Казалось бы, зачем рыбе брать насадку, которая практически неподвижна в движущейся массе воды? Но! Насадка может зацепиться за неровности дна, лежащие на дне ветки и поэтому ее неподвижность не должна вызывать у рыбы принципиального неприятия.
В то же время, в стоячей воде движение насадки растительного происхождения противоестественно. Представляю себе выпучившего от удивления глаза карася, наблюдающего за резвящейся манной болтушкой!
Вы можете сказать, что вам неоднократно попадалась на крючок рыба, взявшая в стоячей воде на движущуюся растительную насадку. Мне тоже, но не часто, как и вам.
Ловля на течении в проводку при прочих равных условиях, наверное, существенно эффективней, чем на полудонку. Во-первых, рыба без настороженности воспринимает движущуюся вместе с массой воды насадку, во-вторых, можно подать рыбе насадку дальше от берега и в различных горизонтах воды, а в-третьих, ловля в проводку мобильней и результативней.
Поэтому в основном я ловлю на полудонку ночью. Это вовсе не означает, что не имеет смысла ловить ночью в проводку. Но, из моего опыта, ночной клев может быть эпизодическим, а многочасовые безрезультатные взмахи удилищем особого удовольствия не доставляют. Кроме того, хочется развести костер, согреться, приготовить еду, да и просто отдохнуть.
Для такой ловли на подмосковных реках я использую маховые удилища длиной 7–8 метров. Если вы попробуете применить удилище с кольцами, особенно ночью, то, уверяю вас, сначала несколько раз вспомните всех родственников до седьмого колена, а затем, осознав бесперспективность распутывания очередной «бороды», будете ждать рассвета.
Вместо плавающего поплавка используется сторожок, который сторожит поклевку.
Не стоит предъявлять какие-то особые требования к сторожку. Главное, чтобы он был хорошо виден, как можно меньше парусил на ветру и имел только одну точку крепления.
Сторожков, специально предназначенных для ловли на полудонку, насколько мне известно, в продаже не бывает. Использование обычного поплавка возможно, но неэффективно. Дело в том, что у него слишком велико отношение длины к ширине. При поклевке важно проследить за перемещениями места соединения поплавка и лески, а раскачивающийся от ветра поплавок только дезориентирует и мешает регистрировать поклевку и выбирать момент для подсечки.
Я выхожу из положения следующим образом. Для дневной ловли изготавливаю из твердого пенопласта цилиндр высотой 25–30 мм и диаметром 12–15 мм, обтачиваю грани, в центре одной из них прокалываю отверстие иглой. Далее действую так же, как если бы я изготавливал поплавок с одной точкой крепления. В центре другой грани просверливаю отверстие глубиной примерно 15–20 мм и загоняю туда внатяжку свинцовые шарики, подбирая нужный вес.
Отношение высоты цилиндра к его диаметру примерно 2:1. Заделываю отверстие таким же пенопластом на эпоксидном клее, окрашиваю изделие красной краской в полоску. Сторожок прикрепляю к леске при помощи кембрика обычным способом. Нескольких сторожков разного веса достаточно для ловли в различных условиях.
Со сторожком для ночной ловли все значительно проще. Защемляю на леске грузило нужного веса, а выше, вплотную к грузилу, приматываю к леске «светлячок» прозрачным скотчем. Все! Лучшее – враг хорошего! Такой импровизированный «сторожок» при забросах и иных манипуляциях с удилищем крайне редко обматывается вокруг хлыстика.
Казалось бы, почему не использовать грузило днем? Но за ним трудно следить, особенно при длинных удилищах, в результате чего быстро устают глаза.
Сторожок фиксирую на расстоянии примерно 40–50 см от кончика удилища. Замечу, что слишком малым это расстояние делать нельзя, т.к. малый «свободный» ход сторожка при потяжках может привести к тому, что рыба быстро почувствует сопротивление и бросит насадку.
Грузило на леске только одно – у поводка. Я пробовал ловить как с защемленным на леске, так и со скользящим грузилом. Во втором случае фиксировал оливку от ее перемещения в сторону крючка маленькой дробинкой у поводка. Особой разницы в клеве я не замечал, но чаще использую второй способ.
В остальном оснастка ничем не отличается от оснастки обычной удочки.
На ночь обычно устанавливаю две удочки, на расстоянии 3–4 метра одна от другой. При более компактной установке можно запутать оснастки, особенно при вываживании рыбы. Удилища ставлю на стойки горизонтально или с небольшим уклоном в сторону хлыстика, но с таким расчетом, чтобы кончик удилища находился на расстоянии примерно 50–60 см от воды.
В безветренные ночи увеличиваю это расстояние до 80–100 см. Отмечу, что почти всегда дальние стойки должны находиться на расстоянии не менее трех метров от берега, поэтому для их установки приходится брать с собой высокие сапоги.
Оснастку забрасываю через голову, в направлении, перпендикулярном береговой линии. Если распутывание перехлестов и узлов – ваше хобби, можно применять и боковой заброс.
А теперь попробую объяснить, почему ловлю на полудонку только на слабом течении.
На сильном течении грузила малого веса отрывает от дна. Применение тяжелых грузил существенно ухудшает клев по понятным причинам. Кроме того, на сильном течении приходится применять тяжелый сторожок, т.к. при использовании легкого течение вытягивает леску на отрезке от вершинки до входа в воду в прямую линию, что вообще лишает нас возможности регистрировать поклевку иначе как по прогибам хлыстика удилища, что совершенно не интересно. Если же установить тяжелый сторожок, снасть становится малочувствительной.
Для того чтобы при ловле на полудонку иметь возможность регистрации поклевки, очевидно, сторожок должен находиться вне вертикальной плоскости, проходящей через удилище. Иначе много поклевок останется без внимания. Угол между этой плоскостью и отрезком лески от вершинки удилища до сторожка полагаю оптимальным в пределах 25-30 градусов. Этого нетрудно добиться, подбирая сторожок нужного веса под конкретные условия ловли.
Вопрос о прикармливании рыбы при ловле на полудонку не так прост, как может показаться на первый взгляд. Как определить, куда бросать прикормочные шары? Я определяю место заброса приблизительно, учитывая длину удилища и лески, силу течения и глубину реки в месте ловли. Прикормку бросаю несколько выше от предполагаемого места нахождения поводка той удочки, которая установлена выше по течению. В данном случае желательно, чтобы обе удочки были равными по длине и одинаково оснащенными. Тогда прикормка будет работать сразу на две снасти.
До подсечки я не беру удилище в руку. Только после того как становится ясным, что идет потяжка «на подсечку», я мгновенно, одним движением хватаю удилище (без упора под локоть) и подсекаю.
Во многих случаях еще до подсечки можно с некоторой долей уверенности предположить, какая рыба окажется на крючке. Например, поклевка карася почти не отличается от поклевки подлещика. Разве что карась иногда существенно дольше пробует насадку и даже некрупный карась способен на медленную потяжку.
Поклевка совсем мелкого голавлика ничем особенно не примечательна. При поклевке среднего и крупного голавля сторожок непродолжительно дрожит с высокой частотой и значительно большей амплитудой, чем в случае с подлещиком. Все же это больше напоминает дрожание, а не раскачивание. Это очень интересный момент.
Когда я вижу такое дрожание, сразу понимаю – голавль! Рука уже наготове! Затем следует резкая потяжка, и если в этот момент не произвести подсечку, удилище может соскочить со стоек, что пару раз у меня случалось. Иногда, но очень редко, потяжка следует вообще без подготовки. Это бывает только при поклевке голавля! Правда, думаю, голавль неохотно берет неподвижные насадки и наживки, ввиду чего при ловле на полудонку клюет не так часто, как хотелось бы.
При ловле на полудонку некрупной плотвы иногда можно до бесконечности наблюдать передвижения сторожка в ту и другую сторону. Пытаться при этом подсечь – пустое дело! Но стоит сменить оснастку на очень легкую (основная леска 0,08 мм, поводок 0,06 мм) и сразу же могут начаться выраженные потяжки.
Если следует потяжка, то она более или менее длинная или короткая, медленная или быстрая, в зависимости от размера рыбы. Своевременная подсечка на широкой потяжке, как правило, результативна.
Интересно попробовать соотнести поведение сторожка с движениями рыбы, взявшей насадку.
Рыба с насадкой во рту может подниматься вверх, двигаться против течения, по течению, да и вообще, в любую сторону. Попытка в каждом случае описать движение сторожка, соответствующее движению рыбы, завела бы слишком далеко. Причем такие описания грешили бы приблизительностью.
Попробую однако высказать предположение общего характера.
Могу на основании собственного опыта почти утверждать, что при поклевке мирной рыбы чем больше амплитуда поступательного движения сторожка и чем меньше его скорость во время потяжки, тем рыба крупнее. Я объясняю это так. Когда рыба с насадкой во рту взмахнет хвостовым плавником, до следующего взмаха она проплывет какое-то расстояние, равное или пропорциональное расстоянию, пройденному за это время сторожком. Крупная рыба шевелит хвостом реже, чем мелкая и проплывает после однократного взмаха большее расстояние.
В представлении многих, ловля на полудонку предельно проста: передвинул поплавок поближе к хлыстику – и все! Неудивительно, что, не добившись при таком подходе серьезных результатов, рыболовы разочаровываются и в дальнейшем начинают скептически относиться к ловле на полудонку, а то и полностью отвергают этот способ.
Напрасно! Полагаю, что способ ловли на полудонку – очень интересен, спортивен и заслуживает гораздо большего внимания.
Присоединяйтесь и, уверен, вы откроете для себя много интересного!