В МУТНЫХ И СОЛЕНЫХ ВОДАХ

Первая майская рыбалка в лиманах Приазовья может запомниться рыболову на долгие годы. Но чаще новички испытывают разочарование. Без лодки в лиманах не порыбачишь. Берега этих водоемов – стена из камыша высотой более трех метров. Береговых прогалов в камыше так мало, что почти не совру, утверждая, их нет вообще. Новичкам всегда везет: находят прогал!.. Как правило, воды в прогале «воробью по колено»… Даже в километре от берега глубина не превышает 1,5 метра.

Глубины до трех и более метров – это исключение из правила, присущее не каждому лиману.

Первая майская рыбалка в мутноватых и солоноватых водах мне запомнилась на всю оставшуюся жизнь. Леонид Федорович Берегов привез меня на базу рыболовов и охотников Славянского района Кубани. В те годы место это было весьма элитное. Современных «дворянских гнезд», конечно, не было, но все же база оборудована хорошо.
И «сервис» совершенно не утомлял – все делаешь сам и по своему желанию.

Стою на лодочном причале, вглядываюсь в безразмерный простор лимана, ищу глазами корабли на горизонте… точная иллюзия моря, если забыться. Есть где порезвиться! Потому радует даже название лодок «кефаль». Сразу понимаешь, лодка быстроходная, требующая от рыболова разумных усилий. Только находясь в лимане начинаешь понимать, как опрометчивы твои грезы о заплывах за горизонт.

Освежающий дневной бриз с моря, романтично воспетый автором «Алых парусов», – это постоянно действующая ветродуйная «машина», перегоняющая волны от одного берега к другому. Здешние штили запомнились мне в виде исключений из общего правила.

И течения в лиманах присутствуют почти постоянно. Из Азовского моря, в Азовское море, снова из Азовского моря… Течениями управляет ветер, а течения управляют передвижением стай судака, тарани, окуня, красноперки…

Ветер с моря – лучшая рыбалка в гирлах, соединенных с морем. Тарань клюет ежеминутно. Резко активизируется клев судака. Металлические поводки – не требуются. Соленая вода, гонимая из моря ветром, оттесняет щук, а также стаи окуней, сомов к противоположном уберегу. Изменилось направление ветра – изменился и ход «пьесы» под названием сегодняшняя рыбалка. Стаи рыб активно перемещаются по огромной акватории водоема.

В этот период самая добычливая рыбалка с движимой ветром лодки.

Хороши и центральные, покрытые «коврами» из водорослей, части водоема. Здесь можно «напороться».. на поклевку крупного сома, щуки; в прогалах водорослей часты поклевки килограммовых окуней. Вдоль «берегов», защищенных от ветра стеной камыша, обнаруживаются скопления короба, шарана; на мелководьях с глубинами 0,5–0,7 метра жирует кефаль. В любых местах лимана, заросших водорослями, можно пробовать ловить линя. В большинстве лиманов линь предпочитает «овес» другим видам наживок. Малька размером 30–40 мм следует наживлять на крючок как червя.

На редких лиманных глубоководьях кормятся стаи густеры, подлещика, леща. Конечно, в самих водоемах, а также в ериках и гирлах встречаются шемая и рыбец. Заходят стайки этих рыб и в каналы рисовой системы, предпочитая наполнители. В большом количестве шемая обнаруживается и в малых степных реках, сбрасывающих свои воды в лиманы. Есть рыбец и шемая и в низовьях крупных рек. Поиски шемаи и рыбца в лимане – это поиски иголки в стоге сена…

Сидя в лодке где-нибудь в центре лимана, освежаемый «легким бризом», мечтаешь, правда, не о поиске рыбца и шеман. «Пересесть бы из этой лодки в другую – более надежную и устойчивую…» – думаешь. Майские ливневые дожди с грозами и шквалистым ветром – обычное явление. Раз в неделю – это как по расписанию! Не завидую рыболову, застигнутому этим «обычным» явлением в центре лимана, километрах в пяти от базы и в паре километров от берега.

«Кефаль» подтверждает свое название, предпочитая «укрыться» от непогоды в родной стихии… Мутные воды лиманов перекатываются над глубинами 1,0–1,5 метра. Утонуть негде, если забыть о волне метровой высоты. Забывчивым освежает память статистика происшествий и реальность, плещущая за бортом и завывающая над головой… Нет, шутить с лиманами не намерен – на собственной шкуре испытал грозную силу природы!

…Мы так лихо «отчаливаем», что не замечаем, как оказываемся в паре километров от базы, у противоположного берега, ощетинившегося в небо стеной непролазного камыша. Вдоль камыша полосой, уходящей к горизонту, просматривается «ковер» из водорослей.. В водорослях кормится сазан, «целуя» поверхность воды пухлыми губами.

Мы загоняем лодки в водоросли. «Первозданная тишина» соизволяет все же восстановиться – стая сазанов продолжает чмокать и чавкать в водорослях. Вскоре пухлые сазаньи губы наблюдаются рядом с бортами лодки. Осторожная рыба кормится молодыми побегами, не обращая на нас никакого внимания.

Это явление наблюдалось в первый год, когда водоем передали в пользование рыболовам-любителям. Уже через месяц сазаны вели себя в лимане осторожнее Штирлица… И все же… майская рыбалка в лиманах, на мой взгляд, остается не слабой и сегодня. Повсеместно рыболову досаждают красноперки разных размеров и веса, «матросики», мелкие тараньки и «фанерки»… Зашвырнешь в воду – подальше от лодки – красноперку, а крючок уже атакован матросиком…

Выбросив множество мелочи за борт, отпускаешь лодку «с привязи» на волю ветра и течения.

И настоящая рыба начинает клевать. Тарань, окунь, судак, щука на поплавочную живцовую удочку и спиннинг. Густера, подлещик и лещ – на «воротах». Здесь же – очень крупный сом. Воротами местные рыболовы называют резкие сужения берегов лимана (до 200–300 метров), где глубина доходит до 3-х и более метров. Правда, самые крупные лиманные сомы, пойманные мною, не доросли до веса 7 кг. Щуки бывали и весомее. И судаки не весили более пяти кг. Крупная рыба предпочитает низовья крупных рек, впадающих в Азовское море. Здесь в мае реальна поклевка на донки жереха, белого амура, сома, сазана… Крупная рыба в лиманах, как правило, проходная. За исключением крупной щуки, которой много в лиманах, гирлах, ериках и сбросных каналах рисовой системы.

Лето приходит почти незаметно. В моем понимании, его предвещает цветение шиповника и акации. И почалось – как говорят казаки. С этого периода оживляется клев всех рыб. Карася-короба – в особенности. Сазан клюет преимущественно крупный. Опытные сазонятники признают только макуху на крепчайших донках. В этот период сезона и мое внимание к лиманам ослабевает. Громадье планов всецело принадлежит низовьям крупных рек. Ибо первый гром прогрохотал при южном ветре – сезон будет теплым, уловистым. Поклевки сома гарантированы! Мне остается на время распрощаться с лиманами и правильно подобрать с напарником приманки: наконсервировать в соляном растворе толстых зеленых гусениц с рогом на конце гибкого тельца. Да и Троица не за горами. Значит, будет клевать и огромный горбатый сазан.