С нескрываемым интересом читал статью Андрея Медведева «На Черном и Азовском морях» в «РОГ» № 29 (677), 2007. Почти физически ощущал и обонял эти расчудеснейшие создания природы. Слышал крики чаек, видел игру дельфинов, вдыхал в истосковавшуюся грудь непередаваемый запах моря... Вспоминал сотни рыбалок в Туапсе, Новороссийске, Волне, Янтаре, Порт-Кавказе и, конечно, Голубицкой, Кочегурах...
Все места рыбалок и подводной охоты даже перечислить трудно. Придется вспомнить и ловлю катрана гитарной струной с длинных молов-волноломов Алушты, евпаторийские зори и попытки ловить рыбу в озере Саки, озеро Абрау вблизи Новороссийска с его знаменитой сарделькой и большеротым окунем, ловлю горбыля и луфаря вблизи Адлера и т.д.
Сегодня мне хочется более основательно «потоптаться» на берегу Азовского моря, в Голубицкой. В былые времена посещал частенько товарища, наведываясь по делам бизнеса в г.Темрюк. Сергей директорствовал в одной из коммерческих структур. Этот факт значил, что домик на берегу моря в Голубицкой был в нашем распоряжении. Иногда мне приходилось жить в этом домике 7–10 дней. Часто в одиночестве. Что меня несказанно радовало.
Первые рыбалки в Голубицкой не обрадовали. Андрей Медведев точен в деталировке места рыбалки. Вода – парная, мелко, дно песчаное или из ракушечника. Рыба не клюет. Лишь на зорях ловится бычок. Клюет редко. Уловы мизерные, по кубанским меркам. Кефаль клюет только в удалении от берега.
И нужен морской червь. А его нет в наличии, как говорится. Впрок морского червя не запасешь – не навозный червяк!..
Только на третий день попытался ловить рыбу поплавочной удочкой на кусочки креветки. К моему удивлению, клюнула тарань. Размером с ладонь. Я зашел в воду по пояс, думая, что дальше от берега может клюнуть тарань покрупнее.
Клюнула такая же тарань. И третья, и тридцатая тарань были одинаковыми. Но процесс пошел. Вечером угощал Сергея жареной таранью. За день удалось наловить около 6 кг серебристых рыбок. Правда, испытывал легкое недомогание.
Тело горело, как ободранное наждаком. Кожа приобрела за день цвет красного кирпича. Оказывается, я не учел двойное солнечное облучение. Прямое и отраженное от воды. Сергей не жалел сметаны, размазывая ее на моем теле, и подтрунивал над «приготовлениями» к завтрашней рыбалке.
– Свинец привезу, хамсу и мясорубку – тоже. Но, думаю, пару дней лежки тебе обеспечено... Забудь о рыбалке! – увещевал меня, полуживого.
Однако накаркал! Пару дней я «рыбачил» в лежку. На третий день ни свет ни заря начал трансформировать новороссийский опыт в голубицкий факт. Изготовил из свинца бублик диаметром около 30 мм. Пять отверстий в бублике пробил гвоздем. Привязал четыре коротких поводка и основную лесу. Хамсу дважды прокрутил на мясорубке с хлебом. Этот массой облепил бублик, придав форму куриного яйца, и утопил в ней четыре крючка.
Насадка-наживка, брошенная рукой, лететь далеко не желала. Но на 50–60 метров забросить ее удалось. К великому моему сожалению. Мне казалось, что крупная кефаль должна клевать далеко от берега. Плавала, как обычно, в 30–50 метрах от берега, на глубине 1,5–2 метра. Чего я еще не знал. Этот факт осознал только к обеду, поймав три лобана. Море оказалось с рыбой!
Я часто бывал в Голубицкой, Темрюке. Рыбалка в темрюкских «жабовниках» никогда не привлекала. На этих мелководных лиманах с мутноватой водой опытные кубанские рыболовы не рыбачат. Как и в Малом Горьком и Большом Горьком лиманах, где часто проводятся соревнования. На мой взгляд, даже плохонькая рыбалка в Голубицкой лучше.
Утренняя зорька может быть посвящена кефали, вечерняя – бычкам. Простой отдыхающий рыболов и в Голубицкой может отлично порыбачить. Если знает маленькие секретики и рыбачит поодаль от купающихся. Кстати, и местные рыболовы в этом вопросе не доки. Эта заметка будет полезна и для них. Знаю, о чем говорю. Местный опыт и традиции хорошо изучил. А они талдычат рыболовам: морской червь, морской червь, морской червь...
Анатолий ГОГОЛЕВ, г. Старый Оскол