Странно, конечно, что этого не случилось раньше. Но лучше поздно, чем никогда. Неделю назад я открыл для себя Цимлянский карьер под Серпуховом.
Первое впечатление: трудно представить себе водоем, лучше подходящий для ловли на безнасадочную мормышку. Видимо, этот тезис надо развить… попробую.
На рыбалке мы делаем ставку либо на активный поиск, либо на выбор места и прикармливание. Причем во втором случае место, которое мы выбираем – не точка, а зона приличного размера, здесь не нужна ювелирная точность, главное – не сделать принципиальной ошибки. Мастерство рыболова проявляется в основном в умелом прикармливании.
Искать или кормить – определяется в первую очередь характером рыболова. Но и характером водоема тоже.
В разных водоемах рыба по-разному реагирует на прикармливание. Самый простой случай – большие водоемы без течения со сглаженным подводным рельефом. Один из самых сложных – песчаные и гравийные карьеры со значительными и резкими перепадами глубин. Положительная реакция рыбы на прикормку будет и здесь, но в большинстве случаев активный поиск будет продуктивней. А активный поиск – это блесна и «безмотылка».
Дно Цимлянки изрезано очень сильно, но таких водоемов немало. Цимлянка соединена с Окой – вот что важно. Причем протока настолько значительная, что воспрепятствовать миграции рыбы по ней практически невозможно. Трудно сказать, как эта система работает, ведь Ока уже не столь богата рыбой, как прежде. Но соединенность с большой рекой сразу переводит водоем в более высокую категорию, и Цимлянка – не исключение.
Если учесть, что рыбы-то я толком не поймал (8 поклевок, 6 подсечек, 4 хвоста), мои восторги могут показаться странными. Но я вернусь, и обязательно наловлю, а пока вкратце расскажу о том, что удалось увидеть.
На льду было человек 50. Из них 20 ловили непосредственно у берегов (очень высоких и крутых), еще 20 – на глубине с прикормкой, и 10, как и я, бродили по водоему. При этом все «ходоки» оснащены эхолотами и обращаются с ними сноровисто, чувствуется большой опыт. Значит, есть в этом смысл. В следующий раз надо будет поговорить, взять урок. Кое-какой опыт зимнего применения эхолота у меня есть, и он гласит, что простейший метод «увидел рыбу – опустил мормышку» приносит больше вреда, чем пользы.
Больше половины рыболовов жмутся к протоке. Не могу пока сказать, насколько это разумно. Под южным берегом рыболовов гораздо больше, чем под северным. Но это, возможно, из-за ветра, который в этот день дул с юго-запада и был сильным и порывистым.
Снега на льду нет, и перспективные места ловли можно определять по концентрации старых лунок. Я таким образом нашел три локальных «пупка», с облавливания которых начну следующую рыбалку.
Не заметил, чтобы кто-то ловил вполводы. У меня сложилось впечатление, что завсегдатаи тяготеют к глубинам 3-4 м ловят в придонном слое. У меня на этот счет есть своя теория. Понятно, что «пупки» - самые перспективные места. Но они подвержены сильному прессингу. Обязательно надо пробовать ловить в глубоких местах рядом с «пупками», но мормышку надо при этом опускать не ко дну, а на полметра глубже верхней точки «пупка». Рыба в таких местах не всегда активна, зато ее больше.
На что ловили «безмотыльщики», не знаю. Вроде бы на Цимлянке популярны чертики от средних до мелких со скромным обвесом или вообще без него. Что ж, это достойная и очень универсальная приманка. Но я считаю, что в толще воды лучше работает мормышка. Наступает самое интересное для безнасадочной ловли время, будем пробовать!