С приходом поры нестабильной февральской погоды с частыми осадками и колебаниями атмосферного давления характер поведения рыбы и ее клев становятся неустойчивыми и плохо предсказуемыми, на что еще накладывает свой отпечаток и тяжелая обстановка под толстым льдом на малых, мелководных и непроточных водоемах. По этой причине самому рыболову следует проявлять максимум оперативности, чтобы при отсутствии поклевок быстро переместиться, к примеру, с пруда на речку или на большое водохранилище, а там вовремя уйти с большой глубины на малую или наоборот, или начать искать активную рыбу в полводы, куда она часто поднимается на крутых изломах погоды.
Чтобы иметь возможность к своевременной смене условий ловли, лучше пользоваться соответствующими снастями и техникой рыбалки, а не «прилипать» к паре прикормленных лунок, накрытых палаткой. Также при возникновении необходимости смены места ловли выбор другого водоема должен происходить по определенным критериям. Самое верное, что обычно предполагает начало движения рыбы с зимних стоянок и ее неплохой клев при любой погоде, это отправиться на большое водохранилище, где происходит плановый сброс воды накануне весеннего половодья, что ведет к опусканию на грунт льда на мелководьях, массовое движение рыбы в сторону средних и больших глубин, где увеличивается ее плотность и пищевая конкуренция. Конечно, и тут наблюдаются зоны, где преобладают лещ и густера, а где плотва и окунь, что определяет как выбор наиболее оптимальной снасти и приемлемой для нее техники ловли.
Итак, отличным примером влияния на клев рыбы сброса воды стало Рузское водохранилище, где буквально за неделю уровень упал более чем на два метра. Первой на данную ситуацию отозвалась плотва, которая с мелководных поливов отошла на средние глубины в 5-7 метров и там достаточно плотно встала. Здесь она быстро реагировала на прикормку и активно клевала как на стационарные снасти, наживленные мотылем, так и при безнасадочной ловле на «паровоз» из двух небольших по размеру «чертиков». Плотву весом 100-200 граммов успешно ловили в Курово, под Овсяниками и Акатово. Что касается местного леща, то он пока не адаптировался к новым условиям, только начал выходить с русловых глубин на прилегающие к ним поливы с глубиной 8-10 метров. Может быть, именно по этой причине многие лещатники всю неделю довольствовались небольшими уловами лишь мелких подлещиков, потому что, невзирая на смену обстановки, садились ловить на привычных зимних местах.
На Можайском водохранилище, напротив, пока залповый сброс воды не начался – идет лишь медленное, естественное снижение уровня. Поэтому всю прошедшую неделю тут рыба пребывала в обычном для данной поры зимнем «настроении», что характеризовалось довольно слабым клевом подлещика на больших глубинах. Однако достаточно высокую активность сохраняла многочисленная местная плотва весом 50-150 граммов, которая при неустойчивой погоде плотнее всего на прикормке собиралась на глубинах 4-6 метров, где отлично брала и на мотыля, и на «чертика», причем на последнего рыба попадалась в среднем явно крупнее. Кроме того, если в прикормку добавлять мотыля, что «любит» можайская рыба, то во многих местах на мотыля просто не даст ловить чрезвычайно расплодившийся здесь мелкий ерш. Так было, к примеру, под рыболовной базой в Красновидово, где плотва ловилась очень хорошо, но из-за назойливого ерша рыбачить вынужденно пришлось на «чертика», а проводку начинать чуть ли не в полметре от дна, чтобы «колючий» тут же не сел на крючки.
На Угличском водохранилище, где течение усилилось, а уровень пошел на убыль, совсем сошла на нет рыбалка в больших притоках водоема – в Медведице и Нерли. Происходит это каждый год по той причине, что когда вода уходит, то в притоки начинает интенсивно поступать кислая лесная и болотная вода. Но это явление временное, затем обязательно будет плотный весенний ход разной рыбы обратно в притоки, когда по водохранилищу пойдет муть. Пока же рыболовы в основном ловят по прибрежным поливам и по отмелям вокруг островов, где течение не столь сильное, но на истекшей неделе здесь плохо брала даже мелочь, не лучшим образом дела шли и у лещатников на русле Волги. К тому же, здесь лед становится все хуже и хуже и вообще он практически смыт чуть ли не до Белого Городка.
На Оке в районе Каширы, в местах, где можно подъехать и где нет торосов, рыбалка в прошедшие выходные дни была совсем плохой – то ли влияла переменчивая погода, то ли рыба уже начала уходить с привычных стоянок. К примеру, редко клевали даже ерши на широком плесе с глубинами 4-7 метров под Белопесоцким монастырем. Однако совсем иначе шли дела в окских затонах и заливах с очень слабым течением – здесь на «чертика» успешно ловили разную рыбу, причем, как весной, чаще всего поклевки происходили в полводы. Например, крупная плотва, густера, окунь, подлещик и даже лещ часто брали с глубины всего 2-3 метра на прибрежном тиховодье Оки в районе Васильева (Коломенский район). Средняя по размеру рыба неплохо клевала и на Белопесоцком затоне, если проводка «чертика» начиналась с уровня в 4 метра подо льдом, но как и везде, рыбьи стайки не стояли на месте, поэтому приходилось все время перемещаться по акватории, делая много лунок. Поиск рыбы очень облегчал портативный эхолот.
С приходом затяжного тепла после продолжительного морозного периода стала перспективной рыбалка на некоторых больших и проточных прудах, где явно оживился клев «белой» рыбы. Однако при этом заметно смещение всякой рыбы в верховья водоемов – в зоны усиленного водообмена. Так, приличная по размеру плотва неплохо ловилась на большом пруду у с.Лобаново (слева от Каширского шоссе), но клев у плотины теперь гораздо хуже, чем в средней части водоема. В самом верховье большого и глубокого пруда с плотиной на р.Осенке, что под д.Субботово (Коломенский район), на прикормленных лунках стабильно клевали подлещик и плотва весом до 150 граммов. На данный момент весьма перспективной представляется рыбалка со льда на известном платном пруду №2, что слева от с.Никитского (Рязанское шоссе), где арендаторы поставили три аэратора. Дело в том, что в этом водоеме при благоприятных условиях вполне может начаться клев карпа, карася и даже многочисленного местного линя, не говоря уж о достойной по размерам плотве.