С воблером и живцом на осеннюю щуку

Свежая вода остужает разгоряченное побережье. Судя по хлестким всплескам воды и шуршанию тростниковых стеблей, щуки почуяли внезапно наступившее тепло в зените золотой осени и вышли на вечернюю охоту. Осторожно бреду в болотниках вдоль берега со спиннингом, надеясь на скорую поимку зубастого хищника.

НА МЕЛКОВОДЬЕ

Снасть забрасываю далеко, сначала облавливая ближайший омуток, затем открытые пространства плеса и прилегающую к нему заросшую мель. Озерная водица осенью обычно чиста и прозрачна, свет пронизывает ее до самого дна, поэтому отказываюсь от ярких, блестящих приманок.

Привязываю к леске диаметром 0,35 мм восьмиграммовый ныряющий воблер желто-серой расцветки с красной головой и редкими поперечными полосами по корпусу. Лопасть приманки позволяет ей нырять на глубину двух метров и уверенно двигаться в придонном слое.

Такое заглубление дает возможность рыболову эффективно провести снасть из глубин к мелководьям. Стальной поводок сразу отверг, поскольку он значительно ухудшает игру воблера.

Подведя приманку вплотную к тростникам, даю ему подняться наверх и покачаться на волнистой зыби. Теперь короткими потяжками веду снасть через прорехи между стеблей, имитируя кормящуюся рыбку. Воблер слегка булькает на воде и погружается лишь на 10–15 сантиметров. На этот раз я выбрал для рыбалки мелко ныряющий воблер, потому что осенью чередование глубинной проводки на открытых местах и поверхностной – у травы зачастую приносит долгожданную поклевку.

В прибрежных зарослях с проводкой не спешу, надеясь, что зубастые разбойницы, привлеченные всплесками воды, услышат и разглядят мнимую добычу. Вдруг среди тростников быстро проскользнула стайка серебристых мальков. Явно их кто-то спугнул. И в самом деле: тут же из сплетений травы к обманке метнулась пятнистая щука, взметнув черную спину над студеной водой.

Мгновенный жесткий удар сотрясает спиннинг, а фрикцион тревожно верещит, сообщая о неожиданной и стремительной атаке хищницы. Коротко подсекаю, но все попытки подтянуть щуку оказываются тщетными: строптивая охотница отвечает буйными рывками. Она стремится во что бы то ни стало затянуть леску в крючковатый спасительный коряжник.

Атака на воблер оказалась настолько внезапной, что стало ясно: щука засеклась активная и опытная. «Сообразив», что укрыться в спасительной крепи ей не удастся, «пятнистая» молнией метнулась вверх и с шумом выбросилась из воды.

Это обычное поведение щуки на мелководье. Будь рядом большие глубины, она тотчас бы ринулась в потаенные закоулки водоема. Хищница лихо кувыркалась в воздухе, яростно мотая головой и желая немедленно выбросить застрявшую в зубах приманку. Но маневр не удался – тройники засели прочно.

Борьба разгорелась не на шутку, но мускулистое тело «пресноводной акулы» еще полно сил. И тогда стремительной торпедой она ринулась искать глубины, сотрясая тростниковые кущи.  Пришлось уступить метра три лески во избежание обрыва.

Неожиданно щука остановилась у открытой воды, замерла на месте и вдруг круто развернулась обратно и, кажется, была такова, поскольку леска ослабла и беспомощно провисла. «По всему видно – ушла пятнистая», – досадовал я.

Хитрющая рыбина настолько внезапно и виртуозно проделала замысловатый трюк, что на какое-то время я даже потерял контроль над снастью. Но через мгновение, к моей радости, засекшаяся хищница вновь дала о себе знать. Улучив подходящий момент, охотница снова яростно рванулась и собралась, похоже, восвояси.

Но не тут-то было: еще раз размашисто подсекаю коварную соперницу, мгновенно сократив опасный провис. Хорошо, что проголодавшаяся рыба села на оба тройника, иначе ее решительные и «хитроумные» уловки неминуемо привели бы к сходу с крючка, а заодно и к рыбацкому краху.

Правильно, что на этот раз прицепил приманку с двумя тройничками, хотя при ловле в травянистых зарослях и коряжниках лучше подходит одинарный крючок: меньше зацепов, да и больше возможностей варьировать игрой приманки.

Конечно, микроджиг типа «сапожок» наиболее предпочтителен в таких заросших дебрях. Но поскольку окна в тростниковой крепи на этот раз оказались внушительными, то воблер беспрепятственно проскальзывал между стеблей, облавливая всю отмель.

Охота на щуку – занятие необычайно интересное, волнительное и непредсказуемое. И именно поэтому заядлые рыболовы ищут встречу с достойным и коварным противником. Как-то описывался случай, что хищница, легко соблазняющаяся на всякий движущийся объект, подхватила красный носок, который в этот момент стирала в речке женщина.

Но чаще хищница атакует уклейку, ерша, плотвицу, подлещика, карася, а также окуня, с которым ведет извечную борьбу за сферы влияния. Не пропустит щука и молодь ценных пород рыб, но их доля в щучьем рационе мала. В период бурного размножения в водоеме щучий зуб прихватывает заодно и мелких сородичей, по неосторожности оказавшихся «под рукой».

Щука ведет оседлый образ жизни, и на какие бы расстояния она ни удалялась в течение года по своим «разбойничьим» делам, почти всегда возвращается на обжитые места.

Хорошо зная щучьи повадки, особенности клева и места постоянного обитания хищницы в различные периоды года, рыболовы и выходят на охоту именно тогда, когда жор пятнистой охотницы наиболее активен, чтобы попытать рыбацкого счастья и сразиться с грациозным и достойным противником.

РАЗНООБРАЗИЕ СНАСТЕЙ

В дни благодатной осени еще не раз рыбачил на спиннинг и обратил внимание на то, что периодически возвращающееся умеренное тепло благоприятно сказывается на обитателях водоемов, и поэтому вновь пробуждается и значительно усиливается щучий аппетит. Хищницы с восходом солнца покидают глубины и устремляются к заросшим отмелям и банкам, где охотятся весь световой день до самых сумерек. Ведь сюда же стекается и кормовая мелочь.

Вся рыбья рать в осенние погожие денечки торопится воспользоваться свалившейся на нее небесной благодатью с максимальной пользой для себя. Причем «зубастые» теперь не подкарауливают добычу в засаде на одном месте, как это происходило весной и летом, а интенсивно и азартно прочесывают все заросшее прибрежье в поисках поживы, как это обыкновенно делают судаки и жерехи, добывающие свое пропитание «в угон».

Поэтому сходов с крючка практически не бывает, ведь поймав охотничий кураж, щуки основательно заглатывают приманки. Наиболее уловистыми в эту пору оказываются мелко ныряющие воблеры и крупные (10–12 см) желто-черные и медные колебалки, виброхвосты с оранжевым оттенком.

Колебалки станут еще более уловистыми, если на их тройники водрузить небольшие твистеры. Скажем, на цевье крючка желтой блесны нацепить белый силиконовый хвостик, белую блесну приукрасить красным твистером, к оранжево-черной приманке добавить зеленый хвостик. Контрастную приманку щука замечает еще издали, и у хищника есть время подготовиться к молниеносной атаке, а значит, основательно заглотить добычу. Но важен не только цвет блесны.

Игра приманки после такой модификации несколько меняется: она медленнее тонет, что применительно для рыбалки на мели, а также позволяет совершать частые паузы на проводке, что повышает шансы на рыбью хватку.

А двухлопастный твистер «лягушка», прицепленный к тройнику, стабилизирует ход блесны и значительно увеличивает количество поклевок, что, несомненно, расширяет возможности спиннинга. Часто успех приносят «вертушки» весом до 16 г с нарядными зеленовато-красными разводами на лепестке.

В основном щуки сейчас предпочитают объемные приманки цвета золотой осени. В эту удачливую для рыболова пору на границе быстрого течения и спокойного мелководья спиннинг атакуют не только щуки, но и жерехи, голавли, язи, судаки и полосатые окушки.

Ужение с берега на донки с живцами и на жерлицы сейчас успешно как никогда. Лучше забросить донки недалеко на прибрежный крутосклон, под которым образовался глубокий омут, или под отбойную струю переката, а также установить снасть в устье тихоструйной речки. Живец теперь применяется посолиднее, чем в летний период.

Например, карасик или плотвица размером с мужскую ладонь – лакомая пожива для глубинной щуки. Коварный «монстр» из подводного мира теперь не очень разборчив и всегда готов ухватить любой солидный кусочек, к примеру увесистого леща. А особенно это происходит осенью, когда донная щука наедается впрок перед долгосрочным уходом на значительные глубины и когда выходы ее будут редкими до самого ледостава.

А вот кружки можно пустить по течению над подводными грядами и впадинами, правда, сильные осенние ветры будут без конца угонять их прочь.

Желательно якорить кружки на месте, равномерно расставляя их от зарослей тростников к прилегающему откосу. Грузило, привязанное к кончику лески, при этом лежит на дне. А живчик ходит на поводке примерно в полуметре от грунта, не сдвигаясь с участка ловли.

Такая оснастка приемлема не только в ветреную погоду на открытых участках водоема, но и при ловле в коряжниках, когда желательно поднять живца над придонным хламом, избегая зацепов.   

Наконец азарт и волнение от схватки с упрямой соперницей постепенно растворились в приятной истоме. Багровый закат разгорелся над грядами лесистых холмов, а по затихающей воде потянулись прохладные руки долговязых сумрачных теней. Вечерняя рыбалка окончена, но грядущий рассвет вновь позовет спиннингиста на синеокие просторы водоема.

Что еще почитать