Записная книжка охотника. Дневник вальдшнепятника

Наш постоянный уральский автор Евгений Назаренко — опытный охотник со спаниелем. Одна из его любимых охот — на осеннего вальдшнепа. Предлагаем читателям выдержки из его охотничьего дневника 2024 года

Прочитал на сайте ohotniki.ru статью Сергея Юрьевича Фокина про запах вальдшнепа, который может теряться и не восприниматься собакой. Буквально вчера у нас вышел подобный казус. Есть у нас угол, где каждый раз гарантированно сидят вальдшнепы, в прямом смысле угол леса, примыкающий одним боком к покосу, вторым к болоту. И там такой «вырвиглазник», что самому поднимать птицу и выстрелить ну просто нереально.

В этом году мой спаниель Тунгус быстро запомнил это место и теперь шурует прямиком туда, шурудит там, а я бегу на угол и караулю. Вот и вчера только собака зашла в кусты, я тут же встал. С шумом вылетел от собаки вальдшнеп четко на меня, и я его сбил. Пока убирал, собака снова убежала в кусты, и далеко, я решил его дождаться. Вдруг слышу, как примерно в 50 метрах дальше Тунгус поднял еще одного вальдшнепа, и тот кустами полетел четко ко мне, но так вертко лавировал, что я не смог выстрелить.

Вальдшнеп сел в траву в ветках, и я не удержался в тот же момент туда выстрелить. Взлета не последовало, я позвал собаку, и мы пошли искать. Все облазили — ни перышка, ни взлета, и даже по собаке было видно, что он ничего не чует, и так ничего и не нашли, все вытоптали. Похоже, вальдшнеп просто тут же убежал, не оставив запаха, и я выстрелил в пустое место,

В эти выходные количество поднятых вальдшнепов говорит явно о том, что появились какие-то другие птицы. Я всю осень сознательно бегаю по одним и тем же угодьям, чтобы попробовать уловить изменение численности. Вот вчера со сменой погоды птицы явно прибавилось. Кроме того, вчера в одной точке было поднято четыре вальдшнепа. Можно ли говорить о том, что это уже была высыпка или это просто сосредоточение на кормной территории? Что это? Высыпка или простое скопления птицы?

25 сентября

Ночью и утром ехал на поезде в Пермь, все инеем покрыто было, первый заморозок. Но днем сейчас очень тепло, неделю будет стоять такая погода. Судя по всему, подвалила птица из Сибири для пролета уральского хребта на западную сторону. У нас же тут не только вальдшнеп, все вперемешку: тетерев, вальдшнеп, рябчик, глухарь, а они стойку особо не держат, особенно косачи, поэтому ставка делается на универсальность собаки, какой и является спаниель. В моем случае универсальность по птице, а не в целом по всей дичи и зверю. В основном мы охотились до этого с ним по степным колкам по тетеревам, там бывает так, что пролезть нет никакой возможности. А косач, особенно старый, стойки не терпит и лихо бегает по кустам, поэтому тут кто кого перебежит.

Тунгус его выжимает на меня, а моя задача подстроиться успеть, и зажатый косач вылетает свечой, как фазан, прямо на меня. При этом мы охотились в колках и тальниках, там широта поиска не имеет значения, от этого спаниель ходил внутри, как чувствовал, и это было оправданно. Здесь же в сплошных лесах ситуация резко поменялась, поэтому мне просто нужно скорректировать широту поиска, над чем и работаю. Но косачей отлично заворачивает и выставляет на меня и здесь. А вот по вальдшнепу это немного не работает.

На сегодня с открытия охоты взяли 8 косачей, 12 вальдшнепов и 2 рябчика, считаю, это отличный результат для собаки, которая вальдшнепа узнала по факту только на весенней тяге. Ну посмотрим, конечно, что дальше будет.

26 сентября

Прогулялись полтора часа вечером до самой ночи. Итого подняли 9 вальдшнепов, но почти вся птица сидит в неожиданных местах, вроде то же самое, но со смещением к болоту, в кустах и малинниках, граничащих уже с кочками и камышами, поближе к воде, а я стоял со стороны покоса. Последних поднимали уже в темноте, подняли с одной точки сразу пару, и я одного смог сбить. Ну и для порядка, как обычно, разогнали по углам с десяток чернышей, все мимо, птица красивая, вылинявшая и сторожкая.

27 сентября

Думаю, подавляющее большинство вальдшнепов на Урале улетают «недокормленными», птицы редко бывают тяжелее 350 г, а остаток массы добирают уже в Европейской части, либо где-то в Предуралье (в Камских лесах, к примеру). Не так много у них на это времени. Во время линьки много жира не наешь, я так понимаю, дальний перелет требует больших затрат, а линька закончилась буквально полторы-две недели назад, и то еще не у всех. За это время, мне кажется, никак не наесть такую массу. Скорее всего, сибирские птицы сразу после окончания линьки приступают уже к постепенной смене локаций, сдвигаясь к Уралу, и, возможно, останавливаются в Зауралье ненадолго, чтобы подкопить силы для перелета через хребет, потом кормятся еще в Камских лесах, и вот тут уже начинают основательно набирать вес, как раз постепенно долетая до Европы. Ну, это чисто моя логика работает, могу конечно, ошибаться.

28 сентября

Сегодня за три часа подняли всего пять штук, последние парой сидели. Насколько я понимаю, оба молодые. И суля по неоконченной линьке и худобе, поздние. Сегодняшний первый прям вальдшнепенок, совсем маленький, худой, линный, словно не конец сентября, а середина августа, судя по всему, очень поздний выводок был. Вот интересно, он местный или таким прилетел уже?

29 сентября

Прошли порядка 10 км, подняли 11 штук, стрелял по четырем, пару удалось взять. Высыпок нет, птица очень сторожкая, ветрено, но под шумок и петух-косач попал в ощип!

1 октября

Можно констатировать, что начался пролет. Всего за два часа 16 подъемов, трех удалось взять. Ни одного шумового, все найдены и подняты только собакой. Где я мазал отчаянно, где взлетали неудобно и уходили без выстрела. Птица сидит практически в болоте, на закрайках почти нет, видимость там десять метров, фррр — и тут же стволами закрылся. Чем больше охочусь со спаниелем, тем больше срабатываемся. Стали проявляться очень интересные для меня моменты.
Во-первых, пес стал более послушным, стал понимать, что смысла поднимать птицу вдалеке нет, стал больше меня ждать, слушаться команды «рядом», пока подходим к перспективным точкам, по движению руки понимает, где ему искать, ждет от меня корректировки. Когда сомневается, куда идти, замирает и смотрит на меня, уши поднимает. Я махну — и он бежит куда покажу.

Во-вторых, чем больше мы охотимся, тем азартнее он работает именно по вальдшнепу, стал очень азартным и вязким: пока не распутает, не успокоится.

В-третьих, стал все чаще заходить на круг и выставлять вальдшнепа именно на меня. При этом забавно, что в момент взлета смотрит не на птицу, а на меня, типа «ну чо ты там, стреляешь или нет?»

В-четвертых, очень интересно вальдшнеп поднимается от спаниеля, и теперь я часто любуюсь полетом вальдшнепа, и это огромная разница, когда птица поднимается из-под меня. Оказывается, вальдшнеп мечется только первые 10–15 метров, но буквально отлетев за куст от собаки, он тут же выравнивает свой полет и летит дальше плавно и медленно, чем-то во многом напоминая весенний полет на тяге. Летит дальше тихо и вальяжно, и вот именно на таком полете я его часто и сбиваю, когда он, не видя меня, успокаивается и как раз налетает.

Сегодня было два забавных момента. Шли по грунтовке. Тунгус причуял справа и стал распутывать, я встал, пытаюсь понять, куда подстраиваться, и вдруг вижу, как метрах в двадцати от меня вальдшнеп, как мышь, сбоку от собаки перебежал дорогу, забрался на бугорок и быстро улетел. Было очень интересно наблюдать. Матерый!

Второй момент. Тунгус ушел в густые кусты тальника; по шуму листьев слышу, что он причуял и работает. Вдруг из-под него вспархивает вальдшнеп, перепархивает и вдруг садится тут же, метрах в двадцати, прямо передо мной. Я замер, вальдшнеп перебежал немного и замер тоже, и как только Тунгус стал к нему приближаться, тут же поднялся на крыло, но я был уже готов и ловко сбил его.

Охоту осложняет приличное количество боровой птицы, тетерева бродят сейчас очень много, плюс везде, как мыши, сидят рябчики. Собака все время сбивается на косачей. Вот тетерка попала сегодня под выстрел, в сумерках подумал, что рябчик вспорхнул, некогда их там сортировать. Еще и глухари стали на дорожки выходить. Я вообще, честно сказать, не понимаю, как пес это все в своем носу сортирует, от большого количества запахов горячится. Но я стал его останавливать, подзывать и успокаивать, делать перерывчики, и он ровнее стал работать.

2 октября

Сегодня с утра на все плюнул и рванул опять в поле. Ночью был приличный заморозок (–5 °С), все покрыто инеем. Сейчас тихо, ясно и тепло, В итоге птицы практически нет, всего два подъема на 10 км, одного взял. Сидят крепко. Или за ночь волна ушла за хребет к вам, или птица не дает запаха — не знаю. Скорее, первое. Я думаю, что вчера попал на какую-то волну, но погода теплая, явно должны быть еще. Но зато Тунгус великолепно выставил на меня взматеревшего черныша, так что мы не пустые.

Далеко не все у нас идеально, есть над чем работать и работать. К примеру, у него совершенно нет подачи, ну не приучен, некому было учить, отцу было не до того, а я приезжал и натаскал его по тетеревам, и до последнего времени думал, что этого хватит. Находит, поднимает, ищет битую дичь, и на том спасибо, не за уткой же ходим. А сегодня, блин, выдал... Долго распутывал вальдшнепа в кустах по краю болота здорового, в конце концов прыжком выгнал, я отдуплетил. Вижу — прям сильно зацепил, но летит. Летит-летит и хоп! Упал прямо в край болота. Подходим. Пес пошел в поиск. Слышу — нашел метрах в десяти от меня в кочках, но там уже вода чуть не по колено, а я в ботинках. Подай-подай-подай! Куда там! Ходит туда-сюда, типа я нашел, дальше сам. Думал, пристрелю его со злости. Потом постоял, смирился, выходов немного: или бросать, или...

Ну что делать! Разулся, закатал штаны, полез. Вода ледяная, просто жуть! С ледочком похрустывает, как положено. Подхожу. Точно лежит в воде, уже пожамканный. Взял, назад иду и уже прямо ног реально не чую, как на култышках деревянных: вода ледянючая! Кое-как дошел, обтерся, обулся. Ругать не стал, конечно, собаку, но посмотрел на него очень красноречиво, хотя он-то ни в чем не виноват. Но план отработать до автоматизма подачу я себе на зиму поставил жестко.

5 октября

Сегодня пробежался два часа вечером. Примерно на девять километров восемь подъемов. И что любопытно, шесть птиц — это пары, и только две единичные. Одного взял; не то что молодой, я бы сказал, что птенец, жира ноль, весь в линьке. Такое ощущение, что в последнюю неделю пошли на пролет самые молодые птицы из поздних выводков. Птица вся сидит практически в болоте, в высокой траве, и очень осторожно, сухо, лист сильно шуршит, Из-за этого срываются далеко. В итоге стрелять удалось только по двум, одного вот взял.

6 октября

Можно констатировать, что охота на вальдшнепа на Среднем Урале подходит к концу. Сегодня на 11 км прочесанных во всех направлениях угодий всего два подъема, два выстрела, две птицы. Из-за ровной и теплой осени вальдшнеп прошел также ровно, без высыпок. Думаю, еще два-три контрольных охоты, и можно ставить точку.

Подвел промежуточную сухую статистику осеннего сезона охоты-2024 на вальдшнепа. Было всего 17 охот, пройдено около 140 километров. Поднято 92 вальдшнепа, из них добыто 25. По возрасту 16 молодых и 9 взрослых.