Затем уже, когда вода начнет постепенно спадать, осветляться и прогреваться, движение рыбьих стай приобретет явную нерестовую направленность, характеризуемую определенным пристрастием к тем зонам речного ложа, где та или иная рыба с максимальным положительным эффектом и без особых помех сможет отложить икру.
Рыболову, конечно, важно знать, что в подобных местах наиболее вероятного скопления рыбьих стай его будет ожидать прекрасный преднерестовый клев рыбы какого-либо вида.
Идущей на нерест рыбе природный инстинкт подсказывает, что чем раньше она отложит икру, тем скорее из нее выклюнется молодь и тем, в итоге, она крепче и жизнеспособней окажется перед тяжелой зимовкой.
Сигналом к началу нереста у того или иного вида служит достижение водой определенной температуры, что на всей реке происходит практически одновременно, но вот условия для икромета далеко не везде подходящие. Кроме того, для быстрого развития отложенной икры очень важно высокое содержание растворенного в воде кислорода, что в наибольшей степени реализуется под плотинами, когда бешеный весенний поток, падая с большой высоты, бурлит, пенится и до предела насыщается газами.
И тут рыба выбирает те участки, где поток заметно слабее и где оседает корм, а отложенная икра имеет больше шансов на сохранность в случае быстрого подъема воды из-за нередких весной сильных ливней.
А что до определения времени подхода рыбьих стай на будущие нерестилища, то существует немало внешних признаков, указывающих на это, и опытные рыболовы всегда точно знают, когда будет хороший клев плотвы, леща, окуня, уклейки или язя. Что касается самой массовой в весенних уловах плотвы, то если на берегах реки береза выбросила лист, то это значит, что в ближайшее время у нее начнется массовый нерест и закончится он у язя, голавля и жереха.
Существует немало и других местных признаков начала преднерестового жора у той или иной рыбы, но при этом всегда следует иметь в виду, что погода (резкие потепления и похолодания, ураганные ветры или затяжные дожди) может вносить значительные коррективы в природный календарь.
С приходом времени весеннего буйства воды рыболову бывает весьма затруднительно найти подходящее место для ловли на разрешенную правилами поплавочную удочку или на легкую донку с парой крючков. Однако под плотинами, где поток после слива произвольно растекается по речной пойме, выбор условий для рыбалки гораздо разнообразнее, нежели на все остальной реке, зачастую мчащейся словно в трубе.
К тому же, ниже плотины, где после слива речка продолжает свой путь, вода, немного отстоявшись наверху, падает вниз не сильно замутненной – сюда подходит отдышаться и отмыться от паразитов разная рыба с нижних участков речки. По высокой воде с сильным течением она отстаивается и накапливается в омутках, на широких плесах, на крутых поворотах русла, где вода закручивается и тормозится.
Здесь также бывает успешной ловля в узкой прибрежной полосе с короткой маневренной удочкой, когда длина проводки может составлять всего метр-два, при этом, конечно, надо старательно маскироваться – садиться подальше от уреза воды, ходить тихо, не топать, отгонять праздных наблюдателей, пореже вставать в полный рост.
Как правило, пока вода еще холодна, рыба ниже плотин лучше всего клюет на мотыля или ручейника. Но с некоторым прогревом воды, о чем скажет появление молодой водной растительности, крупная рыба, особенно плотва, зачастую начинает даже лучше клевать на растительные насадки, при этом результаты рыбалки решительно улучшает умелое и умеренное применение прикормки.
В этой связи следует подчеркнуть, наверное, главный момент: на весенней реке не так страшен «недокорм» рыбы, как ее очевидный «перекорм» – неопытные рыболовы даже с прекрасной «рабочей» прикормкой зачастую совершенно лишаются клева плотвы, когда садятся на берегу близко друг к другу и стремятся обильной и частой подачей в воду прикормки «оттянуть» как можно больше рыбы к себе. В итоге не ловит никто.
Тут выход только один – уйти подальше от всех, найти перспективный «затишок» вблизи речного потока, забросить в точку удержания оснастки изрядную порцию прикормки, дождаться подхода рыбы и начала устойчивого клева и больше не кормить, пока рыба не отойдет сама.
Однако, как показывает опыт весенней рыбалки на реках, и под плотинами в том числе, где концентрация рыбы наиболее велика, повторное прикармливание почему-то восстановления прежнего клева не дает – лучше опять заняться поисками нового места и там всё повторить.
Что касается техники ловли плотвы в проводку в узких «хороших» зонах течения под плотинами, то в случае с этой быстрой на поклевку и «вороватой» рыбой такая рыбалка становится настоящей школой мастерства, и не каждый тут успешно сдает «экзамены». Не случайно по этому поводу еще в старину возникла поговорка: «Умелому – плотва, неумелому – трава!» А траву-то крючок цепляет со дна, и правильная установка спуска на снасти, особенно для течения, одно из важнейших составляющих успеха.
Бывает, что лишь на какие-то сантиметры глубина на леске отмерена неверно – и рыба совершенно не берет, а сосед неподалеку таскает и таскает из воды увесистых весенних плотвиц. Дело в том, что даже если при проводке крючок лишь кое-где чиркает по дну, это еще не значит, что снасть отстроена «под дно».
Регулировать снасть следует не под всю длину проводки вообще, а только под локальные места, где чаще всего стоит плотва. Обычно это небольшие углубления, тихие зоны за поперечным донным уступом или бугром, затопленной корягой или камнем и прочие удобные для рыбьей стоянки особенности рельефа речного ложа.
Заметив где-то поклевку или поймав рыбу, именно на этой «точке» надо сосредоточить основное внимание, надолго придерживая тут ход оснастки, а не гонять попусту снасть по течению на десятки метров. Чтобы удержать рыбу в найденной зоне поклевок и, может быть, привлечь ее больше, следует подбросить сюда немного качественной прикормки, и опять же – делать это надо предельно точно, именно в «точку клева», иначе, наоборот, рыбу можно рассеять, а рыбалку испортить. Впрочем, именно под плотинами наиболее вероятно обнаружить такие «эксклюзивные» места, к которым рыба привязана по целому ряду естественных причин, и тут любое прикармливание попросту излишне, а возможно, и вредно.
Кстати, под плотинами на средних и малых реках, где, кажется, пенный и шумный весенний поток отвергает даже мысль о возможности какой-либо рыбалки в нем, удается вполне успешно ловить крупную плотву иным способом. Тут от поплавочной удочки из-за бешеного течения вряд ли будет толк, но очень эффективно и добычливо пользоваться техникой донной проводки, именуемой ловлей «на покаток».
Суть ее в оснащении лески толщиной 0,2-0,3 мм концевым сферическим грузилом такого оптимального веса, чтобы после заброса оснастки в поток течение могло его лишь медленно волочить по дну, иногда задерживая на неровностях.
Один поводок длиной до метра с достаточно крупным крючком привязывается непосредственно к грузилу, снасть забрасывается специальным фидерным или пикерным удилищем с гибким сигнальным кончиком необходимой упругости, по которому хватка рыбы отмечается очень хорошо.
Естественно, в оснащении используется качественная безынерционная или мультипликаторная катушка средней мощности.
В качестве наживки в пору половодья наилучшие результаты дают червь и крупный выползок, насаженный на крючок целиком, как говорится, «гармошкой» с выведением жала наружу. Этот крупный и прочный червь выдерживает несколько поклевок, его практически не обдирает мелочь, но добыча выползка весной весьма трудоемка – он в холодной земле сидит еще глубоко, почему приходится немало поработать лопатой.
Кстати, если во время «раскопок» будут попадаться крупные белые личинки-сальники различных жуков, их тоже нужно собирать и пробовать ловить на них указанной ходовой донкой. Конечно, на такую снасть, ориентированную в основном на крупную рыбу, вместе с плотвой будут брать и язь, и голавль, и окунь, на червя весной очень охотно клюют берш и судак там, где они водятся в достаточном количестве.
Однако, как бы ни была добычлива рыбалка непосредственно под плотинами, не следует забывать о правилах, которые разрешают ловлю не ближе определенного расстояния от гидротехнического сооружения подобного рода.
Но, думается, умелому рыболову вполне хватит рыбы, чтобы насладиться ее отличным клевом, если он отойдет от плотины на положенную дистанцию, да и от шума падающей воды лучше держаться на почтительном удалении – монотонный звук низкой частоты угнетающе действует на организм, как и рыбалка под высоковольтной линией.