Когда приходит время завершать сезон открытой воды, многие рыболовы озабочены больше подготовкой к зимней рыбалке, чем мыслями, как сделать так, чтобы следующей весной затратить как можно меньше времени, сил и средств и быть при этом «во всеоружии». Сегодня речь пойдет именно об этом, или как достойно закончить ловлю в предзимье.
Начинать нужно, наверное, с катушек, как с самой дорогой и нередко трудно восполняемой части арсенала рыболова. В первую очередь, катушки, особенно новые, требуют замены смазки и протягивания. Почему именно новые? Дело в том, что новые качественные катушки с хорошей сборкой, из хороших материалов, с качественными подшипниками, особенно силовые, в течение первого сезона проходят «обкатку». За это время между поверхностями трения так или иначе появляются микрозазоры, которые хорошо ощущаются именно на силовых катушках. На катушках, собранных изначально с большими допусками, этот эффект ощущается намного слабее. Но все равно любую катушку нужно аккуратно разобрать, промыть инертным растворителем типа уайт-спирита, аккуратно собрать и нанести специальную смазку в те места, которые указаны в паспорте данной катушки. Во время сборки и после нее нужно постараться затянуть все крепежные и фиксирующие элементы так, как это было до разборки. В этом заключается главная трудность, поскольку сделать это без специального динамометрического инструмента весьма непросто. Хорошо, если в городе есть мастер, подобный известному Петру Михайловичу Моталову, а если нет, то придется соображать самому, но это будет лучше, чем пустить дальнейший износ катушки на самотек.
Вторая сложность заключается в том, что не всегда и не везде можно найти смазку, которая годится для элитной катушки. Дело в том, что в таких катушках используются специальные пары трения, и для этих пар трения нужны смазки с определенными присадками. Теоретически каждая пара трения в определенном диапазоне скоростей контакта и в конкретной среде изнашивается по-разному, и поэтому требует своей конкретной специальной смазки. Даже самая недорогая и простая инерционная катушка откажется работать, если ее ось залить подсолнечным маслом — она просто пойдет «в разнос».
После того как смазка заменена, у катушки необходимо максимально ослабить фрикционный тормоз, чтобы он не деформировался при хранении. Затем убрать катушку в чехол и забыть до весны. Единственное, что еще можно сделать, так это смотать со шпули леску, если заведомо предполагается заменить ее весной, чтобы потом не вспоминать об этом. И сразу же эту леску выбросить.
После катушек наступает черед удилищ. Все удилища необходимо промыть теплой водой, лучше с моющим средством. Особое внимание нужно обратить на пропускные кольца, на стыки колен и на комлевые пробки. На резьбе комлевых пробок при плохой промывке всегда остается немного грязи, которая за зиму высыхает и в виде порошка при малейшем встряхивании попадает внутрь колена. На первой же рыбалке во время сборки удилища вы это почувствуете.
После того как удилище очищено и тщательно просушено, нужно его внимательно исследовать на предмет повреждений. Если есть трещина в материале, то о ней нужно не забыть и постараться ликвидировать до начала весеннего сезона. Как можно восстановить колено с трещиной — это отдельная тема.
Почти всегда на удилище к концу сезона, особенно на стыках колен, появляются царапины. Как их «лечить», зависит от их глубины. Глубокие царапины, которые явно ослабляют колено, можно «лечить» лишь с использованием очень жидких клеев. Клей наносится на поверхность трещины, а избыток его убирается тампоном, но не из ваты, в поперечном к трещине направлении. Для этого нужно иметь определенный навык. Если останется избыток клея на поверхности стыка колен, то его можно убрать медленной и тщательной шлифовкой самой мелкой «шкуркой». Для того чтобы проконтролировать после шлифовки состыковку колен, на внутренний стык можно нанести очень тонкий слой мела, состыковать колена, немного провернуть их, разъединить и посмотреть на равномерность распределения мела. Места, в которых колена не контактируют, будут сразу же выявлены.
Мелкие, неглубокие царапины можно «закрыть» нанесением на колено мастики для пола, но кроме косметического эффекта такое нанесение мало что даст. Хотя польза от этого есть, поскольку в трещину временно меньше будет попадать влага и грязь.
Восстанавливать нарушенное лаковое покрытие или краску не советую, поскольку весьма трудно определить, какой лак использовался, и применение первого попавшегося под руку лака может привести к тому, что он растворит «родное» покрытие на удилище. Надо сказать, что такой случай наиболее вероятен при реконструкции дешевых удилищ. Если все-таки появилось непреодолимое желание покрыть лаком какое-то место или участок, то лучше воспользоваться лаком без растворителя, например, специальной двухкомпонентной смолой для обливки пропускных колец.
Далее нужно приступить к осмотру пропускных колец. Кольцо, на вкладыше которого заметен скол или след явного истирания, необходимо заменить. Для этого кольцо или снимается, или срезается, что зависит от его конструкции. Для установки нового кольца его ножку приматывают с помощью обычной нити, которую кладут виток к витку. Сильно тянуть при этом совершенно не обязательно. После этого место примотки нужно через каждые десять часов промазывать клеем типа «Момент», и так раз пять. Самое сложное, если вы захотите получить не только прочное соединение, но и восстановление первоначального «товарного» вида. Тогда придется воспользоваться специальной обливкой из эпоксидной смолы. Для самой качественной обливки применяются смолы со временем становления около часа и временем полимеризации около суток. Поскольку все специальные обливки достаточно текучие, то не менее часа после ее нанесения вам придется медленно вращать колено в горизонтальной плоскости.
После того как приведены в порядок удилища и катушки, нужно зашить порванные садки, подсачеки, чехлы и одежду, заклеить сапоги и лодку и перейти к ревизии расходного материала, то есть лесок, грузил, поплавков, крючков, блесен и воблеров.
Во-первых, о лесках. Плетеные лески ждут лишь только решения от рыболова, будут ли их использовать в следующем сезоне или выбросят из-за того, что они пришли в негодность. Что касается мононити, то советую сразу, не дожидаясь весны, выбросить все те лески, которые вас не устроили в прошедшем сезоне, и составить приблизительный список того, что нужно приобрести за зиму. Дело в том, что когда придет весна, приобрести ту леску и того диаметра, которую хотелось бы иметь, будет не так просто, а зачастую и просто невозможно — так показывает многолетняя практика. Бояться того, что приобретенная леска каким-либо образом «состарится» до лета, теперь нет никакого смысла. Хорошие лески всегда в дефиците и долго на складах не хранятся. Любая действительно качественная леска рассчитана на срок хранения 3-4 года, а самая хорошая и на срок использования не менее четырех лет.
Если вам все-таки захочется уж совсем обезопасить леску от старения или вы знаете, что она может не «дожить» до весны, поскольку вы не уверены в ее качестве, то воспользуйтесь старым приемом. Леску помещают в полиэтиленовый пакет и закладывают на хранение в холодильник, можно даже в морозильную камеру. Что это дает? Снижение температуры значительно снижает скорость «выпотевания» пластификаторов, красителей и стабилизаторов из материала дешевой лески, а значит, приводит к увеличению времени ее «жизни», то есть сохранения прочностных характеристик.
Несколько слов о поплавках, которые изготовлены из бальзового дерева. Довольно часто у них нарушается герметичное защитное покрытие. Такие поплавки нужно откладывать. К зиме все они естественным образом «высыхают», и сейчас имеет смысл покрыть их одним-двумя дополнительными слоями защитного лака. Если трещина видна, то сначала проклеивают ее, а затем окунают поплавок дважды в разведенный «яхтинг-лак» с интервалом в час.