На Дону перед ледоставом судак концентрируется в верховьях Цимлянского водохранилища, где его ловят с лодок, кто как умеет. При такой рыбалке, конечно же, самомнение рыболова растет с каждым выловленным десятком судаков, но в разговоре с глазу на глаз многие признаются, что кроме выполнения продовольственной программы удовольствия получено мало. Это и беспардонные рыболовы в соседних лодках, которые якорятся на гране скандала, это смазанная статистика, когда одна злая поклевка приходится на дюжину выловленных судаков.
А вот на коренном Дону при ловле судака с берега ситуация абсолютно противоположная. Народу – никого, рыба клюет редко. Так редко, что начинаешь ценить каждую поклевку, каждый заброс. Рассматриваешь приманку после каждого «показалось»! Перед ледоставом судак уже не сидит в корягах под самым берегом. Его можно найти на русловой бровке, если докинуть сможешь. В этот непростой период необходимо качественно изменить подход к рыбалке. Это когда принципиально не ставишь перед собой никаких конкретных задач (что-то поймать или поймать именно на это), едешь просто на рыбалку. Пройтись по старым местам, нащупать знакомые коряжки под водой. В таких местах поклевка судака воспринимается, как приветствие: «Здравствуй, рыбак, я здесь! Давненько ты не был у нас в гостях!» И даже если я не смог его просечь и взглянуть ему в глаза – я рад поклевке. Сейчас, когда клюет достаточно редко, поклевки поднимаются в цене.
Чтобы найти судака на запрессованном рыболовами месте, надо изощряться в забросах
Я не стал менять плетенку весьма нескромной разрывной мощности, поскольку решил ею вытаскивать со дна все, что мешает большинству спиннингистов рыбачить: ветки, пучки лески и т.п. Про себя я называю такой метод «облизать коряжку извращённо». То есть принципиально не ловить так, как это делает подавляющее число спиннингистов, а, что называется, «вымудриться». Попытаться забросить приманку так, и провести ее там, где это сделать очень трудно. Например, используя парусящие свойства толстой плетенки, поролонку забрасываешь за корягу, а после ее приводнения продолжаешь травить шнур, выдуваемый ветром. Таким образом иногда получается «стукнуть» джигом пару раз там, где до тебя этого никто не делал за последний месяц.
При очередном ожидании касания грузом дна оно само как-то приблизилось, уверенно распрямив спиннинг. Что это? Мель такую намыло? Я запоздало подсек, но было поздно, поролонка пришла с откушенным хвостом. С этого момента я начал отсчет своих поклевок. За весь день их было всего девять. До обеда я увидел 4 поклевки и поймал одного судачка. Интересно, что все поклевки были распределны равномерно по береговой линии. Ни в одном месте не клюнуло хотя бы дважды. У моего товарища в зачете была лишь одна поклевка и один судак. Очень скудно для такого погожего дня! Мы решили следовать намеченному плану и попытаться получить максимум удовольствия от рыбалки. Уехали вверх по течению. Но там одну поклевку и одного судачка мы увидели уже на двоих. Пришлось вернуться назад с надеждой на вечерний клев.
Вечерний клев
Под вечер – совсем ветер стих. Немногочисленные рыболовы уже все разъехались по домам. Мы заняли два места, где в последний раз у нас клевало и стали методично их облавливать, дожидаясь активности судака, с каждым вздохом впитывая вкуснейший коктейль осенних запахов. Я пытался забрасывать как можно дальше, надеясь, что не все умеют так далеко бросать. Ну и, конечно, же, ямка там есть, на самом выбросе. Делаю две-три ступеньки, и поролонка начинает дольше зависать, проваливаясь в эту самую ямку. И вот она, долгожданная поклевка! Кончик спиннинга судорожно два раза сделал стаккато. И опять я опоздал с подсечкой! Приманка наткнулась на какое-то препятствие, только и всего. Буквально на следующем забросе наглый тычок заставил меня сделать машинальную подсечку. Спиннинг согнулся и в таком положении два раза кивнул в сторону Дона. Сидит?! Да, хороший! Старенький джиговый спиннинг так сильно согнуть под силу не абы какому судаку! Но…опять досадный сход.
Я решил никуда не уходить с этого места до самого отъезда. А солнце неумолимо тянет к горизонту. Поклевки прекратились, но сердцем чую, что эти две поклевки подряд были неспроста. Делаю 10 забросов, 15… не клюет. Ну, видимо, не судьба. Проморгал я свое счастье. Решаю сделать контрольных 5 забросов и идти к машине. На третьем забросе опять ощущаю явную поклевку, подержал какую-то рыбу секунды 3-4 и опять сход. Вынимаю рыбку – а ее и нет вовсе! Она растерзана кем-то, как грелка злым Тузиком. Ну как тут домой ехать? Я уже в густых сумерках меняю поролонку и делаю еще пять забросов… Нет, все хорошее когда-то заканчивается. Закончилась и эта рыбалка.
Я вижу причину своих неудачных подсечек лишь в одном. Слишком толстый шнур для груза 28 г сыграл со мной злую шутку. С одной стороны, я легко разгибал крючки на зацепах и спасал свою приманку, с другой стороны, при дальних забросах, во время падения приманки ко дну, толстый плетеный и намокший шнур провисал, скрадывая все мои подсечки. В следующий раз я буду ловить на шнур 20 или 15 lb – тогда посмотрим, кто кого!