После нескольких рыбалок с уловами, в которых преобладают мелкие и очень мелкие окуни, естественным образом появляется желание попробовать избирательно ловить более крупную рыбу. И тут видится широкий выбор действий. Можно попробовать перейти от мормышки к блеснам, балансирам и даже жерлицам с целью поймать крупных окуней.
При ловле крупной рыбы нужно осознавать, что это полная смена философии рыбалки. Это совсем другие и техника, и тактика ловли. Рыбалка на блесну настолько отлична от ловли на мормышку, что мои знакомые блеснильщики испытывают заметные трудности в ситуациях, когда условия на водоеме требуют заменить блесну или балансир на мормышку.
Но есть и другой выход, который я бы посоветовал. Перейти от мормышки, как средства для доставки мотыля, к мормышке, имитирующей корм, то есть к безмотыльному, или безнасадочному варианту зимней снасти. Это не так трудно сделать, как многим кажется. Легче других осваивают безмотыльную ловлю рыболовы с небольшим стажем, у которых еще не устоялись в голове стереотипы и рука не играет снастью вне зависимости от сознания.
Примечательно, что больше всего вопросов у начинающих возникает не по поводу самой мормышки, а относительно техники игры. Сразу должен отметить: распространенное мнение, что игра должна быть с высокой частотой, в большинстве случаев не соответствует истине.
Еще в далеком детстве я вычитал, что можно ловить рыбу без насадки на очень маленькую, светлую мормышку, если ей придать очень высокую частоту колебаний. Мои первые пробы тогда не увенчались успехом. Окунь клевал на «голую» мормышку лишь тогда, когда жирующая стая в охотничьем азарте нападала на любую мормышку, как только она опускалась в лунку. Говорить во время такой рыбалки о какой-либо игре, форме или цвете мормышки не приходилось. Но нужно заметить, что тогда я ловил на крупные, по нынешним меркам, «овсинки» и «клопики». Когда появились на свет мормышки из тяжелых сплавов, размер приманок стал уменьшаться, а случаи поимки рыбы на мормышки без насадки стали учащаться. Со временем я понял, что если использовать достаточно мелкую мормышку на тонкой леске, то форма мормышки уже во многом перестает играть роль. Во многом, но не во всем.
В зависимости от конкретных условий ловли, форма, размер, цвет и игра мормышки имеют решающее значение. Понятие мелкая мормышка очень относительное, и мормышка мелкая для одного водоема и условий ловли на нем может быть крупной для других условий.
Классический пример — рыбалка на неглубоком месте на каком-нибудь подмосковном водохранилище. После поимки двух-трех окуней на мотыля активная рыба нередко начинает хватать мормышку без насадки. Если мормышка чуть крупнее, то как только рыба срывает наживку с крючка, поклевки сразу же прекращаются. А вот когда я первый раз ловил со льда на Валдайском озере, то часа три не мог понять, почему на местах, где по всем признакам должно быть много мелкой и некрупной рыбы, она отказывается клевать. Тогда я взял в руку удочку, оснащенную более крупной мормышкой, для ускорения поиска на большой глубине, и после того как перестал подсаживать на крючок мотыля, начал успешно ловить и окуней, и плотву. Рыба просто не замечала мелкой приманки.
Во время ловли на Средней Волге я не единожды убеждался в том, что относительно крупная мормышка без насадки на порядок эффективнее по сравнению с мелкими «спортивными» мормышками с мотылем или «репейником» на крючке.
Чем крупнее мормышка, тем ощутимее на ее игру влияет форма и конструкция. Если ловить на обычные мормышки привычных форм, то эффективная игра может быть как очень быстрой, так и очень медленной. Те рыболовы, которые часто ловят окуня на неглубоких местах, наверняка замечали, что если вести мормышку с высокой частотой колебаний, то после подъема мормышки на некоторую высоту (полметра-метр) и начинаются поклевки. Обычно такие факты списывают на то, что окунь поднялся в полводы и брать у дна не желает. Но то же самое происходит, когда проводку мормышки начинают не со дна. Тогда следует объяснение, что окунь с каждой проводкой поднимается все выше за мормышкой. Может, так оно и есть, если вы ловите на мормышку с мотылем. А вот когда вы ловите без насадки, тогда, как я считаю, происходит следующее. Начало проводки рыболову выполнять удобно, и он четко ведет приманку, придавая ей выраженные колебания с большой частотой. После подъема удочки на высоту около полуметра играть становится не так удобно. Соответственно, частота игры снижается, и именно в этот момент происходит хватка рыбы. Я сам, когда наступает такая ситуация, начинаю проводку с самого начала замедленно. И окунь начинает брать, не дожидаясь, когда мормышка поднимется на большую высоту. Я давно понял, что игра «безмотыльной» мормышкой вовсе не обязательно должна быть быстрой. Рыболовы, живущие в Строгино, много лет назад изобрели снасть для ловли окуней, которая состоит из обычной мелкой мормышки и специального кивка. Кивок представляет собой длинную конусную и плоскую стальную пружину. Рыболов делает взмах удильником, после которого система кивок — мормышка приходят в состояние затухающих колебаний. В тот момент, когда амплитуда и частота колебаний достигают какого-то определенного значения, следует хватка рыбы.
Таким образом, получается, что рыбачить без насадки можно и на обычные мормышки, созданные для наживки. Но для эффективной ловли нужно потратить много драгоценного времени на подбор и мормышки, и игры. Опытные рыболовы во время ловли на мормышку с мотылем периодически пробуют рыбачить и без насадки на ту же снасть, но это лишь указывает на то, что для целенаправленной ловли без насадки нужна и специализированная снасть, и техника и тактика ловли.
Одной из первых безнасадочных мормышек стала так называемая «уральская». По современным понятиям она представляет собой микроблесну с подвеской на леске, которая характерна для всех современных мормышек. Приманка не висит, подобно блесне, вертикально или, подобно балансиру, горизонтально, а занимает промежуточное положение.
Во время ловли с большой глубины достаточно крупной рыбы на относительно толстую леску используются крупные мормышки. Для того чтобы игра приманки была размашистой и привлекательной для рыбы, можно и нужно создать дополнительное сопротивление нижней части мормышки. Это легко достигается подсадкой на крючок или мотыля, или кусочка теста, или бусинки. Тогда крупная «уральская» совершает колебания не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной. Если ловля происходит на мели, то используется мелкая мормышка. Подсадка на ее крючок какой-либо насадки не приводит к появлению колебаний в горизонтальной плоскости, за исключением тех случаев, когда глубина очень небольшая, а леска исключительно тонкая. Более того, боковые колебания явно появляются лишь тогда, когда подвеска мормышки близка к горизонтальному положению.
Мормышки, которые получили название «муравей», несмотря на ожидания рыболовов, практически не работают в качестве безмотыльных, если их размер меньше какого-то критического. Крупные муравьи без насадки, как правило, эффективны во время ловли с небольших глубин (до 3-4 м) и, что очень важно, надо верно подобрать цвет мормышки. Нередко наиболее уловистыми становятся муравьи не традиционного черного, а зеленого, коричневого и темно-фиолетового цвета. Для полноты картины, считаю нужным упомянуть и об исключениях. Мелкие, а точнее, самые мелкие черные муравьи очень эффективны при определенных условиях рыбалки. Например, во время ловли весенней плотвы с глубины подо льдом в несколько сантиметров, в устье впадающей речки или ручья.
Техника игры заключается в следующем. Мормышку опускаем практически до дна, а удочку кладем на ногу. Поклевка выражается в подъеме кивка с последующим быстрым загибом вниз. Плотва берет в рот чуть дрожащую на течении легкую мормышку и продолжает движение против течения. В отличие от Рыбинского водохранилища, на подмосковных водоемах такое случается уже с конца февраля.