В повестку деловой программы форума был включен широкий спектр экологических вопросов: от повышения качества питьевой воды и переработки отходов до сохранения уникальных экосистем озера Байкал.
Ранее, при определении целей и задач «Года экологии», министр природных ресурсов и экологии России С.Е. Донской отмечал, что год экологии: «...станет временем диктатуры природоохранного законодательства...».
Разобраться в ее хитросплетениях и пересечениях интересов различных структур, отвечающих за состояние животного мира страны, по крайней мере в сфере охотничьего, лесного и рыбного хозяйства, в значительной степени было призвано заседание рабочей группы по охране животного мира «Проблемы и пути их решения при осуществлении государственного экологического надзора в части охраны объектов животного мира».
К обсуждению вопроса были приглашены специалисты Министерства природных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Росрыболовства, управлений по охотничьему надзору и охотничьих хозяйств российских регионов, представители СМИ.
Все специалисты единогласно подтверждают: в настоящий момент ситуация в сфере охраны животного мира критическая. Браконьерство приняло лавинообразный характер, растут площади незаконно вырубаемых лесов, объемы незаконно вылавливаемой рыбы и объемы незаконно добываемых диких животных.
В результате этого наносится непоправимый ущерб биоразнообразию как страны в целом, так и регионов в частности. Все это в значительной степени усугубляется неэффективным расходованием бюджетных средств, избыточностью и дублированием документации и отчетности.
Читайте материал "Николай Валуев голосует за изменения в законе об охоте"
Проблемы сохранения животного мира страны требуют незамедлительного решения. По мнению участников заседания, первым шагом на этом пути могло бы стать создание глобальной федеральной службы инспекторов по охране возобновляемых природных ресурсов, наделенных всей полнотой полномочий по охране животных и среды их обитания, обеспеченных социальными гарантиями, соответствующим транспортом, обмундированием и оружием.
В такой структуре при организации соответствующих курсов переподготовки, повышения квалификации могли бы, что называется, найти себя ветераны полиции, армии, Росгвардии.
В ходе обсуждения поднимался также вопрос о том, что, помимо создания федеральной структуры, следует наделить дополнительными полномочиями общественных инспекторов, которые сегодня фактически обладают единственным правом — как и любой гражданин, информировать о происшествии государственные структуры.
Весьма полезным, хотя и с известными оговорками на размеры территорий, был признан опыт Республики Беларусь, где создание такой федеральной службы позволило серьезно, если не сказать радикально, улучшить охрану животного мира и уменьшить число случаев незаконной охоты.
Безусловно, принятие серьезных мер в сфере охраны возобновляемых ресурсов животного мира потребует внесения серьезных же решений в природоохранное законодательство по приведению всех нормативных актов что называется «к единому знаменателю». И прежде всего — внесения изменений в «Закон об охоте…», в котором, кстати, нет ни термина «браконьерство», ни термина «незаконная охота».
Не менее важно, что в последние годы стало понятно: у Закона есть конфликтующие положения с вопросами экономики и социальной политики государства. Многое, о чем предупреждали специалисты при его разработке, болезненно выходит наружу.
По итогам заседания было принято решение вынести предложение по созданию федеральной службы инспекторов по охране возобновляемых природных ресурсов на заседание Комитета ГД РФ по экологии и охране окружающей среды 6 апреля 2017 года, а также внести соответствующие предложения в итоговую резолюцию форума.