Благодаря поддержке правительства судостроительные заводы «Янтарь» (Калининград), «Северная верфь» и «Адмиралтейские верфи» (Петербург), а также Выборгский судостроительный завод, который специализировался в основном на производстве ледоколов и судов высокого ледового класса, сейчас занимаются строительством сейнеров и различных рыболовецких судов.
Однако, на большинстве судостроительных предприятий полной загрузки пока нет. Практически все реализуемые проекты имеют иностранные (в основном норвежские) корни.
В результате появляется серьезная проблема, когда каждый из реализуемых проектов не похож на другой. В результате строят не серию однотипных судов, а несколько головных, что влияет на цену.
Серьезная проблема, с которой столкнулась рыбопромысловая отрасль, – недостаток научных данных, на основе которых можно было бы прогнозировать ситуацию в Мировом океане, определять наиболее эффективные способы и районы добычи рыбы, просчитывать, сколько и какие суда будут востребованы через несколько лет.
Другая проблема – это средства доставки улова. На текущий момент средний возраст отечественного флота рефрижераторных судов (так же как и научно-исследовательских) превышает 30 лет.
Современные суда должны не только перевозить скоропортящийся груз, но и иметь комфортные условия для экипажа. Кроме того, новой мировой тенденцией является возможность разделения внутренних трюмов на отсеки с разным температурным режимом, что позволит единовременно перевозить разные типы продукции.