Растянутое по времени образование прочного первого льда, оказывает воздействие не только на нервный зуд рыболовов, но и на состояние и поведение рыб.
Проще всего, может быть рыбам, которые с похолоданием воды впадают в состояние близкое к анабиозу. Они теряют активность и перепады погоды их уже мало беспокоят. Также хорошо известно, что при быстром и резком становлении льда большинство видов рыб испытывают какой-то шок. Некоторые из них даже поднимаются, прижимаются ко льду и так стоят несколько часов, не двигаясь с места и не уходя в глубину. После одного-трех дней обычно начинается период самой высокой активности рыбы в зимний период.
В этом году водоемы европейской части страны вставали почти по классическому сценарию, то есть без таяния первого льда с последующим образованием «второго» первого льда.
В начале месяца рыболовы спешили на «ротановые» и «плотвино-окуневые» небольшие пруды и лесные водоемы. И не только потому, что лед здесь встает быстрее, но и потому, что клев на небольших водоемах продолжается всего два-три дня, да и то если повезет с погодой. Нужно успеть.
На северных и сибирских водоемах лед вставал в первой декаде месяца буквально за ночь из-за аномальных морозов.
Открытие ледового сезона этого года порадовало прочным льдом, но рыба преподнесла некоторое разочарование.
Открытие традиционно проходило на мелководных прудах и ротан клевал хорошо, попадались и крупные особи, и в целом уловы были весомыми. А вот начало сезона на озерах и водохранилищах неожиданно оказалось далеким от ожиданий – жора окуня и щуки не наблюдалось. Плотву нужно было еще постараться найти, а подлещик не очень радовал своими размерами. Когда лед стал безопасным по всей акватории больших водохранилищ началась весьма успешна охота за судаком.
Но радужные прогнозы рыболовов прервали ветра и снегопады. Толстый слой снега на льду со средней толщиной 6-10 см моментально приводит к проседанию льда, вытеснению воды, пропиткой верхнего слоя льда водой. В результате лед теряет прочность, перестает трещать под ногами и предупреждать об опасности. Если в водоеме есть хоть какое-то течение, то провалиться можно буквально в любом месте. Рыбалка стала некомфортной, так как ходить в водяной каше снега тяжело и невесело.
Плюс ко всему, снег закрыл лед и освещенность стала зимней, что вызвало прекращение миграций пловы и подлещика – они заняли зимние места стоянок. Как только мирная рыба встает, резко снижается активность судака и встает щука. На водохранилищах и больших озерах уже попадаются щуки с пиявками на брюхе.
К концу месяца рыбалка стала «январской» по клеву рыбы, но даже более опасной, чем по перволедью. Особое внимание на безопасность стоит обратить любителям ночной ловли в обогреваемой палатке.
Так как пик клева прошел нет смысла рисковать ради мелкого окуня или ладошечного подлещика до тех, пор пока вода на льде замерзнет и не появится прочный наст, а тем, кто ждать не может нужно быть готовым к неудаче.
В зависимости от региона ледовая обстановка только к концу месяца стала более или менее стабильной, мелкие и небольшие непроточные водоемы заснули до самого последнего льда.
Обсуждать вопрос о том куда сейчас лучше поехать за праздничным уловом нет смысла – это может быть, как водохранилище, так и большое озеро или глубокий карьер. Все зависит от конкретной ледовой обстановки и активности рыбы. Лучше не метаться, а ориентироваться на личный опыт и проверенную информацию с конкретного водоема.
В любом случае ловля в данное время во многом случайная, нестабильная и нередко опасная, особенно подлещика на глубоких местах. Нужно хорошо знать рельеф водоема и особенности зимнего поведения этой рыбы. Сейчас лучшая тактика заключается в совмещении активного поиске на небольшой акватории с прикармливанием большого количества лунок малыми дозами прикормки. Далекие и длительные перемещения отнимают много сил и времени, а дни самые короткие в году.
Плотву и окуня однозначно уже нужно искать на традиционно зимних местах. У границы растительности остаются представители прибрежной расы. Окуня с середины месяца ловят над глубинами 3-6 м, нередко даже в полводы со спуском 2-3 м.
Плотва в середине месяца еще выходила на береговые отмели с глубиной около двух метров, но ловили ее уже с глубин от 3 м и глубже. Миграции рыбы стали заметно короче, что уже позволяет рассчитывать на продолжение рыбалки на «старых» прикормленных лунках.
Со щукой имеет смысл сделать перерыв и подождать, пока придут очередные, уже новогодние морозы и попытаться поохотится за трофейным экземпляром. Замечено, что именно в эти морозы крупная щука на вечерней зорьке часто выходит на береговые отмели и активно ищет пропитание до наступления темноты.
Как вариант, можно без особого риска и физических затрат половить на платнике форель к новогоднему столу. На водоемах, где много открытой воды, имело смысл ловить с берега, а не со льда. Возможно, это уже результат действия такого фактора, как содержание в воде кислорода. В зависимости от того, насколько правильно распределяется поток воды от аэратора или от скважины по водоему, зависит и распределение кислорода. Почти во всех случаях где-то существуют застойные зоны. Такие зоны наиболее вероятны в тех местах, где находятся ямы, поэтому не всегда самые глубокие места являются самыми «клевыми».
На открытой воде с кислородом все в порядке, поэтому эффективна ловля, как говорится, «под ногами», на дистанции 5-6 м от берега. На такой дистанции почти однозначно нужно пускать приманку около дна, несмотря на то, что форель может подниматься к поверхности и даже выдавать свое присутствие всплесками. В периоды резких скачков погоды, клев становится непредсказуемым, зачастую осторожным – поклевок много, а рыбы в улове нет.
Можно констатировать, что на больших водоемах рыболовов заметно поубавилось, а на городских водоемах, наоборот. В этом есть свой резон – отдохнуть и половить мелких окуней и плотвиц можно совсем недалеко от ома, а если клева нет, то не слишком жаль времени, потраченного на дорогу.
Нужно заметить, что к новому году обстановка везде стала стабильно зимней и на праздники рыболовы занялись серьезной рыбалкой на проверенных местах.