Жерлицами-рогульками ловили еще при царе-Горохе, по крайней мере, при династии Романовых. Несмотря на свою простоту, снасть эта вполне уловиста и в век современных ультра-лайтов, пресловутых крейзи краулеров и майти байтов.
В некоторых случаях живцовая снасть превосходит по уловистости самые дорогие искусственные приманки, так как любой майти байт, казалось бы, в точности имитирующий живую рыбку, никогда не заменит юркую плотвичку, всполошенно прыскающую в кувшинках и сверкающую живым серебром. К тому же, так называемая съедобная резина не в силах в точности повторить запах рыбки, пахнущей теплой водой, нитями шелковника и своим естественным рыбным запахом, в котором может присутствовать еще целая гамма запахов, вплоть до тонкого аромата свежепорезанного огурца.
Часто бывает так, что хищник не реагирует ни на блесны, ни на воблеры, ни на силиконовые джиговые приманки и самых заманчиво играющих червей, ни на поверхностные приманки, которые, кажется, могут выманить самого ленивого хищника. Так случается в период «глухолетья». Но никакая самая вялая и сытая щука не устоит перед трепещущей в толще воды плотвичкой, пусть это будут всего два выхода хищника за утро. Но они могут принести рыболову удачу. В жаркую погоду такие выходы случаются в самое раннее утро и нередко ночью, особенно в период коротких июньских ночей. Причем именно в жаркую летнюю пору на такие жерлицы попадаются самые крупные окуни. Эти горбачи на лесных озерах берут на своих же более мелких собратьев. Привези на озеро карасей или плотвичек и добычей будут лишь окуньки на двести-триста граммов. Самый крупный окунь, попавшийся мне на лесном озере, весил два килограмма двести граммов. А местные жители утверждают, что и на три кило встречаются колючеперые красавцы. При этом окуни-горбачи полностью игнорируют любые «вертушки» и прочие окуневые приманки.
Если выставлять жерлицы в местах с глубиной более двух метров, то потребуются очень длинные и тяжелые шесты. Но в такой установке нет никакой необходимости. Летними зорьками, тихими вечерами и теплыми ночами даже очень крупная щука выходит на отмели, где кормится плавящейся поверху мелкой рыбешкой, в отличие от светлого времени позднего утра, когда охота чаще производится в засадах на более глубоких местах. Но это время можно посвятить спортивной ловле спиннингом, то есть половить для души, что не всегда приносит добычу. Если не берет на спиннинг, то я нередко отвожу душу ловлей на поплавочную удочку, которая бывает также увлекательной и добычливой. Жерлица же подстрахует рыболова и почти гарантированно успешно сработает в местах, где водятся щука и крупный окунь.
Теперь можно перейти к оснастке жерлицы-рогульки. Несмотря на обилие в наше время очень тонких прочных лесок и плетенок, лучше всего поставить на рогульку довольно толстую монофильную леску диаметром 0,5-0,6 мм цвета воды и грунта в данном месте. Чаще всего это коричневая или зеленая леска. В сумерках раннего утра, вечера и ночью вообще не важно, какого цвета леска. Это же касается и ее толщины. Но толстая леска позволяет безбоязненно «выдирать» добычу из зарослей травы, куда щука и окунь-горбач всегда уходят заглатывать живца. Почему бы не поставить снасти на чистых плесах? Здесь есть два момента. Во-первых, больше всего шансов поймать хищника именно в оконцах или прогалах среди травы. Это самые уловистые места, кишащие мелкой рыбешкой и являющиеся засадами и жировками хищника. В сквозных же коридорах среди кувшинок или роголистника чаще всего находятся пути или рыбьи «тропинки» как щуки, так и окуня. Во-вторых, заросли травы своими упругими стеблями сдерживают и смягчают рывки сильных яростных рыбин, в конце концов утомляя их, как эластичная леска при вываживании на спиннинг. Поэтому жерлицы-рогульки всегда выставляются вплотную к растительности, но при этом так, чтобы живец не смог дотянуться до нее и захлестнуться. Еще одним достоинством толстой лески является то, что она не режет руки, что бывает при использовании фирменной тонкой лески. Плетеная же леска не используется вообще, так как она гарантированно запутается до состояния самой дремучей «бороды». Понятно, что она и руки будет резать до крови, поскольку тонка и не имеет эластичности.
Леска наматывается на рогульку в виде «восьмерки», что не дает перекручиваться шнуру, на котором жерлица подвешивается к шесту. Рогулька разматывается при этом, опадая то в одну сторону, то в другую. И это самый захватывающий момент для рыболова-эстета. К тому же, еще и гибкий шест нередко хлещет вершинкой по воде от рывков сильного хищника… Слышно, как шелестит леска и вскипают буруны в зарослях травы. Тогда — пора! Время торопиться к снасти и налегать на весла…
Оснастка столько же немудреная, как и снасть в целом. На конце лески ставится вертлюжок с застежкой. Застежку лучше сделать самому из пружинной проволоки или брать самую крупную и прочную заводскую. Самодельная крупная застежка более надежная и простая в работе, когда приходится менять живца и отстегивать поводок с добычей. А менять поводок на запасной лучше, чем доставать крючок из глотки или желудка пойманной рыбы.
Выше вертлюжка с застежкой ставится грузило типа «оливка». Более тяжелые грузила не требуются, так как ловля производится в тиховодных и мелких заливах рек или на озерах.
Обязательно применяется металлический поводок, и лучше, если он будет относительно жестким. Для чего это нужно? Ведь есть тонкие и прочные современные изделия из поводкового материала, которые почти не отличаются от лески по гибкости, но щука их не перекусит. Но дело в том, что жесткий поводок, к примеру, из нихрома легко можно пропустить в рот живца и вывести через жаберную крышку. А потом только останется пристегнуть поводок застежкой и снасть готова к работе. Крючок будет находиться во рту живца, расположив жала вдоль тела. Схватив рыбку поперек, щука развернет живца головой вперед и заглотит. Крючок же при обратном движении встанет враспор. Но для такого способа насадки живца я обычно применяю так называемые «финские» крючки. Не берусь сказать, откуда пошло такое их название, может быть, и правда, финны применяли и применяют подобные крючки, но они действительно уникальны и оригинальны по своей конструкции и способу работы. При всем этом они еще и просты до примитивности. Подобные крючки может изготовить любой рыболов, который умеет держать в руках плоскогубцы и напильник. Эти крючки не имеют бородок и жала представляют собой остро заточенные усики, отходящие в стороны под углом. Так они и выглядят во рту живца — усиками. Если щука заглотит такой крючок, то он уже ее не отпустит. Обычно я изготовляю финские крючки из рояльной проволоки, служащей по прямому назначению, то есть для струн пианино и роялей. Лучше использовать для изготовления крючков струны среднего регистра. Пойдет и любая другая пружинная проволока. Еще одним преимуществом финских крючков можно назвать их короткое цевье, которое не достает до жабер живца. При использовании стандартных двойников грубое и длинное цевье упрется в жабры рыбки и быстро выведет ее из строя.
Тройники и двойники заводского изготовления применяются для способа насадки живца в варианте зимних жерлиц, то есть за спинку рыбки. Но при таком способе на летних жерлицах-рогульках бывает много пустых хваток и сходов. Впрочем, есть и серьезное преимущество перед «финскими» крючками. Живец, подцепленный за спинку, живет гораздо дольше, чем с продетым сквозь жабры поводком.
Имеется и в некотором роде компромиссный вариант насадки живца. Он заключается в одновременном насаживании живца за губу и спинку. Для этого изготавливается специальная снасточка, состоящая из одинарного крючка, которым цепляется губа живца, и двойника, чтобы подцепить его за спинной плавник.