Я должен сразу обрисовать ситуацию, при которой в одних и тех же лунках ловится и плотва, и подлещики. Представьте себе водохранилище, которое, в свое время, затопило русла двух петляющих речек. То есть, рельеф дна достаточно разнообразен. Даже есть под водой насыпи от железных дорог.
Так вот, как только водохранилище покрывается крепким льдом, любители ловли белой рыбы начинают прикармливать одни и те же места и происходит это из года в год. Кто-то приходит с зимними палатками и капитально кормит и ловит всю ночь, ожидая крупного леща.
Кто-то приезжает на один день и бегает от лунки к лунке, подбрасывая прикормку. Кто-то ловит на мотыля, кто-то дразнит рыбу безмотыльной удочкой. Так или иначе, от выходных к выходным примерно в одних и тех же местах рыбу прикармливают самыми различными привадами и приманками. При этом ловится два вида бели: плотва и подлещики. Реже густера и лещи.
Когда среди плотвы иногда ловится что-то увесистое и уже в лунке видишь вытянутый «хобот» молоденького леща – это радует. Но когда клюют такие каждый раз – почему-то хочется уйти с этой лунки, чтобы вновь клевала плотва.
Лещевые лунки
Найти уловистую лунку – основная задача. Не знаю как у других, но для меня, безмотыльщика, это главное. Обычная моя стратегия – это быстрое перемещение по известному мне месту и облов двух горизонтов: около дна и 2 метра выше. Иногда получалось найти рыбу именно в полводы.
Помню, дедушки удивлялись. У них на мотыля на прикормленных лунках клевало в час по чайной ложке, а мы с приятелем ловили недалеко от них, не кормили, но постоянно вытягивали рыбу. Один даже подошел, посмотрел, все расспросил. А вот на каком горизонте я ловлю – даже не догадался спросить.
Я когда облавливаю верхние этажи – просто встаю с ящика и еще поднимаю руку над головой. Это как раз около 2-х метров. И если рыбу обнаружил, то подматываю леску и ловлю уже сидя. Поэтому у дедушки даже и подозрения не возникло, что я ловлю высоко от дна. Часто срабатывает стереотип – прикормка падает на дно, значит там и ловить нужно. На самом деле, я неоднократно опускал видеокамеру и визуально исследовал дно. Видел я эти кучки светлой прикормки. Где-то ее больше, где-то ее меньше. Но ее там реально много. Закралось сомнение – стоит ли вообще кормить? Но о прикормке я напишу чуть ниже. Сейчас именно о лунках.
Так вот, лунки, в которых клюнет лещ или подлещик, в большинстве своем, это старые, которые кормили день или два назад. Особенно важно, если кормили крупной фракцией. Это либо пшеница пареная, либо геркулес. Остатки прикормки часто можно найти около лунок. Если такой крупной фракции не обнаружено, а видно лишь рассыпуху из магазина или пшено – вероятность поклевки лещей сильно снижается.
У меня подход к таким лункам следующий. Я ее, разумеется, проверяю лещовым чертиком. Поймал или не поймал – не важно. Я на эту лунку периодически возвращаюсь и делаю именно лещовые проводки: плавное покачивание, медленный подъем, длинные паузы в верхней точке подъема. По большому счету, мне много подлещиков и не надо вовсе. Мне достаточно поймать парочку, желательно крупных, чтобы сделать фотографию на память. Плотва, как я уже говорил, для меня важнее.
Что касается новых лунок, то я использую «метод трёх лунок», который вычитал в каком-то из альманахов «Рыболов-спортсмен». Если коротко, то я бурю лунки, исследую рельеф дна. Если где-то клюнуло – я подсыпаю туда горсть прикормки и ухожу на другую. После третьей такой прикормленной лунки я возвращаюсь на первую прикормленную.
Так и облавливаю три (или 4) лунки, давая им и отдохнуть, и подзарядиться свежей порцией пахучей прикормки. Так вот, иногда в таком режиме я натыкаюсь на лунки, где иногда клюют подлещики. Обычно, перед тем как случаются лещовые поклевки, клев плотвы прекращается. Но если не спешить, а поменять игру на более плавную (лещовую), то можно дождаться и лещей. Они не так часто будут клевать, но регулярно.
Ну и еще я заметил, что подлещики больше любят чертиков, нежели мормышки.
Плотва и ее причуды
Я не зря начал говорить о ловле плотвы именно с приманки. В свое время я много читал про безмотыльную ловлю. Говорил об этом со многими профи. Кто-то считает, что чертик – более универсальный. На него клюет все. Другие говорят тоже самое, но про мормышку. Мол, если правильно ловить – мормышка соблазнит любую несговорчивую рыбу.
Так уж получилось, что я ловлю на чертей чаще. Один чертик у меня для ловли плотвы, другой, более крупный, для лещей и подлещиков. Пару раз в моей практике было, что на мормышку у меня получалось уговаривать вредную рыбу. Я заметил, что мормышка хорошо работает на опускании. А вот чертик работает только на подъеме. Это наблюдение подтвердил мой основной учитель, который, собственно, и делает для меня правильных чертей.
Но вот однажды на другом водохранилище, которое сильно похоже на мне привычное Карповское, я столкнулся с тем, что плотва предпочитала исключительно мормышки, причем конкретно «гвоздешарик». Я со своим чертиком добрую половину дня ходил по новым и старым лункам, а рыбу поймать не могу. Люди ловят на мотыля, а у меня не клюёт! Наконец, товарищ подсказал, что он ловит на «гвоздешарик».
Я быстро сменил приманку и к своему удивлению начал полавливать плотву в тех же лунках, где поклевок на черта не было. Эта рыбалка настолько мне запомнилась, что уже на следующий день я заказал себе правильных гвоздешариков с интернет-магазине.
На своем родном Карповском водохранилище мы начали показывать «гвоздешарик» только лишь пару лет назад. И что же? Плотва действительно на него реагировала шибче, чем на чертика. И, да, много поклевок именно на опускании.
Несколько раз я наблюдал за поведением плотвы с помощью подводной камеры. И очень часто вырисовывается такая картина. Ни у кого не клюет, а плотва подо льдом плавает! При этом, редко какая рыбка опустится ко дну и подберет какие-то крохи. Клюнет один раз и плывет дальше. Никто не кормится всей стаей, как голуби.
Типа, прикормил, прошла пара минут, ото всюду сплываются рыбы и давай прикормку жрать! А вот и нет! Рыбы куда-то плывут. Потом плывут от туда. Просто плавают и все. При этом мою приманку будто и не замечают вовсе. И только одна из двадцати или пятидесяти неожиданно сбивается с курса, быстро подплывает к приманке и чмокает ее. А мне всегда казалось, что играя приманкой, я издалека привлекаю ее внимание, она подплывает, смотрит на мою игру и в какой-то момент она вдруг верит в съедобность чертика или мормышки и хватает ее.
Чаще всего это происходит не так. Но с некоторых пор я перестал пользоваться подводной камерой. Отвлекает от ловли, знаете ли. И мне кажется, все что мне нужно – я увидел. В какие-то моменты приманка просто не напоминает плотве кормовой объект. А вот медленно опускающаяся мормышка – может и привлечь внимание. Да еще на гвоздешарике бусина большая, возможно это играет роль.
Кормить мало, но с умом
Что касается большого количества прикормки, которое лежит на дне и это количество пополняется с каждыми выходными – главное в прикормке не количество, а свежая пахучесть. Часто срабатывает просто половинка печеньки, которую разжевал и выплюнул в лунку.
А мой товарищ не ленится и перетирает на мясорубке жареные семечки, которые добавляет в свежепареную пшенку. Удивительно, но именно под ним плотва плавает регулярно, а там где в палатках сидят и кормят регулярно – рыбы я не увидел.
Возможно, просто так совпало. Ведь рыба не может постоянно плыть косяками и не заканчиваться. И тем не менее, нас было трое приятелей, и только Антон наловил приличное количество. Настолько приличное, что мы были вынуждены начать пользоваться исключительно его прикормкой.
На сегодняшний день я решил для себя, что если ориентироваться исключительно на плотву, то нужна свежая пахучая прикормка и мормышка (желательно «гвоздешарик»). При этом уделять внимание игре приманки на опускание. И не сидеть долго на одной лунке.
Плотва плавает быстро. Двигаться тоже надо быстро и при поиске бурить лунки не через 5-10 метров, а через 20 – 30. И как только случаются поклевки – можно применять «метод трех лунок». Еще я заметил, что самая крупная плотва всегда встречается не в эпицентре прикормленных лунок, а несколько поодаль.
Если важен именно лещ, совет один – кормить надо чем-то крупным: пшеница, овес. Мелкую фракцию быстро слопает плотва с густерой, а распаренные зерна останутся под вашими лунками.
Я подозреваю, что большинству рыболовов-зимников совершенно неважно, какая рыба окажется в улове. Даже если какого-то вида будет больше – он просто скажет, мол, такой день.
Но все же я надеюсь, что мои наблюдения моя практика ловли белой рыбы на безмотылку на Карповском водохранилище будет кому-то интересна.