Разгар весны… В этом году всё классически: с утра морозит до стеклянной неподвижной лютости, почти как зимой, а к полудню солнце раскаляется до белизны, слепит глаза и словно прожигает синтепоновый костюм. Но всё равно Закон Подлости сработал и в этот раз.
Всё стояла ровная погода с плюсовыми температурами, что днем, что ночью. Не было резких скачков давления и каких-либо изменений, что всегда хорошо сказывается на клеве рыбы. Но едва собрались на рыбалку… Взглянул на прогноз погоды. Как раз на те два дня, что мы наконец предполагали вырваться на рыбалку всем составом, выпадала серая, со снегом погода и уже с минусом днем и ночью. Но не всегда стоит верить прогнозам. Да и настроились уже на рыбалку.
Так и вышло. Прогнозы оправдались не в полной мере. Минус был явный, за пятнадцать градусов с утра, а на второй день после ночлега на острове и за двадцать зашкалило с утра. Зато солнце горело два дня в чистом как слеза небе. Но всё по порядку.
В Сенюшкино
Выехали на машине старшего сына. Полный комплект сыновей был в этот раз со мной. Старший — Дима, средний — Женя и младший… Как водится в русских сказках — Иван. И ехали весело, а приехали — встретились со старым деревенским приятелем Леонидом и ещё веселее стало. Морозец, ясное утро, хорошо… Идти, правда, далековато до острова, но когда вышли на лед, то стало ясно — асфальт асфальтом. Особенно с утра. Идти легко, тем более, груз на пластиковых санях.
По плану у нас ночевка в землянке, на худой случай — в лесу на острове. Для этого на санях трясется бензопила. А худой случай очень возможен, так как давно не были в этих местах, и землянки могут быть нежилыми. Но по дороге нас нагнал лихой местный велосипедист. Несколько странно было видеть на льду водохранилища велосипедиста. Впрочем, уже не раз встречал здесь не менее лихих мотоциклистов, накручивающих петли вокруг островов на последнем льду, а потом прыгающих в разные стороны с уходящего под лед железного коня… Чего тут только не увидишь…
Во время знакомства и угощения Владимир (так звали местного велобайкера) подсказал нам координаты новой землянки на острове, где можно переночевать. Он же подтвердил наши опасения насчет старых землянок, мол, все сопрели и обвалились. Да, время и сырость лиственного леса сказались на наших старых жилищах. Нет ничего вечного.
Владимир сказал, что рыба остановилась в эти дни на перепаде погоды с теплой, оттепельной на неподвижно-морозную. Видимо, давление очень высокое. Нам не привыкать. Да и главное, посидеть вечерком у костерка, посмотреть в звездное прозрачное небо с пылающей полной луной, переночевать в землянке у печки-буржуйки, хрустящей сухими поленцами и только что наколотыми берёзовыми плашками. Принять с устатку рюмочку чаю…
Вечером едва только успели посидеть с часок на протоке с удочками. Мелочь поклевывала, но вяло. Не смогли даже поставить жерлицы на ночь. Но мне уже это знакомо. Сколько раз убеждался, что сюда, на Чебоксарское водохранилище, надо приезжать на три дня, не менее. Только тогда можно успеть подготовить жилье, наловить живцов, поставить жерлицы.
Утро пришло морозное. С первыми лучами солнца я был на льду. Сыновья еще спали. Сорога клевала вяло, но попадались на протоке неплохие трофеи, некоторые на полкило. Вскоре проснулись и «детишки», младший уже на голову меня выше. Вместе и наловили килограммов восемь весенней сороги, среди которой и подлещики попадались. Это был отличный весенний лед в Сенюшкино!
Старый друг — малая речка
Последние сводки с мест рыбалки не внушали оптимизма. Один товарищ звонит со льда, находясь на Волге у Коротней, мол, с утра только окушка поймал и тишина… Я ему в трубку: «А у Вороньего как? Там ведь всегда в это время сорогу крупную драли». Тезка в ответ говорит, что сейчас сбегает туда… А до Вороньего острова, от того места, где он сейчас находится, километра три. Сбегает… Молодца, рыбак…
Вечером на мой вопрос об успехах у Вороньего острова пишет в мини-чате на моем сайте: «И до него дошел, и за него, 14 км намотал. Результат 1 окунь в 6 утра с первой лунки на второй проводке.... И все, больше поклевки не видал, не считая ерша. В общем, физкультурой занимался: ходил и лунки сверлил». Потом позднее добавил, тезка, еще несколько горьких строк в мини-чате: «Жду не дождусь открытой воды, со льдом точно закончено. Убрал и законсервировал бур, помыл ящик, привел в порядок все снасти... Жду апрель, и на Кокшагу. Поедем, ведь как в том году сезон открывать!?».
Конечно, поедем, но лед-то еще не закончился. А тут еще и другой товарищ отметился, Владимир. Тот в Москве живет, уже в возрасте, отяжелел немножко. Долго собирался на лед и наконец вырвался. И он в письме пишет, что собрался в кои века на рыбалку, на Можайку, о которой писали, что только ленивый не ловил там уклейку. Но не поймал ни рыбки… Мол, инет — помойка. Верить ни слову нельзя, — сокрушался старый приятель.
Вот такие неутешительные сводки «с полей». И тоже бы положить бур в кладовку, но уже купил мотыля и опарыша, настроился. Негоже давать задний ход… И к тому же, как всегда, кто-то ловит, а кто-то смотрит… Вон, на нашем местном сайте горки бершиков лежат на вызывающих фото. Поймали где-то на Ветлуге. Может быть, и мне повезёт? Ну, так далеко забираться не буду, день только на рыбалку. Но куда?..
И тут вспомнилась наша речка Кокшага, выше города, бегущая среди лугов и перелесков. Летом на ней полно и крупной рыбы, но подо льдом капризничает нередко речка. Но проверить надо. Тем более, недалеко до нее.
Утром морозит. Под ногами хрустит ледок, затянувший выступившую воду. Уже видны промоины по руслу, где течение. Темнеют, а где-то уже и чернеют быстрой открытой водой. Опасно… Но я придерживаюсь берега.
Просверлив пару лунок в заливе, где вода, как было замечено летом, ходит кругом, опускаю вольфрамовую белую мормышку с мотылем. Рядом — мормышку с опарышем. Подбрасываю каши. Поклевок нет. Проходит полчаса, и уже уныние подсказывает те же горькие строки в душе, мол, всё, до воды больше на лед не выйду. Но от нечего делать, подняв мормышку почти до льда, вижу резкую поклевку. Из лунки вылетает уклейка!.. Ага, вот ты где!.. А тебя и в котловане у Йошкар-Олы искали, и в Москве, а ты, оказывается, здесь вольготно плаваешь подо льдом. Подбрасываю в лунку немного сухой манки, которая лежала в кармане куртки еще с прошлого раза, когда также ловил уклейку, но почти в городе. Только тогда вяло клевала уклейка. Здесь же уклейки заклевали одна за другой. И было ясно, что весенняя рыбалка со льда еще не закончилась. Только бы не ушел он, лед…