И вот зима катит в глаза... (продолжение)

Оттепель – иди за щукой, лещом и плотвой! Но не «окунем единым» славится перволедье. Чуть смягчится погода или ударит нередкая в эту пору оттепель, засыпая окрестности крупными хлопьями пушистого снега, и выйдет на пиршество «зубастая» хищница.

Основным кормом щуки, и зимой тоже, является мелкий окунь-травяник, поэтому жерлички лучше расставлять вдоль первой прибрежной бровки или недалеко от подводной растительности – излюбленных мест массового скопления таких окуней, истребляющих там мальков-сеголетков. В последнее время даже оформилась среди щукарей-умельцев специальная методика охоты за щукой с жерлицами на таком мелководье, где глубина подо льдом едва превышает 20 сантиметров.

Это очень кропотливая, ювелирная работа, требующая необычайной тщательности при расстановке снастей, а затем соблюдения абсолютной тишины на льду. Поэтому за жерлицами рыболовы наблюдают издалека, подходя к ним только на призывный сигнал «стрельнувшего» вверх яркого флажка.

Но если поклевок долго нет, то «щукари» для привлечения и активизации хищницы придумали оригинальный и остроумный метод: они делают несколько шумных пробежек по льду между линией жерлиц и берегом – таившаяся там мелочь выскакивает на глубокую воду, становясь естественной «прикормкой». При всей неординарности подобного способа ловли щуки, с приобретением необходимых навыков добыча на мелководье чаще всего превосходит уловы «глубинных» жерличников.

На глубинных бровках больший успех приносит охота за судаком, а случающиеся неудачи в ловле «клыкастого» объясняются преимущественно тем, что его пытаются поймать «щучьими» жерлицами, которые существенно отличаются от «судачьих». Прежде всего, судак неохотно берет живца на снасти, оборудованной жестким металлическим поводком, и крайне негативно реагирует на тройной крючок, чаще всего бросая живца именно по этой причине.

После первых крепких морозов, приводящих к становлению надежного льда, затем следует довольно длинная череда дней с мягкой погодой и снегопадами, что благоприятно не только для охоты за щукой, но делает успешной ловлю плотвы и леща. У этих рыб наконец-то заканчивается вынужденный пост, связанный с адаптацией к резко изменившимся условиям обитания, и они начинают активно наверстывать упущенное, набрасываясь на прикормку, состоящую в большей мере из кормового мотыля – им рыба дольше не насыщается и дольше держится у подкормленных лунок.

Ловля «белой» рыбы еще более многообразна, чем охота на хищников, и каждый из способов имеет своих ярых приверженцев, достигших вершины мастерства по избранной «специальности». Только зимняя поплавочная удочка, насчитывает несколько модификаций, а уж приемы владения мормышкой сложно и перечислить: чего стоит только одно лишь искусство ловли на мормышку без какой-либо насадки на ее крючке, а также необычайно зрелищная и не похожая ни на что охота за лещом с «чертиком», сильно смахивающая на шаманство.

Искусство лучших российских мормышечников сейчас достигло таких высот, что для них зимой практически перестали существовать «запретные» рыбы и они наряду с привычной плотвой все полнее осваивают подледную ловлю карасей и карпов, которые особенно часто берут приманку именно в начале зимы, не успев утратить осеннюю бодрость с приходом ледостава.

Характерное явление при ловле «бели» в начале зимы – выход косяков плотвы и леща, особенно в оттепели, на совсем незначительные «окуневые» глубины в 2-3 метра, поэтому могут случаться неудачи у лещатников, которые стремятся искать рыбу только на большой глубине.

Сезон перволедья может быть и длинным, и коротким. Все зависит от характера местных водоемов и сложившихся климатических условий данной зимой. Припоминаются несколько недавних зим, когда до конца первой декады января шли дожди, на деревьях набухали почки, снега не было и в помине, а лед держался только на небольших прудах и толщина его не превышала десятка сантиметров.

Естественно, пора перволедья с активным клевом всех рыб длилась и длилась, доставляя рыболовам немало приятных минут.

Дефицит растворенного в воде кислорода и падение активности рыбы начинают проявляться прежде всего в небольших, мелководных и слабопроточных водоемах, и если в данной местности других водоемов нет, то период перволедья здесь завершается.

Однако, если есть такая возможность, то перебираясь последовательно с небольших прудов и карьеров на обширные озера и водохранилища, а затем по мере становления льда на крупные реки, можно значительно раздвинуть временные границы перволедья, порой почти на два месяца, и безболезненно пережить весь зимний период.