Ловля берша на течении

В определенный момент времени я вдруг начал осознавать, что в моей подледной практике ужения рыбы появилась отдельная страничка – ловля берша. До этого момента берш всегда рассматривался мною как прилов при ловле судака. Но со временем у меня появились отдельные места, куда я езжу ловить берша целенаправленно. Я точно знаю, что берш там есть и что методы его ловли несколько отличаются от судачьих или, скажем, окуневых.

Про Ахтубу и ступеньки

Первое мое знакомство с ловлей берша из-подо льда произошло на Ахтубе и ее протоках. Происходило это довольно бессистемно. То есть ловилось то, что ловилось. Щуки, судаки, берши, окуни. Вполне вероятно, что это специфика именно Ахтубы, которая до сих пор изобилует рыбой. Стоит проехать за Харабали и попасть на ерик Банный или, скажем, Харабалык, Митинку – вероятность наловить бершей на какой-нибудь яме очень велика.

При этом совершенно неважно, на что вы пытаетесь поймать рыбу. Мормышка с мальком или, как местные ловят, мормышка с червем. Балансир тоже у местных рыболовов в почете, но чаще они его применяют при ловле окуня. Берша и судака все же предпочитают ловить на мормышки. Ими проще контролировать дно и добиваться «обратной ступеньки», о которой надо рассказать более подробно. Если проводить аналогию с джиговой ступенькой, что бершовая проводка выглядит с точностью наоборот. После опускания приманки на дно после нескольких покачиваний течение смещает приманку чуть ниже, и дальше опять рыболов контролирует дно и вновь приподнимает приманку с покачиваниями.

Таким манером приманка может уйти достаточно далеко от рыболова и обловить значительную акваторию. На деле же достаточно сложно подобрать нужные массу приманки и диаметр лески под существующее течение. Но зато после подбора такого «золотого» соотношения результат получается весьма внушительным. Я однажды попал на такую рыбалку, где не смог поймать ни одного берша, а мой знакомый из Ахтубинска поймал аж 15 штук – это все на одних и тех же лунках. Остальные рыболовы пробовали ловить на балансиры, бурили много лунок (берш ведь под нами!) – но смогли поймать только двух. Такой результат не может не говорить в пользу «обратной ступеньки» при ловле берша. С тех самых пор я постоянно делаю попытки к ее достижению.

Ловля берша на Волге

Ловля берша на Волге во многом похожа на ахтубинскую, разница лишь в большем количестве ледяных торосов. Чаще всего приходится ловить с припаев. На одно такое место я наткнулся совершенно случайно. Товарищи позвали с собой по одной простой причине – посмотреть, как я буду ловить рыбу на безмотылку. Я не переставал утверждать, что ловля на чертика – очень универсальная. Так можно поймать не только берша или судака, но и окуня, и густеру, и подлещика! Так вот, они рассказали, что едут в место, где вся эта рыба есть и ловится. Ну как мне не поехать с ними? Всего лишь два-три раза в своей практике я попадал на рыбалку, когда вперемежку с судаком ловился лещ или крупная густера. Я тогда ловил на мормышку с мальком, а на верхнюю плексигласовую подвеску насаживал кисточку мотыля или червя. Именно подвеска иногда хорошо работала по капризному судаку, бершовых поклевок на нее приходилось гораздо большее количество, да и размер крючка на подвеске был вполне съедобным как для берша, так и для леща или крупной густеры.

Но чуда не случилось и в этот раз. Весь наш улов состоял исключительно из бершей. Товарищи ловили его на тяжелую мормышку, наживленную мальком или червем, плюс еще поводок с легкой мормышкой или крючком. Я же ловил исключительно на безмотыльного чертика. Без ложной скромности скажу – я обловил обоих товарищей. И счет шел не на штуки, обловил я их в разы. Я применил тактику, которую описывал в самом начале, когда писал про Ахтубу. Два чертика мне пришлось оторвать на зацепах, еще два спас с помощью тяжелого отцепа (такова специфика ловли на волжских припаях), но мне удалось найти два «проспекта», по которым все остальное время «шагал» мой чертик. Я то и дело отпускал леску, покачивая приманкой около дна. Иногда я перетавал чувствовать дно, однако поклевки все равно случались, что придавало мне уверенность, что черт находится где-то возле дна. Интересно, что один мой товарищ все же усомнился в уловистости моей приманки и тактики ловли: «Мне кажется, насади ты червячка на один из крючков – поймал бы еще больше!» Как знать, возможно, в чем-то он прав, но ведь тогда лучше взять мормышку, которая не так сильно подвержена зацепам.

У них же поклевки случались, как выяснилось, в свежей лунке при первом опускании снасти на дно. Все остальное время они ждали поклевки, изредка покачивая всю оснастку. Но тяжелая мормышка, призванная держать волжское течение, разумеется, справлялась со своей задачей. Это лишний раз подтверждает, что ловить берша более добычливо именно «шагающей» приманкой.