Ловим змееголова на лягушку

Многие друзья, интересуясь моими планами ближайших поездок услышав слово Ташкент, удивленно поднимали брови вверх. И невольно вырвавшаяся фраза: «…а поближе вся рыба кончилась?» только подчеркивала это непроизвольное изумление.

Действительно, для многих россиян Ташкент и Узбекистан в первую очередь ассоциируются с обилием фруктов, солнца, с хлопком, яркими халатами, но никак не с рыбалкой.

Аральское море с двумя реками после череды различных публикаций с рыболовецкими судами, торчащими из пустынного песка, больше навевают грустные мысли о разрушенном человеком рыбном рае.

Учитывая, что там есть горы, значит должна быть форель, а обилие арыков и прудов предполагает наличие какой-то рыбы, карася, сазана, сома.

Но это все размышления тех людей, которые не погружались глубоко в тему. Потому что еще в прошлом веке времен СССР по всей стране прошла программа о зарыблении водоемов.

В Южные регионы в борьбе с эпидемией малярии водоемы зарыбили гамбузией, на борьбу с тростником и травой, в первую очередь, на Каракумском, Аму-Бухарском каналах и питьевых водохранилищах были отправлены мальки амуров (черного и белого) и толстолобиков (белого и пестрого) с Дальнего Востока.

В те же времена были зарыблены степные озера Казахстана сомом, судаком, сазаном. И новоселы неплохо там прижились. В том, что Туркмения Узбекистан тоже был в этой программе, сомневаться не приходилось, раньше все делалось масштабно, хотя, часто непродуманно.

Предварительно, ведя переписку с Сергеем Лысенко (местным спиннингистом – мастером высокого уровня по ловле «змейбашки») мы интересовались особенностью его ловли: выбором снастей, приманок, катушек.

Читайте материал "Сорока-белобока: это чудо природы"

Опять же помимо змееголова хотелось половить все, что может попасться на спиннинг – эндемики жереха (красногубого или сырдарьинского) с красными плавниками или амударьинского (щуковидного жереха лысача), форель, сома.

В переписке среди потенциальных трофеев прозвучало слово трегубка. Ее мы тоже зачислили в список желанных трофеев.

Шаг первый - Трегубка.

Ранним утром мы сошли с трапа и с удовольствием окунулись в удушающую жару и теплые объятия наших друзей. План был очень простой.

За четыре дня хотелось объять необъятное, побывать везде и попробовать все. Но, как известно, так бывает только в мечтах. Первое знакомство с солнечной страной началось с посещения местной достопримечательности – ресторана, специализирующегося на варении плова.

Фото: Евгений Кузнецов. 

Традиционное Узбекское гостеприимство, - просто выше всяких похвал. Где бы мы ни оказались, в какой компании, даже незнакомые таксисты вели себя не просто корректно, а очень приветливо и дружелюбно. (Только иногда, прерывая беседу, им нужно дорогу показать…)

Сразу после ресторанчика все в машину и на разведку по пригородным водоемам. Рыболовов везде немало от арыков до водохранилищ. Но спиннингистов немного. Большинство крестьян ловят змееголова на обычные палки, часто вырезанные из тростника или ветки ивы.

Цепляют лягушку крюком за лапу, и проводят по поверхности арыка или чистого окна среди водорослей. Рыба на кукане у них была.

Но нам интересны особи покрупнее, и на силиконовую лягушку. Как оказалось, вся эта обзорная экскурсия по берегам различных водоемов вела нас не торопясь к цели, к перекату на небольшой речке или канале.

Читайте материал "Утилитарный квадроцикл: простой и надежный"

Небольшой ручей с прозрачной водой и явным течением было именно тем местом, где нас ждала трегубка.

Китайская трегубка, это некрупная хищная рыба была завезена сюда в виде нежданного попутчика вместе с амуром, сазаном и толстолобиком. (Кстати, не так ли и к нам попал ротан головешка, появление которого списали на аквариумистов?)

Она неплохо прижилась в небольших ручьях, найдя хорошую пищевую базу в виде личинок насекомых, пресноводных креветок и мальков рыб. В более крупных водоемах она сама становится объектом охоты у жереха, змееголова, сома и судака. А тут именно она оказалась на вершине пищевой пирамиды.

Но самое главное, пообщавшись с нашими новыми друзьями, я понял, что трегубка именно тот желанный трофей спиннингиста, когда весной остальные хищники еще не отошли от зимней спячки.

Сергей, знающий повадки этого мелкого хищника, первым поймал зубастую бестию.

Фото: Евгений Кузнецов. 

После небольшой фото сессии, рыба размером с вилку, была отпущена обратно. Рассмотрев вблизи ее пасть, стало понятно, откуда пошло такое название.

Посередине верхней челюсти у нее выемка, куда заходит хрящеватый вырост с зубами с нижней челюсти. Вот и три губы.

Из такой пасти усеянной мелкими зубами в несколько рядов, ни у малька, ни у личинок шансов вырваться на свободу нет.

Во время проводки я чувствовал резкие толчки, думая, что блесна бьется о торчащие камни, и только у берега увидел рыбешку, толкающею мордой блесну. Еще пара проводок с более медленной подмоткой лески, и я обрыбился.

Фото: Евгений Кузнецов. 
 

Трегубка попалась на некрупную колебалку серебристого цвета.

Вторая попалась на молочно-белую микроколебалку с черной полосой вдоль блесны. Микро вертушки Mepps Aglia 00 с пушком у крючка, не берет, Aglia Long серебристого цвета № 00, затем №0, ни поклевки, хотя рыба рядом плещется, хватая насекомых.

Достаю самые убойные по голавлю и язю №2 Black Fury черного цвета с алыми точками. Несколько забросов – мимо, с зелеными – результат ноль. А друзья, тем временем таскают рыбу, делая проводку в метре от меня.

Читайте материал "Поймать чехонь непросто"

Возвращаюсь к своим микроколебалкам и ловлю несколько трегубок и одного судачка недомерка с глубины сантиметров тридцать, но с бровки дальнего берега.

Но самой высокой планкой была трегубка граммов на двести с небольшим. Еще одна рыбешка и складываем спиннинги.

За змееголовом.

Змееголов попал сюда тоже во времена великого переселения рыб с дальнего востока. В то же время здесь расселяли гамбузию – мелкую живородящую рыбку, очень похожую на аквариумную гуппи, только не такую яркую.

Гамбузия была нужна для борьбы с малярийным комаром, вернее его личинками в прудах. Малярия всегда была бичом здешних мест. Эта некрупная рыбка прекрасно справилась с поставленной задачей, а заодно стала прекрасным звеном в пищевой цепочки многих здешних обитателей.

Когда мы еще только собирались на рыбалку. Сергей предупредил, что июнь не самое лучшее время для поимки трофейного змея. В это время он еще стоит на икромете/

Еще в темноте мы прибыли на какое-то большое озеро со стеной камыша у берега. Пока накачали лодку, спустили, выплыли в протоку – уже рассвело.

Местами лодка проходит впритирку, приходится работать не веслами, а руками, протаскивая лодку, взявшись за свисавшие стебли. И вот опят открытые окна, глубина небольшая, не больше метра полтора.

Проводку Сергей делает стремительную. Лягушонок у него буквально бежит обратно, едва касаясь воды. Его тактика вначале обнаружить рыбу, ее место стоянки. А потом, подбирая проводку и паузы, сменяя лягушек, их размер и цвет, уговорить змея на поклевку.

Я, несмотря на его советы, веду лягушонка медленно, делая плавные рывки, паузы, имитируя движения плавающей лягушки. И вот долгожданное «шлеп», и мой лягушонок исчез с поверхности почти без всплеска. Делаю паузу, как учил Сергей, и даже плетенку немного сбрасываю со шпули. Нервы натянуты, вот он мой шанс.

Читайте материал "Хотите верьте - хотите нет"

Плетенка начинает двигаться от лодки сама собой, значит, он пошел в глубину. Быстро затягиваю звездочку фрикциона и делаю мощную подсечку, и смотав слабину вторую. Есть! Рыба заворочалась под водой. Судя по ощущениям не очень крупный, но это не важно, он первый змей в личной таблице рекордов.

Освобождаю его от крючка, чтобы продолжить фотосессию более крупным планом, без лягушки. Едва я взял его в руки, казалось бы безжизненный брусок ожил и превратился в клубок мышц, смазанных рыбьей слизью, два – три движения хвоста и хитрец обретает свободу. Молодец! У нас еще весь день впереди.

Но как показал день, чем выше солнце, тем реже и так уже не частые поклевки.

Мы каждое утро ездили в разные места в поисках трофейного змея, но нам все как-то не везло. Наступило последнее рыболовное утро, вечером прощальный стол, а утром наш борт полетит в сторону Москвы.

Этот небольшой пруд был когда-то охладителем какого-то предприятия, но после распада страны он основной нагрузки не нес. Но попасть сюда было непросто, он оставался на запретной территории, и только восточные традиции и связи помогли нашему организатору вывезти нас сюда.

Появился шанс на крупную рыбу, рыболовного прессинга нет, значит, рыба есть. И она тут была.

Тут и там среди ковра из водорослей были характерные подъемы воды, когда змей высовывал кончик носа, чтобы сделать вдох. (Змееголов – рыба двоякодышащая). Но клевать он отказывался.

Местами даже подбивал лягушку снизу, как бы отталкивая ее от окна, но все это было с закрытой пастью, питаться он не хотел. То ли стоял у гнезда, охраняя кладку, то ли вода еще недостаточно прогрелась, но не атакует и все.

Читайте материал "Матерый волк вызволял всю ночь из плена волчицу"

И вот у Сергея что-то заворочалось в траве. Несколько минут ожидания и с большим пучком травы был извлечен змей.

Фото: Евгений Кузнецов. 
 

И спустя пару часов в ста метрах от этого пруда он же взял еще одного. Одного змея отдали организатору рыбалки на этом водоеме. Второго Сергей принес вечером на праздничный стол в виде прекрасного суши.

А нам осталось только подкорректировать планы рыбацких маршрутов и прилететь в этот гостеприимный город вновь, чтобы поднять планку личных рекордов по змееголову.