Что происходит в природе?

Начало зимы обескуражило. Ноябрь и декабрь выдались теплыми, дождливыми, а устойчивый снежный покров так и не образовался. В декабре набухли почки у плодовых деревьев, засеребрилась верба, иногда в лесу охотники поднимали запоздавших вальдшнепов. Настоящая зима наступила лишь после Нового года: вначале намело порядочно снега, а за пару дней до Крещения ударили морозы. Что же происходит с природой?

Наверное, многие жители России задают себе этот вопрос после столь теплого декабря, когда вместо обычного для 20-х чисел месяца мороза, температура воздуха в Подмосковье была плюсовая. А в США вместо обычного тепла стоят холода с температурами минус 25 и даже минус 50 градусов.


Но, пожалуй, отвечать на этот уже неоднократно задававшийся вопрос нельзя, не заглянув хотя бы на минутку в книгу, доктора физико-математических наук профессора Е.П. Борисенкова и доктора исторических наук В.М. Пасецкого «Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы» (V в. до н.э. — ХХ в. н.э.). Привожу цитаты из этой книги.
«В этот исторический период Европа пережила четыре климатические эпохи: первый малый ледниковый период, примерно с IV в до н.э. до конца V в н.э.; малый климатический оптимум, приходящийся примерно на VIII–ХII вв.;второй малый ледниковый период, продолжавшийся около шести столетий (XIII–XVIII вв.); современное потепление, черты которого начали проявляться в первой половине XIX в. и которое продолжается по сей день. С наступлением эпохи современного потепления число необычайно холодных зим уменьшилось почти в 2 раза, на что обращал внимание А.И. Воейков около 100 лет назад».


Авторы рассматривают экстремальные природные климатические и другие катастрофы, исследуют изменения климата в историческом прошлом и в настоящее время. Понятно, что для россиян теплая зима не катастрофическое явление, поэтому в книге указывается повторяемость «теплых зим», и не выделяются «аномально теплые зимы». Кроме того, термометр изобрели в 1724 году, инструментальные наблюдения за температурой воздуха в России ведутся с 1879 года, т.е. всего 135 лет, в восточной Англии — 250 лет.


Цитирую далее: « Каждый день газеты, радио, телевидение передают сообщения о разбушевавшейся погодной стихии в нашей стране или за рубежом. Почти каждое подобное сообщение сопровождается эпитетами «небывалое», «неслыханное», «невиданное», «старожилы такого не помнят». Старожилы, может быть, и не помнят, но летопись, документы прошлых веков говорят о том, что такое бывало и раньше. При этом человек был менее защищен от натиска стихийных бед, и они в большинстве своем оборачивались массовым голодом, эпидемиями, мором скота».


Что же касается «неодинаковости» погоды по разные стороны океана, то здесь нет ничего удивительного. Если представить себе погодную карту, то посреди Атлантики с центром в районе Исландии стоит огромный циклон, циклонический вихрь.


Направление движения воздуха в циклонах происходит против часовой стрелки. Над Северной Америкой располагается западная периферия циклона, где воздух движется с севера, из Арктики на юг, на США. А над Европой, включая европейскую территорию России, располагается юго-восточная периферия этого обширного циклона, где потоки теплого влажного воздуха с центральных районов Атлантики переносятся на Европу и Россию.


Родственница моей жены давно живет и работает в США. В декабре она позвонила и рассказала, что у них температура воздуха опустилась до –25 °С. У нее в квартире установлена аппаратура климат-контроля, и в жару можно включить кондиционер, а в холод обогреватель. Благодаря обогревателю они не мерзнут, а в неприспособленных к морозу жилищах для людей просто катастрофа. В январе родственница позвонила еще раз и поделилась радостной вестью: погода вернулась на обычные рельсы, и теперь температура воздуха, как и раньше, +25 °С.


Морозы, внезапно начавшиеся после оттепели, незадолго до праздника Крещения, не сдаются. К концу января они усилились, и 30 января в одном из районов Подмосковья ранним утром достигли –34 °С.


Судя по летописи природы, число холодных зим возрастало от века к веку. Так, если в X веке было всего 16 суровых зим, то в XIII веке их стало уже 25, и число постоянно увеличивалось до 41 в XVIII и 51 в XIX веке. Однако, как уже отмечалось, вот уже почти двести лет наблюдается постепенное сокращение числа экстремально холодных зим.
В заключение приведу еще одну цитату из книги Е.П. Борисенкова и В.М. Пасецкого: «То, что происходит в природе сегодня, всего лишь эхо забытых бурь, которое напоминает о необходимости изучать историю природы (и в особенности историю климата) не на малых отрезках времени, а в рамках хронологических периодов, охватывающих многие века».