все эти требования в Типовых правилах охоты изложить в полном объеме невозможно, то это должен быть отдельный документ. И быть обязательным приложением к Типовым правилам охоты в РФ. Только в этом случае сдача «охотминимума» или «испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием» будет правомерной, по согласованному и утвержденному документу, название которому даст Департамент охоты. А иначе при любом несчастном случае грамотный адвокат докажет в суде, что виновник несчастного случая не имел права на охоту, поскольку допуск его к охоте был оформлен на основе сдачи экзаменов по документу, разработанному лицом или организацией, не имеющими на это полномочий, не согласованному органом федерального государственного контроля в области охоты в лице РОСОХОТНАДЗОРА и, следовательно, не имеющему юридической силы.
И в заключение – об «удостоверении на право охоты». В настоящее время действуют и имеющееся у Вас «удостоверение на право охоты» (охотничий билет), и обычные охотничье-рыболовные билеты Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», который есть у меня. И вопрос о том, какой документ будет у охотников, должен решить Департамент охоты Минсельхоза РФ, поскольку «...правовое регулирование в области охоты и охотничьего хозяйства осуществляет Минсельхоз РФ». Лично меня билет ассоциации «Росохотрыболовсоюза» вполне устраивает. По нему я получаю путевки на пернатую дичь, на зайцев, лис, лицензии на копытных. Органы охотнадзора никаких претензий к моему билету не имеют. Поэтому я и не буду пробовать получать «удостоверение на право охоты», как Вы предлагаете. А вот когда Департамент охоты окончательно определится в этом вопросе, тогда и наступит время замены этих документов.
Возможно, и Вашего, с таким трудом полученного, как следует из Вашей статьи. При этом хочу отметить, что вопрос об охотбилете не должен являться предметом обсуждения моей статьи по порядку сдачи «охотминимума» или «испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием». Поскольку в ней я предлагал, как сдавать эти испытания и оформлять эту сдачу, а не какой документ должен быть у охотника.
Подводя итог, хочу отметить, что в своей статье Вы не дали никаких предложений в новые Правила охоты в РФ по совершенствованию процедуры повышения уровня знаний охотниками правил охоты, обеспечения безопасности на охоте.
А все Ваши утверждения и оценки законодательства об охоте явно свидетельствуют о Вашем незнании действующего законодательства и ситуации с разработкой нового законодательства в области охоты в Российской Федерации.
С уважением,