На минувшей неделе погода в столичном регионе резко поменяла характер со стабильной, морозной на неустойчивую: с приходом обширного циклона отмечались значительные колебания атмосферного давления и температуры воздуха. Но самое главное, прошел сильный и продолжительный по времени снегопад, который надолго перекрыл рыболовам доступ к многим местам ловли, да и на льду водоемов стало очень нелегко передвигаться из-за глубокого снега и выступившей под ним воды. Трудные условия рыбалки, невозможность широкого выбора участков для ловли, а также существенное снижение активности разной рыбы как на реках, так и на водоемах без течения делали рыбалку в прошедшие выходные дни очень тяжелой и требовали от рыболова отточенной техники владения снастью.
После того как на толстый уже лед водоемов выпадает глубокий слой снега, повсеместно наступает так называемая пора глухозимья. И обычно она обусловлена не критическим дефицитом кислорода в воде, что характерно лишь для малых и мелководных водоемов, а главное тут состоит в практически полной изоляции подводного мира от солнечного света и внешних звуков. На больших глубинах крупных водоемов, куда среди зимы отходит разная рыба, подводные обитатели, наверное, лишь по своим биологическим часам определяют время, когда наступает день и следует начинать кормиться, а значит, и клевать на рыбацкие снасти. В подобной обстановке, когда в полной тишине и темноте под водой рыбе многое может показаться неестественным, пугающим, рыболову необходимо существенно поменять свое поведение на льду и перейти на ловлю снастями, эффективными именно в пору глухозимья.
Прежде всего, даже независимо от большой или малой глубины подо льдом в месте ловли, не следует делать лунки слишком близко, чтобы не увеличивать освещенность. Оптимальное расстояние между окошками в подводный мир составляет не менее пяти метров, при этом, если не ожидаются особо крупные или широкотелые трофеи, лучше на время отложить ледобур большого диаметра, а брать с собой на рыбалку инструмент с диаметром сверления около 100 мм. Им к тому же легче делать лунки в толстом и мокром льду во время поиска стоянок рыбы, также ледобур малого диаметра производит намного меньше шума при сверлении льда. Последнее обстоятельство очень существенно в пору глухозимья, когда подо льдом привычной становится тишина: по первому тонкому льду шума было много и он особо не пугал рыбу – ходили и гремели на льду рыболовы, гудел ветер и раскачивал ледовый покров, с пушечным грохотом по льду разбегались трещины, били по льду рыбацкие пешни и шумно вгрызались в него ледобуры. Теперь же рыболову надо избегать шумных рыбацких «базаров» на льду, хоть и скрадывает толстый слой снега многие шумы, но рыба вряд ли не испугается множества лесок, уходящих ко дну, и частого падения вниз объемных кормушек с прикормкой. Из той же области борьбы с шумом и отношение рыболова к устройству снасти, поскольку рыбу в полной тишине будут очень настораживать излишне мощные колебания, расходящиеся в водной среде от избыточно толстой лески или от слишком крупной приманки. Даже хищника теперь трудно поймать на блесну – этой приманкой его только подманивают к месту рыбалки и в определенной степени возбуждают, а затем ловят, применяя предельно мелкую мормышку на допустимо тонкой леске.
Итак, после обильных снегопадов очень осложнилась рыбалка на Оке в районе Каширы: прежде всего, ко многим участкам реки, где до этого сносно клевала разная рыба, теперь просто не пробраться или надо долго идти по сугробам пешком; там же, где можно подъехать на машине, не всегда удается найти скопления активной рыбы. Например, попытки ловить на Оке под Белопесоцким монастырем, куда еще сохранился проезд, показали, что на данном участке реки донный рельеф очень однообразный, поэтому явных стоянок белоглазки, густеры, плотвы и подлещика тут нет – рыба сильно рассредоточена по акватории на почти постоянных глубинах в 5-6 метров. Таким образом, чтобы увидеть поклевки и поймать немного рыбы, на этом участке реки приходится делать много лунок в тяжелом льду и ловить активной снастью – способом донной проводки легкой оснастки с концевым грузиком и тонким поводком с крючком выше него, используя в качестве наживки единственную личинку качественного мотыля. Обычно даже при удачно найденном месте на новой лунке можно увидеть не более двух-трех аккуратных поклевок, которые еще надо реализовать. Также аналогичной и почти безрезультатной была рыбалка и на другом участке Оки – под с.Васильево, что в районе Коломны. Хотя здесь и рельеф разнообразный, и тиховодья сменяются быстринами, и рядом расположено устье р.Осетр, что обычно привлекает сюда разную рыбу, и тут даже мелочь клевала очень неохотно и только в каких-то локальных точках, поэтому с приличным уловом оказались лишь немногие опытные рыболовы, хорошо знающие реку и владеющие разными снастями.
Более продуктивно складывалась рыбалка на больших проточных водохранилищах, но опять же не везде и не по любой рыбе. Так, на Угличском водохранилище в районе д.Шатрищи совсем плохо брал даже мелкий окунь в заливах и на отмелях вокруг островов, но зато достойными трофеями могли похвалиться любители ловли судака на блесну по свалам в русло Волги, где качество льда из-за постоянного течения становится день ото дня всё хуже и скоро рыбалка по фарватеру водоема станет опасной.
На Рузском водохранилище также были очень слабые результаты ловли на известном окуневом месте – на протяженной мелководной косе под с.Солодово. Даже мелкий хищник тут крайне вяло реагировал как на блесну, так и на мормышку. Зато неподалеку, в прирусловой зоне, где глубина достигала 7-9 метров, с прикормленных лунок неплохо ловился мерный подлещик – поклевки в течение дня были нечастыми, но рыба весом менее полкило попадалась редко. В условиях нестабильной погоды, «придавившей» рыбу ко дну, подлещик лучше клевал на легкие поплавочные удочки.
Для тех рыболовов, которые не делали ставку на крупную добычу, вполне успешной могла быть ловля на некоторых глубоких прудах Подмосковья, где на плесах около плотин пока сохраняется хороший кислородный режим – тут реально за день наловить 2-3 десятка окуней и плотвы средним весом около 50 граммов, которые вполне годятся для приготовления ухи или домашних шпротов. Например, кроме указанной рыбы, на водоеме с плотиной на р.Северке, что вблизи пос. «Заря Подмосковья», еще ловились и подлещик, и ерш. Успешной рыбалке здесь помогало прикармливание лунок, особенно на это хорошо реагировала плотва – если в лунки на глубине 2-3 метра насыпать сухую манку, медленно затем тонущую, то сюда могла подойти плотва весом до 150 граммов. Также пока сохраняют достаточную активность окунь и плотва на большом пруду у с.Лобаново (слева от Каширского шоссе). И если в верховьях водоема в основном клюет совсем мелкая рыба, то вблизи плотины, где глубины в среднем составляют около 5 метров, на «чертика» часто попадается плотва до 100 граммов весом, иногда с блесной удается попасть на берущего окуня весом до 300 граммов.
И на запрудах на малых реках есть еще надежда на интересную рыбалку с мормышкой. Так, в воскресный день, когда начался новый снегопад, плотва весом около 100 граммов активно брала на мелкую «нимфу» выше плотины на р.Рожайке, что вблизи с.Битягово (справа от Каширского шоссе). После снегопадов на акватории данной запруды, особенно в ее верховьях, следует вести себя осторожно – под толстым снежным покровом тут быстро появляются промоины.