Гимнастерка — это верхняя военная форменная рубаха русского покроя со стоячим воротником. Шьют ее из прочной ткани и носят под ремень навыпуск. Она появилась и стала популярной в середине XIX века, когда Русская императорская армия в Туркестанских походах столкнулась с серьезным противником — изнуряющей жарой.
Суконные солдатские мундиры совершенно не подходили для маневренной войны в южных степях и полупустынях. Приказом командования было установлено: «Во время жаров дозволяется ратникам иметь гимнастическия рубахи, заготовляя их без расходов для казны». Полное название этого элемента одежды — «полотняная рабочая рубаха (гимнастическая)». Просторные рубахи использовали для полевых работ и занятий армейской гимнастикой, а теперь они стали повседневной военной одеждой. Гимнастов в те времена называли гимнастерами, а их свободную, удобную одежду — гимнастеркой.
Кусок ткани перегибали пополам, сшивали по бокам и вырезали горловину. Затем пришивали воротник и рукава без обшлагов. Просто и надежно, дешево и сердито. С расправленными рукавами эта рубаха похожа на букву Т. В гимнастерке было удобно тренироваться, косить траву, сметывать сено в высокие стога, переносить грузы. Такая одежда подходила для летней охоты и рыбной ловли; подошла она и для Туркестанских походов. Гимнастерки шили из белого льняного и конопляного полотна.
Светлая ткань отталкивала яркие солнечные лучи, пропускала воздух и быстро просыхала в жару. На разрыв льняные и конопляные волокна очень прочны. Ночи в Туркестане холодные, поэтому солдаты нередко использовали еще и покупные теплые рубахи из верблюжьей шерсти. На подобные вольности с военной формой и снаряжением командование смотрело сквозь пальцы: приобретайте и носите что угодно, пригодное для выполнения боевых задач, но обязательно с пристегнутыми погонами и без лишних расходов для казны…
На картинах художника В. Верещагина солдаты Туркестанских военных экспедиций одеты в белые просторные гимнастерки и красные или белые шаровары. Сам художник не раз участвовал в штыковых контратаках, по свидетельству очевидца, «в каком-то фантастическом костюме из когда-то белого холста». Снаряжение опытных ветеранов было пестрым, напоминало экипировку охотника-легашатника в летний период и состояло из рубахи, шаровар любых светлых оттенков и легких самодельных поршней или даже лаптей вместо сапог. Солдаты шили себе кепи из рубашечной ткани со специальными назатыльниками для защиты шеи и головы от прямых солнечных лучей.
Патронные кожаные подсумки на поясном ремне не подходили для маневренной войны. Их нужно было держать открытыми, в состоянии постоянной готовности, а во время перебежек патроны из подсумков высыпались на землю. Опытные солдаты шили суконные сумки для переноски 120 патронов (двойной боекомплект весом около 5 кг) к винтовке Бердана.
Ремень сумки проходил под поясным ремнем, чтобы сумка на бегу не хлопала по бедру. Для максимально быстрой перезарядки на нее нашивали гнезда для нескольких патронов. Кожаный ранец, по отзывам многих, был слишком тяжелым, натирал спину и плечи. По настойчивому требованию солдат его заменили холщовым «вещмешком туркестанского типа» с плечевыми ремнями, как у ранцев. Это позволяло хорошо подогнать его к телу солдата. По размеру он был больше современного армейского вещмешка. Обязательный предмет экипировки — вместительная баклага (фляга) на ремне через плечо, обшитая войлоком.
В жарком климате работоспособность и боеспособность часто напрямую зависят от своевременного потребления воды. Неукоснительно соблюдалось «во время жаров» требование военного времени: малый вес всякого предмета. Главное, чтобы экипировка была максимально функциональной, удобной, крепкой, не стесняла движений и уберегала от переутомления, получения потертостей на теле, теплового удара. Это было своего рода охраной ратного труда.
В Русско-японскую войну белые гимнастерки пришлось перекрашивать в защитный цвет для маскировки. Еще перед войной дальновидные командиры предлагали шить всю полевую форму и палатки из ткани цвета хаки, что в переводе с санскрита означает «пыль». Пришлось поставлять красители для ткани непосредственно в действующую армию. Льняная ткань солдатской формы имела неровную, «мятую» поверхность. Окрашенная полукустарным способом в оттенки хаки, она хорошо маскировала в светлое и темное время суток. Армейские охотничьи команды (разведка) заказывали себе одежду из башлычной шерстяной ткани серо-коричневых оттенков. Она не шуршала и отлично маскировала среди стволов деревьев, на поле и в кустарнике. Охотники-разведчики не были новичками в полевых условиях. Для поддержания физической формы и отработки навыков совместных действий охотничьи команды регулярно устраивали коллективные охоты на крупных и опасных зверей: медведей, волков, дальневосточных тигров и леопардов.
В Первую мировую и Гражданскую войны все воюющие стороны переоделись в гимнастерки горохового (серо-желтого) цвета и в хаки. Появился образец военной формы, который наверняка положительно оценили охотники, — рубаха образца 1922 года. Это была гимнастерка с плотным стоячим воротом и прорезными боковыми карманами. Ее шили из плотной хлопчатобумажной ткани или шерстяного сукна.
В промежутке между двумя мировыми войнами полувоенная одежда была очень популярна. Кроме военных, в гимнастерках ходили ответственные советские работники с портфелями, учителя, школьники и студенты. Охотники активно использовали все разновидности гимнастерок. Просторная военная или полувоенная рубаха не стесняла движений при стрельбе навскидку, не шуршала, что позволяло успешно скрадывать дичь. Туристам в 1920–1930 годы советовали использовать для походов военизированную форму одежды под названием юнгштурмовка (тельмановка). Это была очень популярная среди молодежи гимнастерка серого цвета или хаки с отложным застегивающимся воротником и накладными карманами. Юнгштурмовки носили со специальной портупеей, часто с военной. В них ходили на охоту, в турпоходы, участвовали в спортивных мероприятиях.
Гимнастерки были по-прежнему удобны и практичны как полевая военная форма. Высокая плотность огня часто заставляла передвигаться по полю боя быстрыми перебежками и по-пластунски, вжимаясь в землю. Пуговицы на гимнастерке имеются только на шее и груди, поэтому можно переползать на животе, не цепляясь за корни растений и торчащие камни.
Армейская гимнастерка образца 1935 года имела отложной воротник (очевидно, под влиянием модной тогда юнгштурмовки). Разрез на груди прикрывался планкой и имел потайную застежку на три пуговицы.
На эти гимнастерки шла материя из разноцветных ниток — пестротканая ткань (меланж). Таким образом, получали насыщенный защитный цвет хаки различных оттенков — от серо-желтого до зеленовато-коричневого и коричневато-желтого. Интересно, что при попадании на гимнастерку крупных капель дождя она превращалась в отличный двухцветный «камуфляж с брызгами», и человек в нем становился малозаметным на фоне зарослей — силуэт «растворялся» на глазах. В этом можно убедиться на фестивалях военно-исторической реконструкции периода Великой Отечественной войны. Шаровары шили из такой же ткани, но более толстой и крепкой.
Вероятно, дальнейшее развитие полевой военной формы пошло бы по пути появления аналогичного двухцветного камуфляжа. На однотонную пестротканую материю цвета хаки можно наносить продолговатые пятна, имеющие более темный цвет, чем основной фон. Такой простой рисунок камуфляжа будет эффективен и в настоящее время. Оттенки предвоенной гимнастерочной ткани цвета хаки аналогичны цвету прошлогодних листьев и травы, лесной подстилки. Она очень похожа на льняную мешковину, которая является хорошим маскировочным материалом для изготовления охотничьих скрадков, накидок или тентов…
В 1943 году армия вернулась к погонам и гимнастеркам со стоячим воротом. После Великой Отечественной войны гимнастерки и шинели военного времени охотники донашивали еще очень долго. Полы солдатских шинелей укорачивали для облегчения и удобства хождения по лесу. Если зимнюю охотничью одежду шили самостоятельно, то старались повторить покрой привычной всем гимнастерки. В одной из статей 1960-х годов, посвященной одежде охотников-промысловиков, говорится, что «охотничья куртка шьется по типу гимнастерки, но из шинельного сукна».
Освоение Сибири требовало изготовления специальной одежды для работы в насыщенной комарами и клещами местности. Стали популярны штормовки — куртки с капюшоном, сшитые из плотной влаго- и ветрозащитной палаточной ткани. Их применяли (и применяют) для самых различных работ в полевых условиях, а также для охоты, рыбалки и туризма. В 1950-е годы был разработан костюм для защиты от насекомых, состоящий из нательного сетчатого белья, штанов и куртки с нагрудными карманами, которая похожа на гимнастерку с капюшоном. Ворот застегивался на короткую молнию. Рукава и штанины затягивались для защиты от комаров и клещей. Так появились энцефалитки — легкие куртки, входящие в комплект противоэнцефалитного костюма.
Штормовки бывают распашные, на пуговицах или молнии и надеваемые через голову. Материал может быть самый разный — от мембранной синтетической ткани до шинельного сукна и тонкого брезента. Просторная ветрозащитная куртка с капюшоном, надеваемая через голову, с карманом на груди называется анорак. По сути, просторная гимнастерка очень похожа на анорак без капюшона, но гимнастерка — это не верхняя одежда для холодной, ветреной и сырой погоды, и ее шили из «дышащей» хлопчатобумажной или шерстяной ткани, в то время как на классический анорак шла плотная плащевая ткань.
И распашная, и надеваемая через голову одежда имеет свои плюсы и минусы. Так, вместительный карман анорака не перекрывается лямками рюкзака, и это важно; анорак лучше, чем распашная куртка, защищает от пронизывающего ветра; он прочнее, проще, надежнее и дешевле распашной куртки на пуговицах или молнии. Но в непродолжительных походах распашная куртка предпочтительнее. Правда, если есть вероятность попадания в жесткие условия, то хорошо положить в рюкзак непромокаемый и непродуваемый анорак, сшитый из мембранной ткани, — как дополнение к куртке, на всякий случай. Например, при ЧП в дальнем походе очень пригодится анорак из яркой сигнальной ткани и такие же штаны.
Кстати, тундровики предпочитают глухие куртки без застежек: условия для распашных курток слишком суровые.
Анорак — эскимосское слово, означающее одежду для местных условий, а это тундра, побережье северных морей и океана. В случае выхода молнии из строя отремонтировать ее практически невозможно.
Классическая отечественная походная школа требует постоянной готовности к максимально неблагоприятным условиям, поэтому многие вещи из далекого военного и геологического прошлого до сих пор актуальны.