Хвост, колючки и глаза…

Часть1. Ёрш – важное звено в биологической цепи водоемов.

Как только не называют рыболовы этого колючеперого и пучеглазого родственника окуня и судака. То кличут его «хозяином» водоемов, когда от него нет отбоя и он хватает любую предложенную приманку, не подпуская к крючку другую рыбу. То уважительно величают королем рыбацкой ухи, потому что не приготовить настоящего аппетитного варева, если не бросить в котелок десяток-другой ершей. Зовут его и «сопливым» за цепкую слизь, которую трудно удалить с пальцев после контакта с ершом. А некоторые и вообще сравнивают ерша с ежиком за то, что часто получали болезненные уколы от его колючек на спине и жаберных крышках. Но бывают на зимней рыбалке моменты, когда только ерши и выручают, когда другая рыба словно вымирает, реагируя то ли на погоду, то ли еще на какие неугодные ей обстоятельства. Однако наловить много ершей – не всегда простая задача.
 


Каждый перволедок – это новое открытие водоема, непредсказуемость поведения подводных обитателей на давно известных местах. Потом уже, когда лед заматереет, а все «точки» будут старательно и плотно испещрены бугорками старых лунок, хорошо заметными даже после сильного снегопада, тогда уже приглушится счастье поиска и открытия, восторг от первого окошка в неизведанное и горячий вздох сердца от впервые резко нырнувшего вниз кивка.
Так уж повелось, но праздник первого льда почти все рыболовы-зимники посвящают охоте за хищниками – окунями, судаками, щуками, налимами. Вот и колдуют они над лунками: кто с мормышкой или отвесной блесной, кто обкладывает «зубастых» и «клыкастых» красными флажками жерлиц, а кто-то усердно ловит бойких окуньков и колючих ершей – будет снаряжать поставушки на ночного разбойника налима.
Но такова, видать, судьба истых охотников и рыболовов, что не всегда госпожа Удача сопровождает их в походах, предпочитая тепло уютных квартир, особенно когда за порогом сильный мороз или по-волчьи воет метель, а на заснеженных ночных улицах, если кто и встретится, то только собрат по страсти, спешащий на первый автобус. А поскольку, по известному закону, случаются такие буйства природы обычно под выходные дни, то нет смысла «ждать у моря погоды», ведь все равно не усидеть, иначе вся следующая неделя станет нестерпимой душевной мукой, которая похуже чем зубная боль.
Рыбе проще – под водой она дома. Залегла в ямах, затаилась под корягами, и ни гу-гу, не спешит попадаться на рыбацкий крючок, не вводят ее «во искушение» самые свежие, самые привлекательные наживки на самых уловистых мормышках. Не помогает даже заветная серебряная кудесница с «ядовитейшим» по зацепистости импортным крючком, которая выручает почти всегда и по этой причине хранится в отдельной коробочке на ложе из мягкого поролона и на «рядовых» рыбалках не применяется, дабы не быть оторванной после хлесткого удара жадного в большой стае окуня или быть до обидного нелепо срезанной с лески зубами-бритвами шустрого «шнурка»-недомерка.
В такие дни лишь ерш не отказывает рыболовам в гостеприимстве: стоит только мормышке с пунцовым мотылем коснуться дна, как следует уверенный прижим кивка – так клюет крупный, «матерый» ерш. Если яркий кончик кивка задрожит, затрясется как в лихорадке, значит, рыбка небольшая, но с подсечкой все равно стоит поспешить, иначе придется долго извлекать глубоко заглотанную приманку, подвергаясь опасности болезненного укола о спинные колючки или жаберные шипы.
Кто сказал, что ерш не красив, что это серая, невзрачная рыба? Враки! Вынутый из воды он браво берет хвостом «под козырек», широко раскрывает жаберные крышки и высоко поднимает спинной плавник, выставляя напоказ свое колющее оружие. Сказочный дракон, да и только, хоть и маленький. На снегу крупный ерш, как боченок, набитый икрой, как бы светится изнутри мягким желтым светом, подобно янтарному самородку. Его с фиолетовым отливом большие глаза сверкают словно молодая пороша на ярком солнце.
Бытует расхожее мнение, что ерш – рыба вредная, сорная, истребляющая икру и молодь более ценных пород, а также, ввиду многочисленности, подрывающая кормовую базу водоемов. И еще раз – враки! В Природе ничего лишнего нет, а есть лишь порванные звенья биологической цепи, виною чему служит человек, точнее, его неразумная хозяйственная деятельность. Дайте нормально нереститься щуке – не осушайте ее икру резким сбросом воды; не сгребайте неводами нерестующих судаков; не багрите налимов во время икромета, и ершей, да притом по большей части крупных, достойных рыбацкого интереса, будет в водоеме ровно столько, сколько их должно быть без ущерба для других подводных обитателей.
Около десяти последних лет на водохранилищах Волжского каскада, на Оке и ряде других крупных водоемов наблюдается массовая гибель ершей, подобная той памятной чуме, которая выкосила раков во всей Европе. Кстати, о том, что же на самом деле происходит с ершами, до сих пор ихтиологи хранят молчание. Но результатом этого явления стало заметное уменьшение поголовья судака и быстрое измельчание налима – сказывается дефицит основного корма, а не экология, как принято считать, поскольку за указанный период встало много заводов, а от химических удобрений почти отказались в пользу органики.
Истинный рыболов, как бы не досаждали ему ерши во время ловли другой рыбы, никогда не станет разбрасывать колючих маломерков вокруг лунок на радость воронью, аккуратно снимет ершика с крючка и отпустит в родную стихию. Если повезет и к прикормленной лунке пожалуют «королевские» толстые икряные ерши, то их лучше складывать в отдельную от другой рыбы емкость – в этом состоит один из важных секретов последующего приготовления настоящей рыбацкой ухи.
Кроме кулинарного, ерши представляют для рыболовов и определенный практический интерес – они прекрасные живцы, особенно в холодную пору: глубокой осенью, зимой и ранней весной. Незаменимы ерши при охоте на наливов в студеной воде, а в летний зной – на угрей, поскольку, как и оба этих хищника, ерши весьма активны в темное время суток, а их высокая подвижность на крючка живцовой снасти ночью является дополнительным привлекающим фактором, способствующим успеху охоты. Если в водоеме изобилие мелких щурят, судачков и окуней, которые постоянно тревожат жерлицы, а солидный трофей весьма реален, то также следует «зарядить» крючки ершами – они не для «младых зубов». И не стоит особенно доверять словам «бывалых», что колючих живцов хищники недолюбливают, напротив, бывали случаи, что даже «мирные» лещи глотали ершиков, польстившихся на червей на крючках, оставленных надолго без присмотра донок.