Российский сосед. Белорусский опыт взрывного роста популяций

Численность оленя благородного в охотничьих угодьях Беларуси приближается к 50 тысячам, а количество ежегодно изымаемых превысило 7200. При этом динамика роста остается положительной уже более 20 лет

Недавно в Минске прошла международная научно-практическая конференция «Териофауна Беларуси и сопредельных регионов». Начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, кандидат сельскохозяйственных наук Александр Козорез рассказал, что стабильное увеличение поголовья оленя благородного — это результат проводимой государственной политики в сфере охоты, пример успешного проекта по расселению, который был начат более двух десятилетий назад в соответствии с принятой госпрограммой.

Госпошлина на право охоты, которую оплачивали охотники, поступала в местные бюджеты, но расход этих средств возможен был только на мероприятия по расселению оленя благородного. Таким образом, стимулировалась целевая работа на увеличение видового разнообразия местных охотугодий. Всего было закуплено и расселено более 6000 особей оленей. На первом этапе каждая из вновь образованных группировок находилась на особом контроле. Охотоведы и егеря уделяли немало времени на то, чтобы олени прижились и сформировали устойчивое стадо. И только по достижении установленных показателей по численности на них открывалась охота.

В 2000 году в белорусских охотугодьях, судя по учетам, было около 4500 особей оленя благородного. К 2015 году эта цифра выросла до 15 200, а в 2020-м перешагнула за 30 тысяч. Причин такого взрывного роста несколько. Помимо реализации госпрограммы, не меньшее значение имел фактор охраны. Учрежденная в 2003 году Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь достаточно оперативно смогла взять под контроль ситуацию с массовым браконьерством. А единичные факты незаконной добычи диких животных уже не оказывали значительного влияния на общую обстановку. Созданные условия позволили рассчитывать на успешное естественное воспроизводство зверей.

Отдельно стоит упомянуть непростую судьбу такого охотничьего вида, как кабан. Поначалу многие охотхозяйства сделали ставку именно на его разведение: быстро, выгодно, несложно. Выросшее поголовье с 35 тысяч в 2000 году до 80 тысяч в 2013 году радовало всех. Однако в целях профилактики АЧС и связанных с этим превентивных мероприятий буквально за год численность была сокращена в 10 раз, а позже еще больше. Экономически кабан перестал играть какую-либо существенную роль в охотничьем хозяйстве. На этом фоне, вполне закономерно, в лидеры вышел олень, и заинтересованность в его разведении многократно возросла. В итоге в настоящее время в республике осталось всего два района, где еще не обитает олень благородный.

Что касается косули, то по учетам прошлого года ее общая численность почти достигла цифры 135 тысяч особей, а добыча — 30 тысяч. Как показывают наблюдения, довольно длительный период, начиная с послевоенных лет, естественное восстановление шло очень медленно. Похоже, основным сдерживающим фактором было браконьерство. Недаром в народе косулю иногда называли «сумчатым» животным: добытого зверя легко было спрятать в сумке. Но с началом активной работы Госинспекции число любителей незаконно угоститься дичиной значительно сократилось, а вот поголовье быстро выросло почти в три раза. Несомненно, определенную роль сыграли теплые и малоснежные зимы. Природные условия явно благоволят этому животному. На пользу пошли и административные изменения в ведении охотничьего хозяйства. Выделение в угодьях зон для охоты на копытных, куда ограничен вход охотникам с гончими, способствовало снижению фактора беспокойства.

По словам Александра Козореза, определенную обеспокоенность начинает вызывать популяция лося. Похоже, максимальный пик его численности был достигнут в 2022 году: почти 47 тысяч особей.

Фото автора 

Сейчас специалисты отмечают, что сохатого становится меньше, снижаются трофейные показатели. Основная причина — потепление климата. Но в то же время подмечена одна особенность: при значительном увеличении численности оленя благородного уменьшается количество лося. В Беларуси есть хозяйство, где еще несколько лет назад была самая высока плотность лося на гектар, затем там активно занялись разведением оленя благородного и добились очень хороших результатов, но лось пропал. Вероятно, при определенной плотности зверей нарушаются условия для их комфортного обитания.

Также начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Беларуси рассказал о том, что вот уже четыре года в Республике проводят эксперимент по апробированию новых подходов в управлении ресурсами парнокопытных. Суть его сводиться к управлению конкретными популяциями животных независимо от их территориального расположения. Есть группы зверей, которые обитают в угодьях нескольких охотпользователей, но координация изъятия (охоты) для них единая. Такой подход позволяет более эффективно планировать и рационально использовать конкретные группы животных, не нарушая их структуру. Количество подлежащих добыче особей рассчитывается индивидуально для каждой группы.

За прошедшее время метод доказал свою эффективность, но основная трудность для его повсеместного внедрения — это установившаяся практика охотничьего хозяйства, когда конкретные охотпользователи ведут свою деятельность в границах определенной территории.

Вероятно, в будущем будет найдена устраивающая всех модель управления, а пока ученым-зоологам предстоит подумать над разработкой популяционных (микропопуляционных) карт для основных охотничьих видов.

Читайте также по теме:

Беларусь открывает охоту на животных Красной книги. Почему?

Эволюция белорусских великанов. Как соседям удался такой успех?

В Беларуси объявили карантин из-за бабочки-пожирательницы из США