Извечные российские вопросы «Кто мы?» и «Что делать?» при нашей особой от всех действительности не могут стоять в стороне и от рыбалки – увлечения миллионов самых разных по характеру и возрасту людей. Никак не меньше и любителей поесть рыбки. Едят ее, чешуйчатую и хвостатую, и министры, и капиталисты, и дядьки с красными носами у пивных ларьков, и простой трудящийся люд. Было так всегда – ведь недаром археологи в культурных слоях далеких веков более всего находят рыбьих костей.
Думается, рыбалка это не просто занятие в свободное время, а одна из форм возвращения в наше первобытное прошлое, живущее в нас на генном уровне, когда у человека в лесу, у воды обостряются все ощущения, он начинает больше видеть, слышать неведомые звуки, проще говоря, и сам становится частью окружающей природы. Такие люди имеют вольнолюбивый характер и плохо поддаются какой-либо организации, потому что человек с удочкой, по сути, созерцатель, любящий уединение, а иначе не было бы в нашей стране более сильной партии, чем Партия Рыбаков. Себя же эти вольные люди называют Великим Племенем Рыболовов и как в каждом племени живут по определенным заповедям. Вот, наверное, основные из них – тут есть как ирония, так и чистая правда:
– рыба всегда лучше ловится у противоположного берега;
– отличный клев бывает вчера и завтра;
– у воды да не напиться;
– рыбак рыбака ненавидит издалека...
Если первые три заповеди понятны на подсознательном уровне даже непричастному к великому действу рыбалки, то последняя требует пояснения. А появилась она недавно из-за проникновения плодов цивилизации в дикое Племя и немало испортивших его. Прогресс есть прогресс, и все племена неизбежно идут по пути развития, восхождения от простого к сложному. И как в обществе обычных людей, называемых промеж рыболовов «гражданскими», среди всегда равных в Племени появились элита, средний класс и простые рыболовы. Они, соответственно, получили названия мастера-спортсмены, любители-чайники и гаврилы-добытчики. Про последних можно сказать так – это атавизмы, неизбежные в процессе эволюции. «Гаврилы» не признают никаких правил, ловят что нельзя и когда нельзя, могут легко переходить с удочки на снасть «в клеточку», для них нет понятия дистанции от других рыболовов, а счастливца, у которого хорошо клюет, они обкладывают со всех сторон и выживают вовсе. В общем, это еще остатки первобытных и совсем диких племен, перемещающиеся группами, их интересует только улов, который зачастую потом обменивается на «огненную воду». Другие рыболовы ненавидят «гаврил» не только вблизи, но плохо переносят и вдалеке. Впрочем: «Не судите, да не судимы будете…»
Любители-чайники – это самая массовая часть великого Племени. Они душевны и наивны, потому что беззаветно преданы своему увлечению, но мало знают, не умеют «читать» водоемы. А снасти у них простые – одни и те же на все условия ловли и на разную рыбу. По этой причине они легко поддаются на рекламные трюки торгашей от рыбалки, верят в прогнозы погоды и приметы, поклоняются всяким идолам и носят при себе амулеты в виде счастливой блесны, уловистой мормышки и прочей ерунды, они основные читатели рыболовной литературы и верные почитатели пророков от рыбалки.
На водоеме «чайников» больше всего привлекает не возможность наловить рыбы, а красивое местечко на берегу, где они могли бы на долгие часы предаться созерцанию яркого поплавка-бакена на небесного цвета воде в обрамлении белых лилий. Эти рыболовы на водоеме доставляют беспокойство лишь в том случае, если оказываются рядом, да еще в большом количестве, потому что деяния их непредсказуемы и спонтанны и часто выражаются в неожиданном выбросе в воду ведра прокисшей каши на прикормку – они добрые, им для рыбы ничего не жалко. А еще труднее долго выслушивать их навязчивые мнения о клеве, о рыбалке, поскольку обычно слова их похожи на коллективный бред. Такие рыболовы – продукт душевного позыва, поэтому их обижать нельзя, чтобы не вызвать буйную реакцию. Наверное, именно про них ходит масса рыбацких анекдотов, например: «Петров до поздней ночи готовился к предстоящей рыбалке, наконец все сложил в рюкзак, завел будильник и мирно уснул под боком у жены. Та, убедившись, что муж спит крепко, тихо встала, поломала удочки, порвала лески, спустила в унитаз червей и мотылей и, довольная собой, вновь улеглась в постель. Жить ей оставалось ровно два часа…»
Самый прогрессивный отряд рыболовов – это мастера, среди которых много спортсменов, проводящих частые междусобойчики по скоростному извлечению рыбы из воды. Последнее мало напоминает рыбалку, по большей части это техническое действо, короткие стычки воинственных людей, где на карту поставлены большие амбиции и огромные расходы по приобретению самых продвинутых снастей и причиндалов к ним. И если до соревнований спортсмены уживаются мирно, делятся опытом, вместе распивают чай, порой в немалых объемах, то во время ловли относятся друг к другу жестоко, как и к рыбе, которую истребляют в промысловых количествах. Для этого выработано много методов, например, подбрасывание поближе к зоне ловли соперника прикормки, наполненной стиральным порошком, или сбивание рыбы с крючка в садок козырьком бейсболки, чтобы не тратить и лишней секунды на аккуратное снятие добычи с крючка руками. А на соревнованиях сама ловля в виде непрерывного поднимания и опускания множества длинных и коротких удилищ со стороны напоминает работу шлагбаума на переезде или автоматов в цеху, где нет людей, а только машины.
Однако спортсмены не столь безнадежны и рано или поздно все же многие из них переходят в настоящие рыболовы – потому что не только снасти, но и способность к гуманному образу мышления должны преодолеть определенный этап эволюции, чтобы возникло стойкое понимание аморальности соревнований по интенсивному истреблению живых созданий. Тогда бывшие спортсмены становятся настоящими мастерами, могущими избирательно ловить разную рыбу достойного размера, а излишки улова аккуратно и без сожаления отпускать в родную стихию.
Мастера способны многому научить других рыболовов. Но вот стоит ли это делать, пока частью нашего менталитета остается варварское отношение к рекам, лесам и всему живому? Также нужны ли нам сейчас либеральные, популистские законы о рыбалке, к которым нас тянут некоторые личности с самоприсвоенными титулами известных в рыболовной сфере людей. Когда на воде и возле нее творится беспредел и процесс идет с нарастанием, о чем говорит дальнейшее оскудение водоемов, то желание облегчить и упростить жизнь у воды всем – и честным рыболовам, и откровенным хапугам – кажется нечестным, лукавым, заказным… Ведь это самое простое для приобретения личного политического веса, чем долгая, напряженная, кропотливая и, может быть, опасная борьба за порядок. А что толку в скороспелых, не поддержанных объективным положением вещей законах, которые никто не будет исполнять – лишь очередная дискредитация нашей и так неквалифицированной власти.
Но вернемся к нам, рыболовам. Самое главное, что магически тянет представителей Великого Племени посидеть с удочкой на берегу водоема, так это возможность побывать около воды – субстанции загадочной и при современном уровне развития науки почти не изученной. Ведь во всем обозримом мироздании вода, вероятно, единственная жидкость, способная содержать в себе жизнь и создавать множество живых форм, яркими и чудесными представителями которых являются рыбы. И не случайно, наверное, первыми апостолами Спасителя были рыбаки с берегов моря Галилейского, а само слово Ihteo (рыба) издавна трактуется как Иисус Христос Сын Божий. И тем завет нам дан – беречь в чистоте основу нашей жизни воду, не загрязнять ее, не гадить на берегах, идти к ней только с открытой душой и чистыми помыслами.
Потому, может быть, с рыболовами, как ни с кем другим, у воды, явно влияющей на все, что рядом, случается множество забавных, а порой и непонятных историй, которые человек потом долго помнит, осмысливает и часто не находит объяснения случившемуся. Так, мистический случай у воды произошел однажды с автором этих строк, когда он, проводив в последний путь друга и постоянного спутника по рыбалкам, приехал на Оку со спиннингом. Здесь, собрав снасть, открыл объемный ящик с приманками, но в нем почти ничего не обнаружил, даже ощупав все отделения рукой. Кое-как порыбачив, удрученный потерей того, что копилось годами, отправился домой, где был буквально шокирован тем, что тут ящик вновь оказался полон. Друг ли подал знак оттуда?..
А в завершении этого короткого разговора-размышления хотелось бы сказать еще вот что. Ежегодно среди лета назначается дата под названием День Рыбака, который почему-то отмечают и профессиональные рыбодобытчики, и рыболовы-любители. Кажется, в этом есть немалая доля абсурда. Думается, правильнее и справедливее отмечать День Рыбы, День Воды, ведь есть же День Леса и другие подобные праздники. Как уже сказано, вода – это основа жизни и нас, и планеты, а питаясь рыбой, человечество на каком-то этапе своего существования просто смогло выжить, причем и сама рыбалка, и высокая технология производства снастей заслуженно стали частью его культуры.