На разливах все-таки проще найти рыбу нерестящейся, нежели активно ловящейся, но бывает один период – волна активного клева хищной рыбы, в частности крупного окуня и щуки. Этот период чаще совпадает с нерестом любой белой рыбы. Длится активный клев, как правило, день-два, редко больше.
Позже почти весь хищник уже отъедается и практически не реагирует на искусственные приманки. И если со щукой все более-менее предсказуемо, клюет она в эти дни стабильно по той причине, что уже отнерестовала, то с крупным окунем несколько сложнее. Но я научился ловить крупных волжских окуней-горбачей и в таких условиях. В среднем за день берешь двух-трех. Самый длинный период активного клева хищника на нерестилищах мною наблюдался еще весной 2001 года, тогда он длился ровно четыре дня, и в улове были щуки и горбачи до полутора килограммов.
«А как же «запрет»?» – спросит меня читатель. Могу заверить, что в это время я действую в рамках Правил: пока нет «запрета», ловлю на спиннинг, когда начинается – на мощную поплавочную удочку для дальнего заброса с насадкой на одинарный крючок тюльки, которая продается в магазинах.
Остановимся конкретней на местах ловли окуней. Будет огромной ошибкой ловить в зарослях затапливаемых кустов и деревьев. Здесь стоит, как правило, окуневая мелочь, по крайней мере тяжелее полукилограмма окуня я тут не видел. Намного правильней будет найти место скопления белой рыбы – она выдает себя всплесками в стороне от затопленных кустов.
Отлично, если в месте ловли имеются прошлогодние отмеревшие водоросли и обширные мелководья – это настоящие пастбища белой рыбы. Где здесь стоит искать крупного окуня и сопутствующую щуку?
Во-первых, определитесь с шириной той площади, на которой стоит рыба. Я это делаю с помощью поплавочной удочки и насаженного на крючок катышка белого хлеба. Белая рыба часто себя проявляет поклевками. В итоге перемещаешься по берегу и подкидываешь насадку: там, где перестало клевать, и есть граница этой площади. Вот здесь уже в ход идет или спиннинг, или тюлька, насаженная на крючок. Но это еще не все.
Хищник стоит в стороне от белой рыбы, в укрытиях, и совершает нападения на жертвы при любом удобном случае. То есть окунь и щука действуют как волки, нападающие, скажем, на стадо овец.
Отлично, если рядом имеется бровочка или сколько-нибудь значимая коряжка. Крупный окунь больше предпочитает бровку, а вот щука обычно устраивает засады у коряжки или стоит в траве.
Потому как наша цель – окунь, то нам лучше больше внимания уделить бровкам. Еще одно. Неважно, что перепад глубин на бровке составляет каких-нибудь сантиметров 30–60, для окуня этого достаточно.
В идеале бровку лучше обловить джигом, в нашем случае – сверхлегким джигом. Если нам это не позволяет сделать трава, то лучше попробовать какие-нибудь незацепляйки, лично я в таких условиях применяю раппаловскую Minnow Spoon – ее можно вести почти в джиговом режиме. Если трава и того гуще, что и эта приманка не справляется, в ход идет пластиковый червь на техасской оснастке, обязательно с пулевидным грузилом – головкой. Такая геометрия грузика исключит досадные «обвивания» водорослей вокруг выступающих частей приманки.
Но чем мне не нравится в этом случае техасская оснастка, так это тем, что на нее очень мало засечек рыбы. Можно насадить червя так, чтобы крючок совсем немного выходил, и тогда процент засечек резко пойдет вверх, но и водоросли тоже будем часто цеплять.
Вспоминается один эпизод из открытия сезона, когда я нашел скопление крупного окуня и щуки как раз в нескольких метрах от пастбища белой рыбы. Бровочка там была хоть и неприметная – поперечный свал длиной метров десять, но тут собралось очень много хищника. И, казалось бы, лови в свое удовольствие, но нет – трава препятствовала ловле даже на Minnow Spoon. В итоге пришлось поставить техасскую оснастку.
Из порядка тридцати внятных поклевок, которые я тогда ощутил, смог реализовать лишь четыре: поймал окуня на килограмм и три щучки по полтора. Причем уверен, добрая половина тех поклевок принадлежала именно крупным окуням, потому как грузик-пулька был исцарапан окуневой «теркой», да и приманка лохматилась явно не от щучьих зубов...
Надо остановиться и на ловле на поплавочную удочку на малька. Грузик в оснастке ставится прямо на конце по той причине, чтобы мы точно знали, где находится наш малек. Грузик надо именно положить на дно. Поводок ставится длиной 6 см, от узла до грузика – 10 см, в итоге малек находится в трех-четырех сантиметрах от дна.
Металлические поводки в своей оснастке не применяю, считаю неспортивным. Максимум, что делал с поводком – ставил скрученную вдвое леску. Основная леска у меня стоит диаметром 0,25 мм, поводок – 0,2 мм. Нет смысла ставить поводок из плетенки – шнур не обладает жесткостью, поэтому поводок с мальком будет очень близко находиться к основной леске, а это не есть хорошо.
Еще один момент. Поводок надо привязать так, чтобы малек не находился близко к основной леске. Поклевки щуки и крупного окуня на малька в целом схожи: поплавок сначала резко притапливается, секунд пять-семь стоит в сантиметре-трех от поверхности воды, потом чуть всплывает и идет в сторону – самое время подсекать.
Некоторые крупные полосатые «профессоры» притапливают поплавок и в сторону не ведут в течение долгого времени, как бы проверяя на прочность и без того не железные нервы рыболова.
Обычно, если подсекаешь в тот момент, когда поплавок только притопился и его еще не повело, чувствуешь, как прошелся рыбе «по губам». Поэтому, если не повело в сторону, лучше подождать – как правило, больше минуты ждать не приходится.
Тюльку насаживаю за губы и никогда за серединку – как я убедился, это неэффективно.
Неважно, если тюлька будет снулая, на нее клев иногда даже лучше, чем на излишне бойкую, ведь окунь, как и волк, «санитар», для атаки выбирает жертву слабую, больную, умирающую.
ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ТЕЧЕНИЕ, КОСА
Есть смысл поискать окуня и на течении. Крупный окунь часто попадается «в нагрузку» с судаком во время его весеннего хода. Но если судак ловится довольно-таки далеко от берега, на дальних ямах, то окунь чаще всего себя обнаруживает в прибрежных ямах, на глубинах не более 6–7 м. Крупный окунь часто стоит рядом с бершом. В это время поймать раздутую от икры крупную самку полосатого не так уж и просто, но попытаться стоит.
Что особо стоит отметить, ямы оккупируются, как правило, рыбами одного пола (речь идет о весенней ловле; несколькими месяцами позже стаи самок и самцов перемешиваются). Если в одной яме вы выловили худосочного самца, то считайте, что крупной «мамаши» вам тут не видать. Вообще, крупный самец окуня – это очень большая редкость. Если честно, даже не могу припомнить ни одного окуня-самца тяжелее 600 г.
Крупные самочки в ямках стоят стайками по три-пять особей. Во время открытия одного сезона один мой знакомый спиннингист нашел на городском пляже небольшой приямок, а в нем – стаю крупненьких «мамаш». В тот день он поймал два окуня почти по полтора килограмма и одного крупного упустил. Всего у него было три поклевки, и ни в последующие дни, ни летом крупный окунь себя в этой яме не обнаруживал. Лишь на следующую весну сюда подошла еще одна парочка толстобрюхих полосатиков...
В это время окунь предпочитает ловиться на поролоновые рыбки, окрашенные в черный или коричневый цвет в растворе марганцовки. Объясняется это, возможно, схожестью с любимейшим лакомством крупных горбачей – раком.
Поклевки в этот период очень вялые, такие, будто мелкий ерш теребит мормышку с мотылем.
Самые интересные для крупного окуня ямы я наблюдал за косами, на которых образовывался небольшой перекатик. Видимо, в это место скатывается много естественного корма, но опять же более 2–3 окуней не попадается. Летом обнаружить здесь хорошего окуня случается крайне редко – это место оккупируется судаком, щукой, а то и сомом.