Горелка на газе или на жидком топливе?

Плюсы газа как топлива очевидны. Не требует предварительного разогрева горелки. Сами горелки конструктивно очень просты, не засоряются, не пахнут, очень просты в использовании. Минусы у газа тоже есть. При больших отрицательных температурах горелки начинают работать нестабильно.

Плюсы газа как топлива очевидны. Не требует предварительного разогрева горелки. Сами горелки конструктивно очень просты, не засоряются, не пахнут, очень просты в использовании. Минусы у газа тоже есть. При больших отрицательных температурах горелки начинают работать нестабильно.

Плюсы газа как топлива очевидны. Не требует предварительного разогрева горелки. Сами горелки конструктивно очень просты, не засоряются, не пахнут, очень просты в использовании. Не ломаются, если, конечно, по ним не бить молотком, относительно не дороги. Все обеспечивают точную регулировку мощности пламени…

Минусы у газа тоже есть. При больших отрицательных температурах горелки начинают работать нестабильно и требуют предварительного подогрева газа и самого газового баллона. Мало того, при работе горелки газ испаряется, предварительно охлаждая баллон, и приходится иногда (если позволяет длина шланга) разогревать баллон на горелке, или ставить его на крышку кастрюльки, в которой вы топите снег или готовите пищу. После этого иногда приходится убирать баллон в спальник, что, согласитесь, неприятно.

Второй очевидный минус газа – это его высокая цена.

Для примера приведем приблизительный расчет стоимости топлива для высотного октябрьского мероприятия. Мне требовалось обеспечить топливом четырех человек на три недели. По скромным расчетам требовалось как минимум 100 г газа на человека в день, т.е. около 8-9 кг ( 15-16 литров) сжиженного газа. То есть по минимуму цена фирменного топлива (MSR или Primus) для меня составила бы около 200 $. Но так как на топливе экономить нельзя, необходимый резерв составил бы еще как минимум еще 100 $. А увезти в самолете такое количество топлива очень проблематично. Приобрести на месте – тоже проблематично. Есть, конечно, и более дешевые варианты – а именно, заказать 1 большой баллон с пропаном, переходник и заправлять баллоны горелок на месте… Хлопотно это…
Впрочем, отметим, что для июльского мероприятия на Кавказе газа потребуется на 20-50 % (в зависимости от задач группы) меньше.

А теперь представим, что у нас есть жидкотопливная горелка, например MSR XGK или Primus OmniFuel. Бензина на это же самое мероприятие понадобилось бы 20-25 л, и стоимость бы его составила бы 6-10 $. Причем его легко можно купить на месте.
Почувствуйте разницу!
Практически можно купить специально для поездки новую жидкотопливную горелку, и она окупится сразу.

Теперь поговорим о плюсах и минусах жидкого топлива.

Вообще, жидкое топливо не обязательно должно быть бензином. Есть горелки, которые работают на бытовом или авиационном керосине, специально очищенном бензине, дизельном топливе (солярке), специальных видах топлива, которые выпускают ведущие производители (например, MSR White Gas или Primus fuel). Есть те, который отлично работают на неэтилированном бензине, азиатском бензине (отдельный класс бензина, в котором не понятно чего больше - ослиной мочи или солярки), а также на чистом спирте (но это уже совсем извращение, его лучше принимать внутрь).

Кстати, напомним, что почти все жидкотопливные горелки плохо переваривают спирт разной степени чистоты, т.к. он разъедает материал прокладок.

Итак, для чего нам нужна жидкотопливная горелка (мы рассматриваем исключительно наши, российские условия).
Мы хотим сэкономить, хотим не везти с собой топливо. Желаем, чтобы при больших отрицательных температурах наша горелка работала стабильно, и не желаем возиться с подогревом баллона.

Таким образом, специальные виды топлива, выпускаемые производителями, отпадают сразу. Да, MSR White Gas не пахнет, он не такой летучий, как обычный бензин, он не засоряет горелку, но стоимость его сравнима со стоимостью фирменного газового топлива, и достать его в Алма-Ате или Бишкеке практически невозможно. Таким образом, в наших условиях актуально использовать топливо, которое легко достать на месте и которое дешево стоит. А это либо автомобильный бензин разной степенью чистоты (часто непредсказуемой), либо солярка, тоже непредсказуемой чистоты.

Итак минусы. При работе на плохо очищенном топливе любая горелка рано или поздно засорится. Т.е. ее надо будет чистить.
Мало того, бензин вонючий, летучий, коптит при разогреве горелки и вообще противный.
Кроме того, пары бензина, собравшиеся в палатке, могут устроить вам незабываемый фейерверк.
Солярка менее энергоемка, и для кипячения определенного количества воды, например, вам потребуется больше времени и топлива. А уж коптит она совершенно не по-детски.
Еще один относительный минус жидкотопливных горелок – все они требуют за собой некоторого ухода и не так просты в управлении, как газовые (все они требуют хотя бы предварительного разогрева).

Итак, сухой остаток. Ваш выбор – жидкотопливная горелка, готовая переваривать грубое топливо, если:

*вы готовы немного помучиться или, наоборот, «получить удовольствие», вдыхая пары бензина и тратя некоторое время на разогрев горелки,
*не желаете общаться с полицией в аэропортах по поводу изъятия газовых баллонов из вашего багажа,
*готовы готовить в тамбуре палатки при больших отрицательных температурах, не грея в паху баллон с газом,
*не хотите тратиться на топливо.
Для остальных случаев, наверное, лучшим выбором будет газ.

А сколько нужно топлива?

Действительно, сколько топлива взять с собой? Общепринятая для России норма составляет порядка 50-120 г на нос в зависимости от условий мероприятия, грамотной посуды, горелки, наличия ветрозащиты и «человеческого фактора»….
Западные эксперты рекомендуют от 100 до 450 мл топлива на человека в день. Также в зависимости от вышеуказанных факторов.

Мы смотрим на это проще: чем больше топлива, тем лучше. Вы рассчитываете количество топлива на свое мероприятие, а потом умножаете его на полтора или два.
Потому что если вы потеряете варежку, то можно надеть на руку носок, например. Если у вас закончится еда, то и ладно…. А вот если у вас кончится топливо, то попить чайку вы уже не сможете…

Чуть подробнее о факторах, влияющих на расход топлива:

Внешние условия:

В несложный коротком летним велопоходе, даже если вы не планируете готовить на костре, вам потребуется кипятить воду с начальной плюсовой температуры… А вот на зимнем восхождении в холодных горах сначала топить снег или лед, иногда очень холодный (если на улице –50…) а уже потом кипятить получившуюся воду… соответственно, и топлива нужно брать гораздо больше…

Грамотная посуда:

Бывает и такая.... Например, очень трудно на маломощной горелке вскипятить 6-ти литровую кастрюлю со снегом… Я бы даже сказал, невозможно. Теплопотери в какой-то момент станут большими, чем приток тепла от горелки – и вы грустно будете смотреть на свою, так и не закипевшую, воду…
Т.е. посуда должна минимизировать теплопотери. Использование автоклава и кастрюльки с двойными стенками и одинарным дном может существенно снизить расход топлива.

Горелка:

В этом плане, чем мощнее, тем лучше. Желательно (но не обязательно) с регулировкой мощности. Также она должна дожигать топливо до конца. Например, желтое пламя у горелки свидетельствует о «недожиге» топлива. Или, скажем, отрыв факела от горелки на максимальной мощности…

Ветрозащита и отражающие тепло экраны:

Так же значительно снижают теплопотери.

«Человеческий фактор»:

Не секрет, что в любом мероприятии разным людям требуется совсем разное кол-во жидкости и еды. Можно и поголодать, и кофе пореже пить – а можно наоборот…
Исключение составляют сложные восхождения и походы, где, в разумных пределах, питания часто недостаточно в любом случае, а жидкости – тем более. При разных видах работы на высоте, к примеру, 7000м потери жидкости организмом могут составлять от 100 до 300 гр в час! Обезвоживание – страшный бич высотников. Многие заплатили самую высокую цену из-за недостатка топлива…
Ну, и про раздолбайство напомним… Текущая канистра, оставленный на солнце баллон с газом и т.д. запросто могут оставить вас без топлива – и, в худшем случае, и без жизни.