А может получиться и так, что за календарную зиму сезон подледной ловли рыбы можно открывать и закрывать 5-6 раз. Кто из рыбаков рискнул, не побоялся залезть на тонкий лед, успеют день-другой порыбачить. Да и то, порыбачить – это не значит хорошо отловиться.
Часто случается и такое, что ползаешь (почти в буквальном смысле слова) по тонкому льду, а результатом рыбалки вполне могут стать пара-тройка окушков-подростков. А все потому, что выбирать особо не приходится: по более крупным водоемам, где много рыбы всякой, все еще гуляют свинцовые волны.
Местные рыболовы привыкли к такой погодной круговерти, и летние снасти далеко не прячут. Сам я каждую осень вожу с собой в багажнике авто снаряженный для подледной рыбалки ящик и пешню: вдруг повезет, и в один из морозных дней мне удастся оказаться в нужном месте в нужное время. И такое, скажу я вам, иногда случается.
Вот и в этом году, пока еще самые заядлые судачники вполне успешно закрывали осенний сезон с лодок, я несколько дней великолепно отрыбачил с безмотылкой на одной из многочисленных речных стариц, коими так славится Полесье.
А все начиналось довольно банально. Из телефонных переговоров я узнал, что после трех морозных дней на самых мелких лужах уже встал лед. И сосед, который из-за проблем на работе никак не мог попасть в деревню, попросил меня проверить, можно ли добраться до капканов на бобра, которые он поставил на одной такой старице за несколько дней до того, как пришли морозы.
Пробежался я с пешней по указанному адресу. До капканов добрался, но они вмерзли в лед, и вытащить их не представлялось возможным. Зато вполне свободно походил по первому льду. Ну как тут устоишь, чтобы не рвануть домой за снастями?
До заката солнца остается чуть больше двух часов. Успею! Быстро переодеваюсь, хватаю готовую уже снарягу, и на лед! Взять рыбу с наскока не получилось. В первых 10-и лунках поклевки я так и не увидел. Но это не повод расстраиваться. Я на льду, лед держит, а рыбу мы найдем.
Перебираюсь на старицу, которая постоянно связана с рекой. Здесь лед более тонкий, и уровень воды непривычно низкий. Видно, что вода ушла уже после того, как старица покрылась первым льдом. Вон на прибрежных кустах висят целые айсберги, а посреди водоема, словно вулканы, торчат дубовые пни.
Пробиваю несколько лунок. Там, где еще неделю назад воды было больше метра сейчас, чуть выше колена. Но рыба есть. В почти на каждой проводке мою, ярко-зеленую с красным брюшком «лесотку» азартно атакуют плотвицы. Конечно, доля рыбы живцового размера в улове преобладает, но на мое настроение это никак не влияет. Клев есть, лед не трещит. Что еще нужно для праздника души?
Но, как оказалось, это еще не все сюрпризы уходящего дня. Перед самым закатом солнца, нахожу подводную возвышенность. Воды здесь сантиметров 40, рядом из-подо льда торчит дубовый пень.
Когда нащупал дно, сразу захотелось сменить локацию, но не успела моя мормышка оторваться от грунта, как кивок уверенно наклонился в сторону льда. Подсечка, несколько секунд ожесточенной борьбы, и моя мормышка остается по ту сторону льда. Дрожащими от волнения руками перевязываю приманку. Проводка, поклевка, вываживание…
В этот раз удача оказалась на моей стороне. И вот уже на льду тяжело ворочается «полосатик» в котором массы, не менее полкилограмма. Еще несколько проводок, и окуней уже два. Поклевки происходили в каждой лунке.
Из-за небольшой глубины сходов было очень много, но с десяток трофейных окуней мне удалось поймать. А через полчаса все стихло. Рыба, вслед за солнцем, ушла спать. Пора и мне домой собираться.
Наутро, едва забрюзжал рассвет, я на льду. Первое, что бросилось в глаза – уровень воды за ночь поднялся приблизительно на полметра. Такие «сюрпризы» на Припяти случаются часто. Берега у реки низкие, течение слабое. Забьет русло ледяной шугой, и через день-два выше затора образуется запруда, а ниже ее уровень воды сильно падает.
Видимо, вверху пробило затор, и за ночь все пришло в норму. Вот только для рыболова подобные сюрпризы чаще всего ничего хорошего не означают. На резкие перепады воды рыба всегда реагирует непредсказуемо. Так что нужно торопиться. Вдруг, сонные окуни еще не успели покинуть рассекреченную вчера точку.
По расхожей теории, которой я тоже придерживаюсь, крупные окуни, переночевав на мели, после восхода солнца уходят гулять по просторам водоема. Но, видимо, это не тот случай, или опоздал? Из старых лунок мне удается поймать с десяток окуней, но размер их намного скромнее, чем у вчерашних «полосатиков».
Что поделаешь. Рыбу нужно искать заново. Благо, в этот раз я взял с собой бур.
Продвигаюсь в сторону глубины. Пусто. Вернее, почти в каждой лунке мормышку атакуют ерши. Вдоль затопленных кустов активничает «матросня». Но это совсем не то, на что я рассчитывал. Приблизительно через час нахожу стаю плотвы. Самой уловистой в этот раз оказалась темно-коричневая, с черными полосками, «лесотка».
Размер рыбы приятный. Попадаются и бонусы массой в 300-400 граммов. Вот так, за ловлей плотвы и прошел второй день моего перволедья. Вот только огромное желание вдоволь половить трофейных окуней так и осталось нереализованным.
Вечером, проводя анализ прошедшей рыбалки, я пришел к выводу, что с подъемом воды рыба вполне могла сместиться вглубь затона. И утро следующего дня решено было начать с обследования впадающей в старицу тяги. Большую часть года это просто небольшой ручей. Но теперь, с подъемом воды, глубина здесь должна быть около метра. Так что, вполне может быть.
Расчет мой оказался верным. Стая окуня, которую я слегка зацепил двумя днями раньше, действительно сменила свою дислокацию, и сгруппировалась у места впадения канавы в старицу. Причем, судя по окраске, окунь был не местным. У аборигенов из этой старицы окрас всегда скромный: оливковый, с едва проступающими полосками. А эти, словно с картинки. Полоски яркие, плавники алые. Одним словом – красавцы!
Поклевки начались почти с первых лунок. Рыба клевала жадно, кивок просто медленно наклонялся вниз, часто окуни цеплялись и под бороду. Иногда приманка просто не успевала дойти до дна. И складывалось такое впечатление, что мормышка попадала в отрытый рот рыбы.
Иногда окунь просто вешался на крючок, когда в конце проводки я делал контрольную подсечку. Сходов тоже было много. После подсечки окуни сопротивлялись так ожесточенно, что часто, первые несколько секунд их приходилось просто «держать на хлыстике» удильника.
Если рыбу удавалось успокоить, поединок решался в мою пользу. Если нет, то очередная мормышка оставалась по ту сторону льда. И что примечательно, на частоту поклевок эти сходы и обрывы мормышек никак не влияли. Когда частота поклевок уменьшалась, достаточно было перейти на соседнюю лунку. Но через 5-10 минут замолчавшая было лунка, вновь становилась рабочей.
Чтобы поберечь мормышки, предлагал я рыбе и балансир. Поклевок на эту приманку не было вообще. До полудня я еще, время от времени, пытался его разловить, но потом от этой идеи полностью отказался. Но, что интересно, в тех лунках, где я поработал балансиром, на мормышку окунь клевал более активно.
Раздача окуней продолжалась до самого вечера. Уже темнело, а «полосатики» никак не успокаивались. Складывалось такое ощущение, что мне удалось нарваться на массовую миграцию рыбы. И как весной, ей просто нет времени на детальное рассматривание приманки.
Окуни пробовали на вкус любой, попавший в поле их зрения предмет. Такой раздачи «полосатиков» на моей памяти не было ближайших 12 лет.
Спасибо тебе, матушка Припять за такое феерическое перволедье!
А через день к нам пришел мощнейший атлантический циклон с дождем, и суточными температурами +6 градС. Так что зима вновь взяла паузу на неопределенное время. Вполне вероятно, что и летние снасти расчехлять придется.
Выводы и рекомендации
Собираясь порыбачить зимой на Припяти, будьте готовы к тому, что сюрпризы в виде резких скачков уровня воды здесь происходят по нескольку раз за зиму. Да и сами зимы на Полесье чаще всего мягкие, с кратковременными периодами морозных дней, и продолжительными оттепелями. Каждая такая оттепель может запросто обнулить все усилия мороза. Так что открывать подледный сезон на юге востоке Беларуси иногда приходится, как в этом году, по нескольку раз за зиму.
Основной набор приманок для Полесья небольшой. Это мормышки (мотыльные и безнсадочные), и балансиры. Безнасадочные мормышки всегда более уловисты, чем классика.
Глубины на припятских старицах небольшие (1-3 метра), рыба привыкла к питанию всевозможными подводными рачками и жуками. А безнасадочная мормышка очень удачно их имитирует.
Если повезет, и безопасный для передвижения рыболова лед встанет и на больших старицах, к этому набору приманок можно смело добавлять вибы. Местные судаки очень охотно отзываются на эти насадки.
Любителям ловли белой рыбы будет интересна рыбалка с «гирляндой». Тема эта интересная и многогранная. И если зима надумает вернуться в наши края, я с удовольствием расскажу вам об этом увлекательном способе ловли рыбы.
Рыбачьте в удовольствие!