Две недели судака

Однако две недели мы посвятили ловле судака. Пять выездов за две недели позволили сделать некоторые выводы. Возможно, они спорны, не исключено, что статистики маловато, а уровень анализа недостаточно высок, но хочется думать, что найдется читатель, которому наш опыт пригодится. Итак, сначала краткий отчет о пяти рыбалках, а затем выводы.

Место, которое выбрали для первой поездки, оказалось очень «приставучим», и последующие рыбалки в целом провели там же. Приток Камы, небольшая речушка Ик, у челнинцев и соседей на хорошем счету. По берегам проложены дороги, а в непроходимых местах моторные лодки взбивают водную гладь с рассвета до позднего вечера. Деревенские браконьеры перегораживают речку сотнями сетей, но и законопослушным рыболовам трудно остаться без улова.

В первый день, не нарушая традиции, появились на берегу после полудня. Неудивительно, что многие рыбаки уже собиралась домой. Выплыв на русло Ика и обловив пять близлежащих ям, в итоге поймали полтора десятка судаков. Так получилось, что мимо нас никто не проплывал, и показалось, что нашли никому не ведомые места, где можно отлично джиговать.

Товарищ практически постоянно ловил на купленые в магазине стандартные поролонки. Я же чередовал самодельные поролонки с твистерами на «чебурашках». Влетаний в сети, мертвых зацепов и обрывов было много, сходов судака – значительно меньше. Отрыбачив до сумерек, пришедших вкупе с дождем, запланировали вернуться сюда в ближайшее время.

Следующий выезд был столь же поздним, но менее успешным. На «наших» ямах обнаружили конкурентов, и хотя поймали там трех судаков, все-таки решили поискать другие места. Поиск этот принес еще больше разочарований. На новых ямах оставили много приманок, затратили массу времени и с шестью судаками возвращались домой.

При этом встретили много лодок, а у припарковавшихся рядом с нашей машиной спиннингистов узнали, что они вышли на воду затемно и улов их был весьма впечатляющим. Решили приехать утром.

Но приехав часов в семь, снова оказываемся в аутсайдерах. На одной яме идет осмотр сети, на другой – уже голоса спиннингистов, а именно эти две ямы у нас в большом почете. Но часа через полтора все улучшается. Браконьер улетел к другим сетям, спиннингисты тоже оказались непоседами.

Добросовестно ищем своего судака и в итоге находим десяток. Но постоянно хочется заглянуть за поворот, где судаки наверняка крупнее. Поклевки еще продолжались, когда сдуру решили проверить неведомые пока еще дали. Удручающий результат оказался очень полезным. Вернувшись без десятка приманок, со сломанным спиннингом, на «своих» ямах поймали еще 5–6 судаков и твердо решили в дальнейшем быть более усидчивыми.

Но для этого нужно занять ямы и отбиваться от атак конкурентов. Выехали в пять часов утра, тем самым превращаясь в нормальных рыбаков. Но не менее нормальные уже были на месте. Зато теперь и мы твердо стояли на своем. Застолбив одну из ям, быстро поймали больше десятка судаков, а потом, пересидев соседей, заняли и вторую яму. В итоге, порыбачив до обеда на одном месте, поймали 22 судака и решили, что от добра добра искать не будем. Есть рыбные ямы – вот и сиди на месте.

Так же прошел и последний выезд. Тоже утро и те же ямы. Та же рыба.

А теперь обещанные выводы:

1. Время старта. Ранние выезды заставляют больше сосредотачиваться. С вечера приготовиться, просыпаться ночью, чтобы не проспать, брести на стоянку, пугая сторожевых собак и обходя темные закоулки, всматриваться в дорожное полотно, уворачиваясь от ям.

Все это хлопотно, но зато предрассветный холодок, залезающее на деревья солнышко, попытки опередить всех – это больше похоже на рыбалку, чем наши полуденные выезды, лишенные тягостей и проблем. Выспавшиеся, отобедавшие и даже выбритые, мы полны сил и готовы сразиться с серьезным соперником. Что касается непосредственно клева и улова, то думаю, что прямой зависимости от времени начала рыбалки нет. И раньше хорошо ловили среди дня, и эти выезды за судаком не заставили нас безоговорочно превратиться в полуночников.

2. Приманки. Напарник так и остался приверженцем готового поролона, я же перепробовал множество приманок и даже оснасток. В итоге более 70 судаков, десятки сходов и сотни ударов. Сложилось мнение, что судаку абсолютно все равно, что ему предлагают и как.

Поролон заводского изготовления и самоделки на двойниках в целом работали хорошо, но и твистеры различного цвета и размеров мало в чем уступали.

Твистеры пробовал на джиг-головках, на «чебурашках», с одинарными крючками, двойниками и даже тройниками. Все они ловили рыбу, но на дне чаще оставались самые накрючкованые. Хорошо себя проявили и твистеры на офсетниках: на удивление мало было пустых поклевок, но об этом чуть позже.

Естественно, разные по размерам приманки огружены разными весами, но все они работали, и я так и не сумел найти оптимальный вес. Попробовал «московскую оснастку», но не настойчиво. Ничего на нее не поймав за два дня, больше не терял времени.

3. Тактика. Ямы на входе и выходе имеют плавный склон, а по краям резко обрываются прямо под камышом. Глубина ям – до 10 метров, обилие коряг. Одна из ям с двух сторон обложена сетями, и рыбачить возможно только между ними.

На другой яме сеть только на входе в нее. Сложилось впечатление, что по какой-то зависимости судак стоит на левой или правой бровке. Приспособились вставать друг напротив друга и быстро определяли, где сегодня рыба. Но были моменты, когда все поклевки происходили в самом центре ямы, причем поклевок было много.

Не менее половины поклевок происходило не на дальней бровке, а прямо под лодкой. Сдвигаясь метров на пять в сторону, меняя направление проводки, удавалось находить судака там, где до этого он ничем себя не проявил.

Думаю, направление проводки, измененное даже на небольшой угол, почему-то влияет на желание судака совершить атаку. Яму в целом надо утюжить во всех направлениях, не зацикливаясь на бровках.

4. Погода. Дождь, ветер, перепады температуры – погода за время наших рыбалок постоянно менялась, но на клеве судака это не отражалось. А вот перепад уровня воды сантиметров на 40 и изменение скорости течения, как показалось, сказались на клеве значительно больше. Изменилось скорее не количество поклевок, а их качество.

Вода резко упала, течение усилилось, и судак стал постоянно стаскивать приманки и неоднократно сходил у самой лодки. За один день таких сходов было больше, чем за остальные четыре. Причем пустых поклевок и сходов было одинаково много и на тройники, и на офсетники. При усилении течения большинство поклевок случаются на проводке, а не в момент очередной ступеньки.

5. Прессинг. Ямы пользуются большим спросом у спиннингистов и, как кажется, отдыхают только ночью, но судя по всему судак находится в постоянном движении и через короткие промежутки времени вновь появляется на яме. В итоге терпеливое ожидание его на месте более эффективно, чем поиск на других ямах.

Но все-таки наступает момент, когда рыба почему-то на яме не задерживается. Так было в последний выезд. Весь день, чередуя ямы, мы только вначале рыбалки попали на активный клев, а потом судак перестал бить.

Я бы и не волновался, не искал причину отсутствия клева, если бы вдруг не обнаружилось, что совсем рядом, на невыразительной ямке поклевки следовали одна за другой. И появилась мысль, что либо беспрерывный прессинг ямы отпугивает судака, либо он просто привыкает. Кстати, поклевки между ямами тоже были, но одиночные.

6. Размер судака. Можно с уверенностью сказать, что попадающиеся подряд судаки практически одного размера. Бывают исключения, но даже день в целом нередко отличается от предыдущего средним весом рыбы. Вероятно, судаки в стае собираются одного возраста.

После двух недель ловля судака для нас превратилась из загадочной во вполне предсказуемую: достаточно сесть на рыбную яму, привязать любую приманку и... все равно никто не гарантирует, что следующий выезд может снова превратиться в «первый раз в первый класс».

И это главное достоинство рыбалки. Именно за это мы и любим ее самозабвенно!