Вернувшись из Сибири, мы можем рассказывать о пойманных хариусах, ленках и тайменях.
Если повезло побывать на Дальнем Востоке, то новыми рыбами будут чавыча, микижа, кижуч, сима, голец или змееголов. И, само собой, с каждым новым рассказом размер и вес рыбы будет расти, разводя руки все шире и шире, согласно рыбацкой традиции.
Ну а если нет возможности вырваться так далеко, что делать? Да просто постараться найти в осязаемо-позволительной близости что-то новое для себя.
И таким новым трофеем для меня оказался донской пиленгас. Кстати, даже в Википедии нет единого правильного названия этой рыбы - дальневосточной красноперой кефали.
Как ни назови – пиленгас, пеленгас, пелингас, все будет правильно, все будет зависеть от местности, где ее ловят.
Википедия гласит, что пиленгас обитает в Японском море. Широко распространён в заливе Петра Великого.
Во второй половине XX века был успешно акклиматизирован в Азовском море, где встречаются экземпляры пиленгаса массой до 12 кг.
Обитает также в Чёрном море, во многих водоёмах России, Украины и Европы. Морская стайная рыба, осенью заходит в реки, где зимует в ямах. Ранней весной уходит обратно в море.
Питается преимущественно перифитоном, детритом, а также различными мелкими донными беспозвоночными. В Чёрном море питается также морскими червями нереисами. Нерестится в мае — июне в прибрежных участках. На удочку пиленгас ловится на технопланктон. Добывается рыболовными сетями. Может перепрыгнуть через поставленную сеть.
В пятидесятые годы прошлого века в СССР была обоснована теория, что пиленгас мог бы быть объектом акклиматизации в Азовском и Чёрном морях.
В 1978 году из Бердянского отделения Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства в г. Владивосток был откомандирован ихтиолог Г. Г. Гроут с целью отлова молоди пиленгаса. Норма вылова составляла 2000 единиц.
На Молочном лимане, принадлежавшем в то время рыбколхозу «Сыны моря», БО АзНИИРХ имело свою экспериментальную базу. Здесь и решено было посадить в садки основную партию молоди пиленгаса.
Рыбу предполагалось вырастить до половозрелости, а затем искусственно оплодотворить и получить миллионы штук молоди для выпуска в Азовское море.
Доставленную на Молочный лиман молодь пиленгаса здесь от сотрудника РПАСа принимали Г. Г. Гроут и рыбовод А. А. Гоппе.
Оставаясь практически один на один с ответственной процедурой подсчёта и пересадки молоди в садки, Г. Г. Гроут принял решение неофициально выпустить в Молочный лиман сто экземпляров пиленгаса. Это он сделал на свой страх и риск, хорошо понимая, что многое нарушает.
При этом он отобрал самую крупную молодь весом 15-20 г., то есть лидирующую часть поколения 1978 года.
В ноябре 1979 года рыбаки передали Г. Г. Гроуту первые три экземпляра двухлеток пиленгаса весом от 300 до 360 г. Это свидетельствовало о том, что молодь успешно прижилась в лимане.
В апреле 1982 года в Молочном лимане бригадой нелегальных рыбаков были выловлены две икряные самки, весом более трёх килограммов, а также один половозрелый самец. В 1982 году искусственного оплодотворения пиленгаса из садков ещё не производилось, поскольку они там ещё не достигли половозрелости.
Из данных фактов вытекало, что обнаруженная молодь пиленгаса появилась в результате естественного нереста рыб, нелегально выпущенных в Молочный лиман. В 1983 году, была отмечена ещё более массовая миграция сеголеток пиленгаса в Азовское море. БО АзНИИРХ впервые добилось искусственного оплодотворения икры пиленгаса и выращивания сеголеток пиленгаса, часть из которых была выпущена в Молочный лиман.
К концу 1980-х годов пиленгас стал промысловой рыбой в Азовском море, Молочном лимане и Восточном Сиваше. Позже его стали ловить и в Чёрном море, вначале у северного побережья, а потом и десятками тысяч тонн у побережья Турции. К настоящему времени ареал пиленгаса достиг бассейна Средиземного моря. Такова история акклиматизации.
Лично для меня было увлекательнее поймать эту рыбу, тем более, что опыт ее ловли уже есть. Более того, нашлись и люди, которые наработали целую методику по ее ловле на спортивные снасти.
Для меня все началось с ночного посещения магазина Игоря Бычкова в Ростове-на- Дону, где для ловли именно этой рыбы есть все: готовые оснастки, свинцовые груза-кормушки, специальные дипы, сушеные и живые морские черви.
Как мне сказали, именно этот человек был стойким первопроходцем по подбору снастей и методик для ловли пиленгаса.
Помимо устной инструкции по ловле, еще продавец подсказал, что для прикормочной смеси обязательно нужно приобрести банку сайры, белый хлеб и плавленый сырок.
Если бы он предложил в эту замешанную вкуснятину помимо дипа плеснуть еще стопочку волшебной жидкости на удачу, я бы даже не удивился. Настолько все правдоподобно он рассказал, видно, что опыт в этом деле есть.
Рыбалка началась с того, что в сумеречно-туманные 5 утра мы с товарищем не могли найти свободного места на берегу Дона на протяжении нескольких километров.
Везде стояли машины и шумели насосы надуваемых лодок. Причем, похожая ситуация была на обоих берегах.
Ничего не попишешь, пятница – день рыбака. Наконец-то мы приютились на песчаной полосе рядом с соседом по берегу, который приехал с семьей, и пока она спала, он спускал лодку на воду.
А в туманной дымке в прямой видимости, тут и там я насчитал 12 лодок. Расстояние между ними было местами несколько метров. Судя по переговорам, все они пытались ловить тарань, но взмахов рук не было видно.
Меня всей науке по ловле пиленгаса учил Алексей, тут же на берегу. По его словам он «собаку еще не съел», но местами понадкусывал и особого удовольствия не получил.
Все достаточно просто: подставки-рогульки, удилища с жестким строем и тестом до 100 г. (по весу кормушек с прикормом), катушки с полностью ослабленным фрикционом, иначе поклевка, вжик, и… в воду улетает удилище.
Далее к основной леске. У меня была плетенка сечением 0,17, через вертлюг и карабин я присоединил купленную оснастку с крючками, оснащенными цветными пенопластовыми шариками, насадил аккуратно на крючки вначале живого неириса (морского червя) а сверху прижал, как учили, нанизанным сухим червем, немного размоченным в дипе.
Жало крюка оставил открытым. В кормушку набили равномерно размешанную смесь из хлеба-сырка-сайры-дипа, и забросил метров на 10-15 от уреза воды. Пока не начали мешать, по кусочку сайры съели сами, невозможно удержаться.
Алексей все делал на своих удочках и оснастках, я лишь повторял за ним.
Поклевку ждали, как казалось, бесконечно долго, но и у рыбаков на лодках клева не было. Изредка, кто-то из них вытаскивал серебристых рыбешек меньше ладошки и складывал в садок. Но едва поднялось солнце, на ближайшем от меня удилище резко закивала вершинка. Быстро срываю его с подставки, и, зажав ладонью шпулю, делаю подсечку!
Началось! Невидимая мощная стремительная торпеда начала резать шнуром воду и описывать круги. Я не сильно закрутил фрикцион, давал рыбе смотать по 3-5 метров, и опять подкручивал шнур назад.
Не знаю, сколько длилась борьба, но постепенно я завел бойца в подсак, заранее подставленный заботливым другом. Первый есть! Несколько фотографий, рыба в садок, а снасть в воду.
Каждые полчаса приходилось проверять оснастки, жадная бель быстро сжирала живого червя и откусывала торчащий хвост у вяленого. А без болтающегося хвостика нет поклевок.
Солнце поднималось в зенит, лодки перед нами постепенно разошлись. Бесклёвье.
А у нас поклевки следовали одна за другой. Чаще всего несильные кивания вершинки показывали, что карась, тарань, красноперка и другая мелочь обсасывают вкуснятину.
Но поклевки пиленгаса не спутаешь ни с чем, резкий наклон, еще один и рывок. Или тишина, значит, все сорвал и съел.
Спустя некоторое время у нас еще одна поклевка и поимка рыбы. Это на фоне общего бесклевья. А затем еще, и еще. Садок постепенно наполнялся.
Как сказал, мой бывалый товарищ, стайка пиленгаса небольшая, иначе и одного удилища было бы много, только успевай подсекать и подставлять подсак. У него была поклевка и обидный сход.
Если мои рыбы были в районе килограмма, то у Алексея попался крупный трофей под пятерку, но сделав несколько стремительных свечей, и порвав губу, серебряный слиток обрел свободу. Видимо, поспешили мы форсировать события, и слишком затянули фрикцион.
А что будут творить особи под десятку весом накоротке, даже и представить трудно. Без подсака такую мощную, стремительную рыбу вообще взять невозможно.
Каково же было удивление нашего соседа по берегу, когда мы показали ему наши трофеи. Он, местный житель, проживший тут всю жизнь, также как и я, ни разу не ловил эту рыбу.
Естественно, мы показали ему снасть, рассказали, как работает, дали адрес магазина. А потом угостили вкуснейшим копченым пиленгасом, приготовленным тут же на берегу.
Оказывается, для того чтобы сделать для себя рыбацкое открытие и поймать достойный трофей не нужно ехать за тысячи километров. Кого-то он ждет тут, рядом с домом.
Мы поделились с нашим новым знакомым оснасткой, дипом, сушеными червями и отправились домой, потому что назавтра у нас уже была намечена рыбалка на крупную тарань.