Впервые на речке

Часто бывает, что наша северная весна продвигается неспешно, без бурных потеплений и резких похолоданий. Реки постепенно освобождаются ото льда, но водоемы без течения еще под ледовым покровом. В это время наступает короткий период ловли поплавочной снастью по чистой воде вскрывшихся речек, пока на них не началось мутное половодье.

Рыбалка ранней весной на течении только кажется простой, потому что вроде бы и поток еще не сильный, и вода пока не мутная, и в ней не плывет различный мусор, как в половодье. На самом же деле основная сложность рыбалки заключается в низкой активности рыбы и в сильной ограниченности средств, позволяющих эту активность повысить и как-то стимулировать клев. Довольно пассивное поведение рыбы, прежде всего, обусловлено значительным снижением температуры воды в реке, когда в нее начинает постоянно поступать талая «снеговая», ледяная вода.

Одним из негативных факторов, осложняющих рыбалку, является избыточная освещенность, в условиях которой в прозрачной воде оказывается рыба сразу после схода льда, поэтому ей нужно значительное время на адаптацию к новым условиям обитания. Обычно полное привыкание к свету у рыбы наступает уже после завершения половодья, когда вода от мути очищается постепенно и освещенность также возрастает медленно. Поэтому лучшими для рыбалки будут облачные, пасмурные дни с легким ветерком.

Также ледяная вода в реке, как и на зимней рыбалке, определяет сильную избирательность рыбы в питании. Поэтому во время ловли ранней весной рыбу вряд ли удастся соблазнить чем-то несвойственным для нее: предельно низкая температура среды обитания сильно замедляет биологические процессы в организме рыбы, она переходит на питание исключительно животным кормом, причем в основном тем, который преобладает в конкретной реке.

Вот и бывает так, что в одной речке рыба лучше клюет, допустим, на ручейника, а в другой — на личинку стрекозы или мелкую разновидность этой личинки, на так называемую «казару», где-то хорошо ловят на рачка-бокоплава или мелкую и нежную пиявку-клепсину. Конечно, повсеместно клюет на мотыля, но порой или в определенных местах на эту наживку чрезмерно активно нападает мелочь, мешая ловить что-то достойное. Значит, рыболову ранней весной надо запастись по возможности различными наживками, а также желательно уметь добыть эффективную насадку прямо на месте ловли. К примеру, если прихватить с собой на речку грабли с длинной ручкой или зацепистую кошку на длинной веревке и быстро вытащить ими со дна несколько затонувших веток, то с них наверняка удастся собрать несколько ручейников в «домиках». А различные личинки стрекозы, пиявки и бокоплавы находят укрытие в густой прошлогодней водной растительности, пучок которой нужно вытащить на берег и тщательно разобрать, складывая найденную живность в коробочку с каким-нибудь влажным наполнителем или просто на мокрую тряпочку.

Что касается сложности активизации клева рыбы при ловле в ледяной воде, то здесь главным образом подразумевается прикармливание. В данном случае, если действовать по привычной схеме, то есть брать какую-либо стандартную смесь на основе растительных компонентов, даже сделанную якобы для холодной воды, и смешать ее с кормовым мотылем, то она, будучи заброшенной в место ловли, ранней весной в подавляющем большинстве случаев дает отрицательный эффект. Правда, бывают тут и редкие положительные моменты, но они обычно относятся к приходу ненужной мелочи или назойливой уклейки.

Однако и в этом случае возможны некоторые варианты. К примеру, того же мотыля с добавлением небольшого количества мелкого опарыша можно смешать с влажным, но предельно рыхлым грунтом, взятом тут же, на берегу. Иногда и одна лишь земля, бросаемая время от времени комками в зону ловли, способна вызвать рыбий интерес, может быть, уходящими по течению облаками мути или специфическим запахом. Также, если позволяет дистанция ловли, можно на дальности заброса снасти иногда ворошить донный грунт длинным шестом, создавая шлейф мути и высвобождая из органических отложений всякую мелкую живность.

Но самое лучшее все же тщательно изучить характер определенного перспективного участка речки, чтобы затем с достаточной точностью найти локальные места естественного скопления рыбы. Понятно, что такие участки будут не там, где река прямая и однообразная, словно труба, или на большой длине широкая и мелководная, а там, где она затейливо извивается, где глубокие омуты чередуются с перекатами, завалами из деревьев, прибрежными подмоинами, канавами и прочими характерными особенностями. И в данных условиях важно определиться, к каким местам будут тяготеть, например, плотва, елец, голавль или язь.

Но при любом выборе объекта ловли и соответствующей ему и условиям рыбалки оснастки основным техническим приемом будет проводка по течению, что соответствует естественному движению корма вместе с потоком воды. Желательно, чтобы наживка на крючке двигалась вблизи дна, потому что по холодной воде рыба редко всплывает за кормом, идущим слишком высоко.

И все же, если дно на всем участке проводки чистое и достаточно ровное, то лучше ловить с проволочной насадки по дну. От этого немного зависит и характер поклевки: когда часть поводка и наживка с крючком не касаются дна, то правильно огруженный поплавок при хватке рыбы довольно резко уходит под воду, а во время проволочки по дну поплавок вдруг тормозит свой ход и начинает затапливаться, почти как при зацепе за донное препятствие. Кстати, для ловли в проволочку поплавок необходимо немного недоогружать, чтобы не наблюдать большое число ложных поклевок, когда наживка на крючке станет «пахать» дно, испытывая некоторое переменное по силе противодействие движению.

Для свободного проплыва поплавок следует огрузить чутко, практически под самое основание сигнальной антенки. Но при обоих способах подачи рыбе насадки никогда не лишним и даже полезным будет выполнение постоянного торможения или череды коротких придержек движения оснастки, что приведет к некоторой игре поводка с приманкой на крючке вверх-вниз. Этот технический прием часто ведет к более внятной поклевке и надежной посадке рыбы. Особенно удобно выполнять придержку, когда удается устроиться на берегу так, чтобы ветер дул строго против течения, тогда, поднимая леску между поплавком и удилищем выше или опуская ниже, можно в широком диапазоне менять силу торможения и в итоге «угодить» рыбе.

Кстати, и об устройстве самих оснасток для весенней рыбалки на течении: они должны быть хорошо сбалансированы под условия ловли, но предельно просты — остойчивый поплавок с двумя-тремя точками крепления к леске, с длинным килем и большим уширением тела в нижней части. На леске только два элемента огрузки — основное грузило (80% веса) и подпасок около поводка, который немного тоньше основной лески. Крючок необходим тонкий, но качественный — на нем наживка долго сохраняет свои исходные кондиции, в то же время он часто разгибается на зацепах и при этом хорошо засекает и держит рыбу даже при форсированном вываживании.

Также часто складываются условия, когда ловить в проводку практически невозможно — сложное дно, короткий участок, ураганный ветер. Тогда снасть устанавливается в виде полудонки — огрузка полностью укладывается на дно, а натяг лески регулируется так, чтобы притопленный в воду поплавок сохранял максимальную чувствительность. Таким же способом порой вынужденно приходится ловить уже оживающих весной, но медленно клюющих рыб, таких как карась, карп, линь, лещ, которые не гоняются за тем, что движется, а берут лежащий на дне корм. Кроме того, полудонка очень полезна при ловле крупной рыбы, когда, избавляясь от поклевок мелочи, применяют объемную наживку, к примеру, выползка, толстую личинку майского жука или короеда, мясо моллюска или рака — такую приманку рыбе трудно взять на ходу.

Кроме того, есть рыбы, которые и ранней весной в ледяной воде быстрее других адаптируются к сложным условиям обитания и даже регулярно кормятся. К ним можно отнести плотву, ельца, язя и голавля. Но только кормятся и ловятся они в существенно разных местах: плотва и язь обнаруживают себя на относительно глубоких и тихих участках около берега, в заводинах и обратках, где их возможно ловить в проводку и на полудонку.

Однако самые крупные голавль и елец, напротив, иногда оказываются в самой мощной струе, где дно обычно чистое. Тут их очень эффективно ловить так называемым способом «на покаток», используя в качестве наживки выползка на достаточно крупном крючке. Тут главное — верно подобрать под силу течения вес сферического грузила, чтобы поток время от времени срывал-катил его по дну. При этом поводок длиной до метра привязывается прямо к ушку грузила. Поклевку отмечают по гибкому кончику удилища, либо по навесному сигнализатору любого типа. Хватка крупного голавля и в весенней воде столь резкая, что не заметить ее невозможно.

Но можно расширить возможности и этого способа, сделав его более активным, «спортивным», если, опять же используя силу течения, перемещать оснастку принудительно, короткими потяжками с помощью удилища с катушкой. В этом случае приманка будет двигаться к берегу по дуге. Подбирая дальность и направление заброса, а также манипулируя весом грузила, удается, не сходя с удобного места, эффективно облавливать разные зоны речного ложа.