С кем идешь на водоем?

Известно такое выражение: «С ним я пошел бы в разведку». Так обычно говорят о человеке, на которого можно положиться как на самого себя, который не струсит в минуту опасности, не предаст, не оставит в беде. А с кем можно идти на рыбалку?

Вполне допускаю, что этот вопрос кому-то покажется несколько надуманным и не принципиальным. Ведь рыбалка – это тебе не опасная разведка. И какая, дескать, разница, в какой компании ехать на рыбалку, какой сосед с удочкой в руках окажется рядом с тобой летом на берегу реки или озера, а зимой – на льду водоема.

Но не спешите с выводами. В моей более чем шестидесятилетней рыболовной практике бывало немало случаев, когда некоторые из горе-рыболовов так или иначе основательно портили мне праздник души – рыбалку. Причем каждый раз это случалось по-разному. Один портил настроение своим непредсказуемым, идиотским поведением, другой иждивенчески приставал со странными просьбами, а третий испытывал терпение постоянным нытьем и недовольством то отсутствием клева, то неприятной погодой, то еще чем-либо. Поэтому и разделил я таких «рыболовов» на три основные группы.

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ

Напросился как-то один рыбак со мной в Шатуру. Встретились на станции «Выхино», поехали с последней ночной электричкой. Расчет был прост: в два часа ночи будем в Шатуре, дождемся на станции рассвета и – на лед. Напарник удивил уже в вагоне электрички: вытащил из ящика початую бутылку водки, налил трясущимися руками стопку и предложил мне. Я отказался, сказав, что это лучше сделать на льду, перед обедом, а не сейчас, в ночное время.

– А я подлечусь, – сказал спутник и жадно пропустил рюмку.

От какой болезни он «лечился» таким странным образом, было непонятно. Через некоторое время он еще раз «подлечился» и после этого крепко заснул, прислонившись к своему ящику. Почему-то я даже обрадовался этому. Пусть, думаю, человек поспит, потом ему будет легче. Вот уже электричка приближалась к Шатуре и я начал будить напарника. Но тщетно: он продолжал спать. Я начал усиленно трясти его, кричать ему, чтобы он проснулся. Наконец он открыл глаза, окинул меня недобрым взглядом и с криком «Что ты ко мне пристал?!» бросился на меня с кулаками. Сил хватило, чтобы прижать его к стене и успокоить.

Правда, очухавшись, он потом извинялся за эту свою выходку. Но, сами понимаете, настроение было испорчено задолго до рыбалки. Да и на льду он продолжал удивлять. Через некоторое время я подошел к нему, чтобы поинтересоваться, как у него дела с клевом. Смотрю – напарник спит, сидя на ящике. Видимо, и здесь он периодически «подлечивался» водочкой. Я уже забеспокоился: как бы напарник не упал с ящика или не обморозился. Словом, пришлось быть нянькой, постоянно присматривать за ним, как за ребенком. А рыбалка уже как бы отошла на второй план.

Нетрудно догадаться, что с этим «рыбаком» я больше не ездил, хотя он неоднократно звонил мне, просил не забыть о нем.

Бывают другие варианты: напарник не шумит, вроде ничем не мешает, но уже после первой рыбалки компанию ему составлять не хочется. Помню, рыбачил с одним знакомым по работе. Выплыли на лодке, заякорились. Я расположился на корме, а напарник – на носу. Я закинул удочки и все внимание на поплавки. Через некоторое время оглянулся в сторону соседа и обомлел от увиденного: он спал, прислонившись головой к рюкзаку, а удилище плавало на воде.

Как выяснилось, у него была припасена бутылка водки и он незаметно для меня прикладывался к ней. Человека разморило и ему было уже не до рыбалки. Даже попросил высадить его на берег, чтобы там можно было выспаться. А что значит сниматься с якорей во время утреннего клева и покидать прикормленное место? Настоящие рыбаки меня понимают…

К тому же, после высадки на берег я уже не мог оставить уснувшего напарника без присмотра. Мало ли кто к нему подойдет и что может с ним сделать? Поэтому я не стал возвращаться к прикормленной «точке», а заякорил лодку недалеко от берега. Было потеряно драгоценное время утреннего клева, напрасно израсходована прикормка. А в конечном итоге – сорвана и испорчена рыбалка.

ИЖДИВЕНЦЫ

С этой категорией «рыбаков» приходится сталкиваться чаще всего. Насколько я заметил, «иждивенчество» связано либо с явной неподготовленностью к выезду на рыбалку, либо с пренебрежительным отношением к снастям. Вот и начинаются в самый разгар клева просьбы: дай, сделай, исправь, помоги. Все это отвлекает от рыбалки, отнимает драгоценное время. А отказать нельзя, обидятся…

Вот характерный пример. Напросился со мной на зимнюю рыбалку один знакомый.

Я знал, что он не заядлый рыболов и лишь изредка, как он сам выразился, «балуется» этим. Приехали на Истринское водохранилище, просверлили лунки, прикормили. Вскоре начался активный клев. Подлещик шел хотя и некрупный, зато скучать не приходилось.

Я уже надергал более десятка «хвостов», когда подошел напарник в подавленном настроении и сказал:

– А у меня почему-то не клюет…

Странно было слышать это признание, когда кругом у всех клевало. Подошел к его лункам, проверил снасть. И удивился: поплавок камнем опускался под тяжестью явно завышенного грузила. А ведь он должен тонуть медленно, плавно. Снасть была абсолютно не отрегулирована, о чем и сказал своему знакомому.

– Ну сделай так, как надо, – попросил он.

Можете представить себе, каково это – на морозе заниматься регулировкой зимней поплавочной удочки? Это я делаю обычно дома.

Или вот пример из летней рыбалки. Выплыли на лодках с приятелем на озере Заморном, что под Шатурой. Я знал, что у обрыва подводного оврага на этом водоеме хорошо клюет на червя довольно крупный окунь. Заякорил лодку так, что задний груз опустился на глубине около метра, а передний – около четырех метров. Приятель устроился примерно в пяти метрах правее меня. Вскоре поплавки «заработали», я вытащил одного окуня, затем второго. Такая активность клева обрадовала, я был настроен на увлекательную рыбалку.

И вдруг слышу истошный крик приятеля:

– Что делать? Помоги!

Взглянул в его сторону и немало удивился: удилище у него напоминало дугу, стянутую леской словно тетивой.

Оказывается, приятель подсек окуня, начал вываживать, а леска на его удочке не была накручена витками вокруг и вдоль удилища, а прямой линией уходила от мотовильца к петельке на кончике удилища, которое было без пропускных колец. Вот и стягивала леска удилище в дугу, но назад почему-то не отпускала, заедала и удилище не выпрямлялось. И чем сильнее тащил он подсеченную крупную рыбу, тем круче сгибалось удилище.

Не хотелось трогаться с клевого места и распугивать рыбу, но ничего не поделаешь, пришлось сниматься с якорей, подплыть к незадачливому рыболову и показать, как надо оснастить удилище, чтобы нагрузка при вываживании рыбы распределялась равномерно. Опять потеряно немало драгоценного времени, да и возня с подъемом грузов распугала рыбу. Рыбалка опять была омрачена.

Но все же чаще иждивенчество проявляется в надоедливой, бесцеремонной просьбе «Дай». Вспоминаю рыбалку по последнему льду на Рыбинском водохранилище, когда один из таких «рыболовов» выпросил у меня подряд шесть мормышек!

Как оказалось, леску на удочках он давно не менял, она потеряла прочность, при подсечке даже средних размеров плотвы или подлещика легко рвалась и рыба уходила вместе с мормышкой. Чтобы не терять бесконечно мормышки, отдал ему и катушку свежей лески. Спрашивается: неужели трудно было проверить снасть перед ответственной поездкой на далекое Рыбинское водохранилище?

Порой банальная просьба «Дай» доходит до абсурда и звучит как издевательство. На одной из летних рыбалок начал я забрасывать закатанные шары с прикормкой. Увидев это, подошел ко мне незнакомый сосед-рыболов и попросил: «Дай и мне». Пришлось отдать остаток прикормочной смеси этому нагловатому рыболову. Иначе ведь может подумать: пожалел, пожадничал. А вот позаботиться о том, чтобы запастись прикормкой самому, он почему-то не догадался.

Понимаю: помогать друг другу на рыбалке надо. Но помощь помощи – рознь. Одно дело, когда рыбак случайно что-то упустил или потерял необходимую рыбацкую «мелочь». И совсем другое дело, когда тебя бесцеремонно «грабят» те, кто безответственно отнесся к выезду на рыбалку.

И еще: вряд ли понравится любому рыболову, если его напарник или случайный сосед начнет сверлить лунки буквально рядом с ним. А ведь нередко можно видеть, как удачливого рыболова обсверливают чуть ли не со всех сторон, «забывая» выдерживать предусмотренные правилами любительского рыболовства пять метров. А летом устраиваются на берегу настолько близко к рыболову-счастливчику, что при забросах снасти нередко перехлестываются лески, особенно если ловля ведется на течении в проводку.

ВЕЧНЫЕ НЫТИКИ

Категория рыболовов, всегда всем недовольных. Боже упаси, если вдруг нет клева – они изведут всю душу. В таких случаях только и слышишь от них: «Пора сматывать», «Делать тут нечего», «Рыбы тут нет» и тому подобное.

Фото: Яншевского Андрея. 

Однажды уговорил своих сотрудников по работе поехать на рыбалку на Истринское водохранилище. Рассказал им, как неплохо порыбачил здесь совсем недавно. Они загорелись желанием испытать рыбацкое счастье, отдохнуть на природе. И вот на специально выписанном микроавтобусе приехали на рыболовную базу, оформили лодки, выплыли на водоем.

Но, как по закону подлости, клева на этот раз не было. В чем дело – непонятно. И погода вроде бы нормальная… Но поплавки стояли словно припаянные, без всякого шевеления. Все молча переживали неудачу, терпеливо ждали возможного начала клева.

Но один из компании не скрывал раздражения. Подчеркнуто громко, чтобы слышали все, он кричал, что тут делать нечего, что рыбы тут нет, зря сюда приехали и вообще лучше бы пошел за грибами. При этом косо поглядывал на меня как на инициатора поездки. Его недовольное, раздраженное бурчание еще более портило всем и без того неважное настроение. И тут один из рыбаков не выдержал, крикнул ему:

– Закрой рот, ты уже всех достал своим нытьем!

Вот так. Мысленно я был очень солидарен с этим товарищем, осмелившимся таким образом утихомирить ворчливого соседа.

Порой складывается впечатление, будто некоторые «любители» понимают рыбалку как механическую и гарантированную заготовку рыбы. И если «гарантия» не срабатывает, то они не скрывают отрицательных эмоций. Не хватает у них терпения подождать подхода рыбы, нет желания поменять насадку или наживку на крючке, пробовать ловить на разных уровнях воды – со дна или в полводы.

Почему-то они считают, что если в данном водоеме есть рыба, то непременно и без долгих ожиданий она должна оказаться на крючке их удочки. А если этого не происходит, то начинается нервотрепка, ворчливое брюзжание. От такого соседа по рыбалке всегда хочется отойти подальше. Не говоря уж о том, что ездить вместе с таким рыбаком на совместную ловлю никогда не захочется.

Лично я считаю, что рыбалка – прежде всего праздник души. И от того, с кем ты отмечаешь этот праздник, во многом зависит, насколько радостным и светлым он получится. Я тоже не прочь порыбачить в приятной компании. И веселее получается, и интереснее. Но с тем, кто хоть однажды как-либо испортил мне рыбацкий праздник, уже никогда больше не поеду.

А вот с таким рыбаком, как мой давнишний друг и постоянный спутник по рыбацким маршрутам Юрий Теплов, всегда еду охотно. Более трех десятков лет связывает нас с Юрием Дмитриевичем это страстное увлечение – рыбалка. Мы с ним понимаем друг друга с полуслова. И если рыбалка – праздник души, то с таким напарником праздник получается более светлым и радостным. Очень хотел бы пожелать каждому рыболову такого напарника.

Фото: Яншевского Андрея. 

Итак, с кем ты идешь на рыбалку? Вопрос не столь уж праздный и малозначащий, как может показаться на первый взгляд. От ответа на него во многом зависит, станет ли для тебя предстоящая рыбалка настоящим праздником души или будет бесповоротно омрачена хамскими выходками очередного горе-рыболова.