Зимняя рыбалка в Астраханской области весьма необычна. Многие рыболовы знают, что здесь много крупного окуня. Мы с товарищами регулярно ездим ниже Астрахани на первый и последний лед. А однажды мне посчастливилось ловить со льда густеру и воблу.
Изначально мы охотились за окунями. Было это недалеко от знаменитого пос. Гандурин на одноименном банке. Полосатый радовал нас хорошим клевом, но мы продолжали поиск именно крупного. Такого, чтоб под килограмм!
Тупой угол
Такое место мы нашли. Местные окрестили его «тупой угол». Почему именно тупой, не знаю. И они не знают. Представляет собой живописный вытек какой-то протоки с поваленной кугой и осокой на берегу. Окуни клевали редко, но какие! Один окунь в лунку не пролез, а другой балансир оборвал. Я достал крупного «чертика» на леске 0,16, и в первой же лунке наглый прижим кивка на второй проводке. Что-то заходило подо льдом, натягивая леску, словно первую струну на гитаре. Щелкнет леска или нет? Глубина - метра два с половиной. Я привстал и амортизирую рывки хлыстиком удочки, полагаясь на эластичность лески. Вот уже шуга в лунке заколыхалась, а зверя не видно! Неужели не лезет? Нет, пролез, просто не с первого раза морда в лунку зашла, добавив мне переживаний.
Надо бы сфотографировать, но окунь ведь подо мной! Все ловят на балансир и говорят, что редко клюет. Сейчас я им покажу, что такое безмотылка! Тут же опускаю «черта» в лунку, особо не ожидая поклевки. Ведь выловленный окунь грамм на 700 наверняка навел шороху. Однако уже на третьей проводке с ритмичным покачиванием среднего темпа кто-то слегка «понюхал» приманку, а при опускании бесцеремонно хапнул. Этот оказался чуть меньше предыдущего, но все равно явно за полкило. В это время у Саши в соседней лунке крупные окуни начали вешаться на балансир один за другим, и очередной окунь обрывает ему балансир на леске 0,25. Наблюдаю за этим краем глаза, и во мне крепнет боязнь опускать чертика в лунку. Ведь стоят, кони голодные, и ждут, когда я опущу свою драгоценную приманку, а они ее – «чмок», и приветик! Вот, я так и знал! Опять наглый прижим, я подсекаю – ни с места! Вот он, момент истины! Сейчас леска скажет мне «цзинь». Но этого не случилось. Рыба сошла. За ним еще один сход, затем клев затих. Сердце успокоилось, пульс пришел в норму. Это у меня, а Саша в это время привязывает уже третий балансир! Один, как я уж сказал, окунь тупо оторвал, второй щука срезала, третий – как-то сам непонятно уплыл по своим делам во время очередного опускания в лунку. Я думаю, что опять щучка кинулась, да так срезала, что рыболов и не почувствовал натяжения лески. На морозе – не мудрено.
А распогодилось-то как! Солнышко вышло, ветра практически нет! Морозит градусов на пять, и ко всему еще на льду запрыгала первая вобла!
Вобла и безмотылка
Вобла начала попадаться ближе к вечеру. Я ловил ее на безмотылку, а Юра с Сергеем на обыкновенные донские удочки с грузом и крючками на поводках. Вобла была вся мерная, размером с ладонь. Наверняка астраханцы назовут такую воблу мелкой, а я бы такую с удовольствием посолил бы. Ловить ее на чертика получалось только там, где течение позволяло достать до дна. Сначала я думал, что ищу рыбу, буря лунки одну за другой, проверяя места, где было скопление старых замерзших лунок, где были видны следы старой прикормки. Но быстро понял, что искать нужно не рыбу, а место с ослабленным течением. Именно там случались поклевки, и все около дна. (Я специально потратил время и обловил все горизонты.) И еще, я не заметил какой-либо зависимости клева от игры. Если вобла была под лункой, а «чертик» около дна – она его кушала безоговорочно. Правда, поимки были эпизодическими. Не было такого, что бы я из одной лунки выловил хотя бы пару. Одна лунка приносила максимум одну воблу. Не могу сказать, что у моих друзей, которые ловили с насадкой коровьего вымени или мотыля, были явные успехи. В целом клевало очень вяло. Видимо, на воблу больше влияла смена погоды, а не смена приманок или насадок.
Клев был вчера!
На следующий день народу на льду было больше. Суббота как-никак. Но прекрасная солнечная погода, как известно, не способствует клеву. Кучки рыболовов, которые обосновались на местах, где ловят воблу, начали хаотично расползаться по банку в поисках оной. Видя такое дело, мы опять переехали на Тупой угол в надежде, что вобла с утра будет брать лучше. Но этого не случилось. До обеда мы поймали всего три штуки. Зато Саша опять оторвался по окуню и выловил трофейного, который на весах потянул ровно килограмм. Были еще щучьи срезы, видели, как окунь кидается на плывущие льдинки от только что пробуренной лунки. Но мне сегодня хотелось-таки половить воблу на безмотылку, Я пытался ловить на самого тяжелого «чертика», какого смог найти в своем арсенале, поставив леску 0,12. Кстати, вчерашние холостые поклевки происходили, как вечером выяснилось, из-за двух загнутых жал на тройнике. В пылу азарта и переживаний за леску мне даже на ум не пришло внимательно осмотреть крючки!
Как нам заметили проходившие мимо местные рыболовы, место для воблы было нехарактерным, и вобла там была эпизодически. Видя такое дело, мы решили для успокоения совести посидеть еще и на глубине, прямо около поселка.
Напротив домика, где мы остановились на ночлег, чуть выше большой полыньи в первых же лунках начался «пулеметный» клев густеры. Сам я не любитель такой ловли. Я сделал удочку на леске 0,16 мм с самой тяжелой мормышкой, какая у меня была (9 г), и с крючком на поводке. Но даже такую снасть у меня сносило. Дно достаю, но если поклевку сразу не вижу – леску вытягивает, и поклевку ждать нет смысла. Я попробовал ловить на «астраханскую» снасть, которую мне дал Сергей, но ловля на нее мне быстро наскучила. От меня не требовалось ничего, кроме усердного вытягивания и опускания лески. А может быть, руки опустились при взгляде на здоровенный мешок, в который Саша собирал выловленную нами рыбу. Куда столько?
У местных рыболовов есть золотое правило – ловить рыбу нужно тогда и ту, когда и какая ловится. Вобла, как мы все знаем, массово ловится в конце апреля, начале мая. Но я не местный рыболов. Мне интересно ее ловить и со льда. В этом году я обязательно еще раз попытаю счастья, если Гандуринский банк скует крепкий лед.