В начале нового века американская армия перешла на новый образец рисунка камуфляжа - так называемый "цифровой" с несколькими вариантами расцветки. Этот рисунок был разработан еще в 90-х годах прошлого века и должен был заменить npивычные Woodland и Desert. Пока им снабжают только корпус морской пехоты, а другие рода войск получат его только после израсходования запасов старого обмундирования.
Также, с учетом новых требований, подверглась изменениям конструкция костюма BDU (в старом ещё прослеживалось влияние войны во Вьетнаме). Разработчики утверждают, что новый камуфляж абсолютно универсален, и у врагов Америки будет прочно двоиться (хорошо, что не троиться) в глазах. Несмотря на то, что он ещё не освоен в американской армии, во всём мире его уже бросились копировать (в том числе и у нас) - на радость любителям стиля "милитари". Америка превратилась в своеобразного законодателя военной моды, что влечёт за собой подражание.
Между тем образцы американских рисунков камуфляжа отнюдь не самые лучшие. Новый рисунок не создаёт никаких оптических эффектов и обладает "нулевым" маскирующими свойствами, а сама идея "цифрового" камуфляжа не нова и принадлежит совсем не американцам или канадцам.
Советские рисунки камуфляжа, разработанные в Центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте.
Первые образцы камуфляжа появились во время первой мировой войны, например, немцы наносили пятнистую окраску на стальные шлемы, а у нас большими амёбами "украшали" бронеавтомобили. Командование Красной армии быстро сделало правильные выводы и в 1919 году была сформирована Высшая школа военной маскировки.
Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды:
· белый зимний костюм,
· летний с приклеенными к нему пучками мочала,
· летний зелёный балахон с аппликациями коричневого цвета.
В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др.
У нас же для маскировки бойца, в начале 30-х годов были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо "разбивали" силуэт человека.
Именно "разбивали", а не пытались слить его с окружающей местностью, как это пытаются делать в современных охотничьих костюмах. Цвета рисунка были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми "амёбами" для осени. Костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези (позже у немцев). Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы (в израильской армии для этого используются специальные головные уборы, напоминающие шляпку гриба).
Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом - ей обматывались по голове и плечам.
Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки - в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter ("осколок" - нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.
Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера - в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском "флектарне" явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года "горошина".
Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования - у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.
В 1942 году появился маскировочный комбинезон из недефицитной ткани гражданской расцветки, имитирующей луговую растительность, а также двухсторонняя плащ-палатка (одну сторону выполняли с деформирующим рисунком, противоположную делали луговой).
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.
Дополнительно ткань прокатывали "амёбами" светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают "работать" большие пятна - практически идеальная маскировка.
Кстати, популярный сейчас американский Woodland, со ста метров сливается в одно большое коричневое пятно и представляет собой отличную мишень (вдобавок на близком расстоянии он тоже не работает - пятна слишком большие, а подбор цветов более соответствует подлеску тропических джунглей, чем европейской средней полосе).
Такие же проблемы возникают и с немецким "флектарном" - пятна слишком мелкие, оттенки слишком тёмные - через десять метров видно чёрные пятна, через десять сплошное тёмное пятно, хотя общая идея рисунка правильная.
Наиболее удачный западный рисунок камуфляжа - это английский рисунок DPM, очень широко распространившийся в начале 90-х, у нас его обычно называют "куклой" или "смогом", хотя "кукла ЗКА" это название модифицированного костюма для спецподразделений (аббревиатура слов) костюм универсальный, камуфлированный.
Но вернёмся в послевоенное время, когда в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности - совсем не лишний элемент.
Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях - из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).
Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе - в тридцатиградусную жару можно существовать только в хлопчатобумажной сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют "компьютерным" (computer madding).
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем "Озимь" и "Левзея" начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.
Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) "Бутан". Отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам. Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего "дубками", "листопадами", "берёзками", "амёбами" зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР "Бутан", практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности - одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки.
В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.
В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.
В конце 90-х годов ЦВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок "Флора". В нём явно прослеживается влияние "тигрового" рисунка времён вьетнамской войны - единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии.
Несмотря на свой внешний вид, "флора" очень даже хорошо маскирует в средней полосе России.
Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали "арбузным".
Специалисты ЦВУ МО просто "положили" укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста. Но то, что хорошо в подмосковных лесах и полях, с их преобладанием зелёного цвета, не совсем подходит для Северного Кавказа, где склоны выгорают до желтизны, в горах часты выходы на поверхность глины и скальных пород.
Не был разработан демисезонный вариант окраски, с заменой оттенка зелёного на землисто-серый и грязно-жёлтый цвета. Поэтому бойцы предпочитают старые советские горные костюмы из брезента защитного цвета (смесь коричневого, серого, зелёного, желтого) и их версии, производимые частными компаниями.
Для осенне-зимнего периода года этот цвет универсальный, костюм не продувается и об кусты не обдерёшь (чего не скажешь про армейские полевые костюмы - выдерживают три дня лазания по горам и лесам).
К сожалению, зачастую военнослужащие подбирают себе маскировочную одежду исходя из принципа внешней эффектности, что совсем не улучшает маскировку. Вряд ли те же англичане стали бы щеголять в иностранных костюмах с целью демонстрации элитности подразделения, привлекая внимание противника.
Спецподразделениям, в которых служат профессионалы, необходимы эффективные, надежные образцы маскировочных средств и снаряжения. Эту проблему придётся решать путём возрождения хороших разработок предприятиями легкой промышленности.