Вообще-то, называть последний лед этапом зимы не совсем правильно, поскольку этот период приходится на первый весенний месяц и по продолжительности редко когда дотягивает до второй декады апреля, разве что на севере. О наступлении же конечной стадии в жизни ледового «щита» водоемов можно судить по таким явлениям, как сход всего снега с поверхности льда, подъем воды и отрыв льда от берегов.
У рыбы в это время начинаются естественные преднерестовые подвижки к местам бувдущего икромета, который обычно приосходит либо на хорошо прогреваемых млеководьях на старой водной растительности, либо в притоках в основной водоем, в которых течет талая вода, богатая кислородом и где она быстрее всего прогревается. Таким образом, плотные рыбьи стаи начинают появляться там, где их не могло быть почти всю зиму, и наоборот, прекращается клев на заветных местах, с таким трудом найденных в глухозимье и с кропотливой тщательностью изученных до мельчайших подробностей. Стало быть, и в стане рыболовов зарождается это весеннее брожение, связанное с переменой мест, с погоней за уходящими косяками. Кто участвовал в весеннем коллективном преследовании косяка лещей на безграничных просторах водохранилища, тот поймет, о чем идет речь.
При такой рыбалке в безусловном выигрыше оказываются рыболовы, предпочитающие активные способы ловли – мормышечники и блеснильщики, поскольку они наиболее мобильны. Прикормка в пору хода рыбьих стай редко приносит успех, разве что в местах, где косяки остановились, но обычно там рыба скапливается настолько плотно, что ее искусственное приваживание теряет всякий смысл, тем более что стая зачастую встает не у дна, а в слое богатой кислородом талой воды, который образуется между льдом и «старой» водой.
В общем-то, ловля по последнему льду достаточно бесхитростная, чем-то похожая на перволедье, только основной упор теперь делается не на окуня, а на плотву и леща, которые весной привержены к образованию больших одновозрастных косяков. Важнее в это время не засиживаться на месте, постоянно находиться в движении, «обрабатывая» наиболее вероятные для остановки рыбы мелководные поливы вдоль русла, заливы и затоны, а также участки льда вблизи устьев притоков. К тому же, необычайно длинный весенний день позволет в конце концов найти «свою» рыбу. Однако на следующий день ее может там не оказаться, и все придется начинать сначала. Например, недельная ловля леща по последнемул ьду на р. Гжать в Смоленской области, куда рыба входит из Вазузского водохранилища, была характерна тем, что в первые дни косяки находились на несколько километров ниже по течению от д. Златоустово, приютившей нас, а завершать рыбалку пришлось уже на несколько километров выше нее. Также вместе с косяками крупной «морской» плотвы перемещаются рыболовы по льду рек, впадающих в Рыбинское водохранилище, встречая их около устьев и сопровождая вверх до тех пор, пока не ослабнет от весеннего тепла лед.
Увлекшись азартной рыбалкой на исходе зимнего сезона, не следует только забывать, что горячее солнце делает свою работу, и лед становится необычайно опасным, особенно вблизи берегов и в местах с течением. На больших водоемах добавляется и другая неприятность – подвижки ледовых полей и уход льдин с рыболовами на открытую воду. Кроме того, на реках дневной подъем воды может составлять несколько метров, и «засидевшимся» рыболовам на затонах и заливах, к примеру, весенней Оки частенько до берега приходится добираться вплавь, благо «заплыв» не превышает десятка метров. Так что, если есть вероятность потери связи с берегом, то следует заранее озаботиться переправой: допустим, надувной лодкой, взятой на лед, или припасти у места выхода несколько длинных жердей или досок.
Давать подробные рекомендации по поведению на весеннем льду – неблагодарное занятие, поскольку внешних признаков его качества практически не существует, и он заманивает и обманывает неискушенных рыболовов своей толщиной и кажущейся прочностью. Ослабший весенний лед не затрещит предупреждающе, как перволедок, а лишь с предательским шипящим звуком распадется под ногами. Поэтому самым правильным будет вовремя покинуть ненадежный лед и заняться ловлей в проводку на уже вскрывшихся небольших речках и ручьях. Вначале, естественно, рыбалка прекращается на реках, и сигналом к этому служит заметный подъем воды и усиление течения. На водоемы без течения лучше не выходить, когда прилетают чайки и чибисы, и уж тем более не делать этого с появлением трясогузок.
Конечно, все рассмотренные по частям «сезоны» ледостава не наступают вдруг и граница между ними весьма размыта, поэтому чтобы быть всегда в курсе происходящего в подводном мире и уметь прогнозировать характер предстоящей рыбалки, нужно стараться при любо возможности выбираться на лед. И правильно делают те рыболовы, которые считают, что «у природы нет плохой погоды».