Рыбной ловлей я увлекаюсь и занимаюсь чуть ли не с пеленок, поэтому отлично помню, как в наших местах буквально до середины 70 годов этих карасей не было видно вообще.
Изредка попадались некрупные желтые караси, о чем лично я искренне сожалел, потому что когда в детстве жил в Костроме, то там постоянно продавали здоровенных, практически круглых карасей этого вида. Они назывались «сковорода», ибо могли по размерам накрыть собой целую сковородку.
Моя мама регулярно жарила их в сметане с луком, а иногда и с белыми грибами. В русских монастырях такая жареха считалась постным деликатесом, подавалась в посты архиереям и другим высоким чинам церковной иерархии.
На стрелке Волги и реки Костромы, где стоит знаменитый Ипатьевский монастырь, до сих пор есть когда-то отрытые глубокие пруды-бочаги, в которых разводили желтых карасей для этого монастыря.
Читайте материал "Северные деликатесы: как кушать и не терять сознание"
Возвращаюсь к карасям серебряным... Единично они начали ловиться в пойме, Ахтубе и Волге в конце 70 годов, но уже к началу 80-х стали самой частой добычей рыболовов, хоть удочкой, хоть сетями. То есть рост численности серебряного карася был просто взрывной!
Это заметили и удивились все. Серебряного карася обозвали «душманом»» и «гибридом», поползли какие-то диковинные мифы о его возникновении и происхождении...
Естественно, когда я увидел этих рыбин в НИИ, то не мог не заинтересоваться, для чего они тут... Обратившись с вопросами к друзьям-ихтиологам из этого НИИ, получил исчерпывающие ответы, от которых у меня «глаза на лоб полезли»!
Ныне эти караси-«душманы» составляют треть всей рыбной биомассы, но не только в нашей области, а и по всей Европе с Сибирью, вплоть до Дальнего Востока! И везде этот «взрыв» произошёл одновременно, то есть в конце 70-х, начале 80-х гг. прошлого века.
Сейчас этот феномен активно изучают ихтиологи многих стран, делясь друг с другом накопленной информацией. И вот какая история вопроса открылась...
Единично присутствие серебряных карасей отмечалось в водоемах России и Европы еще в 19-м веке. Об этом у нас писал и Сабанеев в своих «Трудах по рыболовству», сообщая, что серебряный карась малочислен и редок, хотя его численность растет к востоку России, а в Сибири и Казахстане он уже почти обыкновенен.
В 20-м веке ихтиологи отмечали, что в имеющихся популяциях серебряного карася на европейской территории нет равновесия между полами, то есть либо почти одни самки, либо одни самцы, что резко мешает размножению и росту численности вида.
В тоже время выяснилось, что икру серебряного карася способны активировать при нересте молоки любых карповых рыб, от леща и карпа до пескаря и вьюна, включительно. Активирование, это когда мальки выводятся, но не наследуют отцовских признаков. Только иногда серебряные караси все-таки смешиваются с карпами, порождая карпо-карасей.
Казалось бы, активирование икры могло помочь росту популяции серебряного карася, но при этом опять же выводились либо почти одни самки, либо одни самцы. К тому же, серебряный карась имеет привычку метать икру регулярно и постоянно в течение всего теплого времени года, а остальные карповые нерестятся только по весне, поэтому основная часть икры карасей пропадала безрезультатно.
Читайте материал "Матерый секач постоял за себя"
В конце первой половины 20-го века и на период до начала 60-х годов между Китаем и Советским Союзом установилось самое тесное взаимодействие во множестве сфер. Именно тогда русские ихтиологи обратили внимание, что в Китае самая востребованная и многочисленная рыба это серебряный карась. Она водилась во всех водоемах, а во многих местах разводилась специально.
Неприхотливый, всеядный, выносливый к перевозке, зимним заморам и промерзаниям прудов, к загрязнению воды серебряный карась в Китае аналог свиньи. Он при регулярном кормлении быстро нагуливал вес, а корм его был совсем дешев и имелся в изобилии. Это любые пищевые отходы и остатки в измельченном виде, либо всякие черви и личинки из этих сгнивших отходов.
На советской территории нормальная и мощная популяция серебряного карася имелась только в бассейне реки Амур, пограничной с Китаем. И вот, начиная с 1948 года, амурскими карасями начали интенсивно зарыблять рыбоводные пруды от Урала до Подмосковья.
Дело шло неплохо, караси план по валу давали, вот только спрос на них был не слишком высок: вкус посредственный и костей столько, что выбирать замучаешься. Общественные столовые вообще отказывались брать серебряного карася.
Иногда запруды рыбоводных водоемов размывались или случались наводнения, благодаря чему часть амурских мигрантов вырывалась на волю. А в стаях таких беглецов соотношение между самцами и самками было, между прочим, в норме...
Так оно всё и шло ни шатко, ни валко до начала 80-х годов, и вдруг взрыв: серебряный карась за кратчайший период «оккупировал» всю Евразию. Хотя в Западной Европе, в отличие от нас, его даже и не собирались культивировать, вообще за еду не считали!
И тут ихтиологам пришлось вспомнить, что в Китае серебряный карась не только предмет дешевого питания, но и фундамент древнейшего направления чисто китайской эстетики, национальная гордость, которой китайские послы ошеломляли и прельщали более тысячи лет императоров, царей, ханов и племенных вождей по всему свету. Я имею ввиду китайских золотых рыбок.
В Китае сейчас в любой гостинице можно полюбоваться ими на самых видных местах, аквариумы с ними встречают гостей прямо у входа. А в отелях высшего класса золотые рыбки буквально везде наравне с цветами, на полах вдоль стен я видел специальные плинтусы в виде кафельных канавок с водой, а в воде ярко резвятся одна-две золотые рыбки.
Так вот, эти рыбки выводятся только из серебряных карасей, в Китае эта методика создана и отшлифована в течение двух тысячелетий. Помимо золотых рыбок, китайцы из тех же серебряных карасей вывели таких аквариумных аристократов, как вуалехвосты и телескопы.
Читайте материал "Об окрасах лаек охотничьих пород"
В середине 60-х годов прошлого века, во времена погромов так называемой «культурной революции» фанатики уничтожили созданные веками императорские хозяйства по разведению и культивированию золотых рыбок. Варвары объявили их роскошью, которая «разлагает» трудящихся.
В восьмидесятые годы правительство Китая в процессе восстановления отношений с Японией поставило этой стране одним из условий нормализации: помощь в возрождении методики разведения золотых рыбок с привлечением специалистов из аналогичного хозяйства японского императора.
Начиная где-то с 16-го века, китайские послы регулярно приезжали к правителям Европы, непременно привозя им в подарок золотых рыбок, благо те были так же выносливы к переездам, как и их предки-караси. Постепенно наличие красочных прудиков с золотыми рыбками стало непременным и гордым атрибутом дворцовых пейзажей европейской аристократии. А когда в 19-м веке родовую аристократию сменила аристократия денежная, то площадь водоёмов с золотыми рыбками в Западной Европе выросла многократно.
Увеличился спрос на рыбок, их стали разводить почти в промышленных масштабах, в Голландии рассчитывали получать от золотых рыбок такие же доходы, как от разведения тюльпанов.
А наводнения в Западной Европе часты, регулярны и сильны. Золотые рыбки тоже смогли вырываться на волю, вот только на свободе у них идет обратная мутация, превращая их потомков в обыкновенных серебряных карасей. Но снова следует отметить, что соотношение между самцами и самками в удиравших стаях золотых рыбок тоже было в норме.
То есть и в России, и в Европе постепенно создавались очаги, где серебряные караси могли плодиться круглое лето, давая потомство с нормальным балансом полов в популяции. Серебряные караси наступали одновременно с востока и запада, освобождая водную среду под себя, в том числе и путем пожирания чужой икры в период весеннего нереста. И теперь они треть всей евразийской водной биомассы!
Читайте материал "Карась: успех поимки самой русской рыбы"
В Волгоградском НИИ серебряными карасями уже долгое время занимается заведующий лабораторией Д. А. Вехов. Несколько лет назад при контрольном облове пруда в поселке Горная Поляна под Волгоградом в стаях серебряных карасей попалось довольно много золотых рыбок, а также карасей с нетипичным окрасом, видимо, уже мутирующие потомки золотых рыбок!
Вехов начал экспериментировать с пойманными экземплярами, оборудовав летний водоем для них у себя на даче. На зиму рыб помещали в бассейны НИИ. Эксперименты показали неплохие результаты, поголовье золотых рыбок начало расти.
Похоже, что когда-то очень давно, может быть, даже ещё во времена, когда город звали Царицыным, кто-то завел себе прудик с золотыми рыбками, которые потом, в смутные времена попали в пруд Горной Поляны, образовав свою популяцию. А когда они получили подпитку в виде карасей-родственников в период их демографического взрыва, то и сами размножились до заметного числа, попав в контрольные неводы ихтиологов.
В отелях Волгограда тоже пошла мода на аквариумы в вестибюлях, рыб заводят экзотических, чаще всего бразильских пираний. Эти монстры при регулярном питании и покое растут очень быстро, в аквариумах им делается тесно. Поэтому летом их часто выбрасывают прямо в Волгу, где они легко попадают на удочки рыболовов, приводя их в изумление, а то и в ужас. Те же, что на удочки не попали, гибнут при первых осенних холодах.
Я спросил институтских ихтиологов, не пробовали ли они предлагать местным гостиницам, чтобы те начали покупать у НИИ золотых рыбок местного развода? В ответ я получил недоуменное молчание.
Да уж... Хватка научная с хваткой коммерческой как-то не совмещаются у наших людей.