22–23 июля 2008 года Министерство сельского хозяйства РФ провело совещание по вопросам государственного управления и нормативно-правового регулирования в сфере охоты и охотничьего хозяйства.
В совещании приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих с 1 января 2008 года государственные полномочия в области охраны и использования животного мира.
Открывая совещание, зам. Министра сельского хозяйства В.А. ИЗМАЙЛОВ акцентировал внимание на сложную ситуацию, в которой находится сейчас охотничье хозяйство России. Старая система управления охотничьего хозяйства ликвидирована и создается принципиально новая, связанная с передачей полномочий охотничьей власти в регионы. Предстоит очень большая работа, главное направление ее – создание нормативной и правовой базы. Действующий закон «О животном мире» не позволяет в полной мере решать насущные проблемы охотничьего хозяйства. В связи с этим в Государственную Думу был внесен на рассмотрение проект закона об охоте. Как бы этот проект не критиковали одно то, что он уже был рассмотрен и утвержден в первом чтении – большой успех. Ведь закон-то жизненно необходим! Сейчас до сентября еще есть время, надо внести в него существенные изменения, совершенствовать его с помощью специалистов-охотоведов и подготовить ко второму чтению. В большой степени готовности находятся новые Правила охоты в Российской Федерации, но они еще не утверждены правительством.
Директор Департамента охотничьего хозяйства В.В. МЕЛЬНИКОВ в своем выступлении подчеркнул, что прежде всего за последний год удалось снять напряженность в обществе по вопросам своевременного открытия охоты на лицензионные виды зверей, устранить противоречия и найти взаимопонимание между Департаментом охоты и Росохотрыболовсоюзом.
К сожалению, по словам В.В. Мельникова, Россия сегодня занимает самую низкую позицию на международном рынке охотничьих туристических услуг. В 2007 году только 750 иностранных граждан посетило Россию с целью охоты. В то же время, к примеру, в Польшу на охоту приезжало более 15 тысяч человек, которые принесли в казну этой страны 45 млн. евро.
Довольно жесткой критике В.В. Мельников подверг частные охотничьи хозяйства. Формально частных хозяйств у нас нет. Есть юридические лица и частные предприниматели, которые берут в аренду угодья для долгосрочного пользования, но большинство из них сейчас не дают в бюджет страны ни копейки. Часто они используют ресурсы диких животных только для себя. Ущемляются интересы рядовых охотников. «Не нужно забывать, – подчеркнул В.В. Мельников, что основная задача охотничьего хозяйства – это удовлетворение потребностей прежде всего рядового массового охотника».
Несмотря на то, что многие охотхозяйства в большом объеме проводят биотехнические мероприятия, в основном они направлены только на увеличение численности некоторых видов копытных, и прежде всего кабана. Ввиду биологических особенностей этого вида сейчас во многих охотничьих хозяйствах его плотность превышает допустимую. Это приводит к тому, что кабан стал наносить серьезный ущерб сельскому и лесному хозяйству, а также размножению ряда видов охотничьих птиц.
Выступающий убедительно доказал, что охотничье хозяйство – это настоящая отрасль экономики.
«Нам необходимо изменить само отношение к отрасли и охотпользователям. На сегодняшний день доля мяса добытых охотничьих животных составляет около 4% от общего объема заготовок мяса в России. Ведение охотничьего хозяйства – это производство со всеми свойственными технологическими процессами и, в принципе, не отличающееся от животноводства. Охота (организация охоты) для охотпользователя – это не развлечение, а организация сбора урожая – технологический процесс, имеющий свои особенности», – обратил внимание В. В. Мельников и обозначил ряд первостепенных задач. В их числе формирование полноценной правовой и экономической основы для развития и инвестирования в охотничье хозяйство, что означает создание материально-технической базы, повышение продуктивности (качества) угодий, сохранение и осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству и увеличению численности охотничьих животных. Результатами этого будут: увеличение поступлений в бюджет от экономической деятельности охотпользователей и платежей за пользование охотничьими животными, развитие сопутствующих производств (производство оружия, патронов, снаряжения и т.д.), развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест для населения, проживающего в сельской местности.
Этим предстоит как раз заниматься новым органам исполнительной власти, которые создаются на региональных уровнях. По данным на 20 июля соответствующие структуры, призванные исполнять переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, согласованы в 61 субъекте РФ.
Много вопросов возникло в связи с передачей полномочий по охотничьему хозяйству в регионы. Этой теме был посвящен доклад зам. руководителя Россельхознадзора Г.К. КОВАЛЕВА. Всего в субъекты федерации было передано 1545 сотрудников. Во всех субъектах (за исключением восьми) уже созданы свои региональные структуры.
Начальник отдела методического обеспечения охотничьего хозяйства Департамента охоты Н.В. СМИРНОВ сказал, что на сегодняшний день мы имеем более 100 нормативных документов в области охотничьего хозяйства, принятых еще Советом Министров РСФСР и Главохотой РСФСР. Все они являются действующими в части, не противоречащей федеральному законодательству. В настоящее время субъекты РФ вправе принимать свои законодательные акты по охотничьему хозяйству и рациональному использованию охотничьих ресурсов, если они не противоречат федеральным законам. До принятия федерального закона об охоте многие субъекты РФ вышли с опережающими инициативами: они приняли свои областные (краевые, республиканские) законы об охоте и региональные правила охоты. Это их законное конституционное право. Например, недавно новые правила охоты были приняты в Московской области, и они будут в полной мере действовать до утверждения федеральных правил охоты в России. После этого необходимо будет определить соответствие этих региональных правил федеральным, и если будут расхождения, внести в них соответствующие изменения и привести их в правовую норму. Сейчас новые федеральные правила охоты находятся в заключительной стадии утверждения правительством. Кроме этого Департаментом охоты подготовлены к утверждению другие важные положения. Например, безнадежно устарело положение о выдаче разрешений на отстрел и отлов диких животных в научных и культурных целях (оно было утверждено Главохотой аж в начале 1960-х годов). Соответствующее новое положение было нами подготовлено и сейчас находится на согласовании. Необходимо установить правовые пробелы в вопросах оценки численности и квотах изъятия объектов охоты, вольерном и полувольном содержании охотничьих животных. Хотелось бы обратиться к региональным органам исполнительной власти с просьбой направлять в Минсельхоз конкретные предложения и замечания по проекту закона об охоте, а также перечень первоочередных документов, которые необходимо принять для действенной работы в субъектах РФ.
Особый интерес вызвал доклад начальника отдела ресурсов охотничьего хозяйства Департамента охоты П.М. ПАВЛОВА «О состоянии ресурсов охотничьих животных и возможных объемах их изъятия в субъектах Российской Федерации». Им были приведены данные по численности основных видов охотничьих зверей и птиц, реальным и возможным объемам их добычи охотниками России. Эту информацию мы предлагаем читателям нашей газеты (см. стр. 1–3). Как подчеркнул П.М. Павлов, в основу рационального использования популяций охотничьих животных должен быть заложен принцип соответствия объема и качества изымаемых животных и фазам динамики их численности.
Известный ученый, биолог-охотовед В.И. ФЕРТИКОВ, обращаясь к собравшимся, заявил, что создание Департамента охоты должно послужить отправной точкой возрождения охотничьего хозяйства России. Он подчеркнул, что одной из главных задач должна стать организация научных исследований и повышение роли науки в охотничьем хозяйстве. Необходимо помнить, что виды, в том числе и охотничьи, живут популяциями. А потому единицей мониторинга и рационального использования должно служить не отдельное охотничье хозяйство, а популяция того или иного вида животных. Поэтому управление ресурсами необходимо вести на федеральном уровне на основе грамотной эксплуатации популяции данного вида в целом. Охранять и добывать мы должны только с учетом знаний популяционной экологии. К сожалению, сейчас на практике этого нет. А потому крайне необходимо организовать научные исследования с привлечением специалистов. Владимир Иванович напомнил изречение французов о том, что на 1000 людей есть 1 человек с геном кроманьонца, который ответственный за потребность человека в охоте, рыбалке и собирательству. Об этом мы должны помнить и поддерживать людей в их стремлении к единению с природой, в т.ч. и к занятию охотой. А потому, основной задачей охотничьего хозяйства служит удовлетворение потребностей охотников.
Начальник управления регулирования и использования охотничьих животных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области Д.Д. ВАЧУГОВ рассказал о работе созданного в Московской области Мособлохотуправления при Минсельхозпроде России, приступившего к работе с 1 января 2008 г. Примечательно, что оно было создано, не дожидаясь реорганизации Россельхознадзора. «Большая помощь в этом была получена и от правительства Московской области, и лично от губернатора М.В. Громова, а также от Минсельхоза РФ, – подчеркнул Д.Д. Вачугов. – Мы существуем исключительно на средства областного бюджета. Еще в 2007 г. правительство Московской области выделило средства на работу нашего управления, бюджет которого в нынешнем году составил 22 млн.руб. У нас работают квалифицированные специалисты, которые получают достойную зарплату в соответствии с тарифной сеткой, утвержденной правительством области. У нас работают 28 госинспекторов. Конечно, для Московской области это недостаточно. В сжатые сроки в тесном сотрудничестве с ФГУ «Центрохотконтроль» нам удалось провести зимний маршрутный учет охотничьих животных, сделали расчет лимитов изъятия, которые своевременно прошли экологическую экспертизу. В июне в соответствии с принятым ранее законом «Об охоте и охотничьем хозяйстве Московской области» мы приняли новые правила охоты. В Московской области очень грамотные охотпользователи, с которыми у нас сложились деловые хорошие взаимоотношения. Их структуры укомплектованы квалифицированными специалистами».
Далее были заслушаны выступления руководителей региональных управлений охотничьего хозяйства и Россельхознадзора. По результатам совещания был принят итоговый документ Протокол совещания «О государственном управлении и нормативно-правовом регулировании в сфере охоты и охотничьего хозяйства», в который были занесены основные решения, выработанные на данном совещании по принятию мер развития отрасли что-то в этом роде).