Слаще щуки, дороже судака?..

В водоемах на широте Подмосковья и севернее зимний клев карася назвать привычным, обыденным, согласитесь, можно разве что в пылу жаркого спора на исходе дружеской «трапезы». Тем не менее, бесценен опыт автора статьи «Удивительная рыбалка» – «РОГ» №50(906).

 Некоторые мои скромные многолетние наблюдения, полагаю, могут тоже быть полезными для рыболовов не южных регионов России, где карась начал проявлять зимнюю активность. Так, в водоемах Черноземья зимний клев карася обычен уже более 10 лет. Местные рыболовы ловят карасей в основном в прудах на «стоячку», применяя мотыля. Пик клева приурочен к перволедью, что в зимней ловле карася, полагаю, уже можно считать классикой. В последующие периоды зимнего сезона пики клева приурочены к продолжительным оттепелям. Предвесенний клев в южных водоемах в любой зимний сезон можно назвать жором. В водоемах Черноземья наблюдаются плохо понимаемые мною аномалии – то густо, то пусто… Истекшие зимы примерно равнозначны, а предвесенний и весенний клев карася почему-то всегда разный. Кстати, когда ловишь карася на протяжении 30-40 зимних сезонов, начинаешь понимать, что результаты завтрашней рыбалки тебе не дано предугадать: десять кг карасей, пойманных сегодня – это не аргумент!
Если рыболов считает удачей ежедневную ловлю карасиков размером в половину или в четверть ладони, то удачи вполне поддаются прогнозированию. На льду мелководных прудов, где глубина едва превышает один метр, много «удач» можно построить в шеренгу!.. «Крупные» караси всегда клюют в северо-западных частях прудов, мелкие караси – в юго-восточных. Почему-то стоянка «крупных» карасей ограничена всегда участком водоема около 50х50 метров, мелких карасей – около 100х30 метров. Наличие водорослей в местах стоянок – обязательный фактор. «Крупные» караси (пастухи или учителя?) почему-то всегда присутствуют в стае мелких карасей, но их количество никогда не бывает значительным: на сотню пойманных карасиков приходится не более 5-7 «крупных» карасей. Караси весом до 300-600 гр. изредка клюют в местах обитания «крупного» и мелкого карася, но за день рыбалки их количество не превышает 2-3 шт. На мой взгляд, ловить целенаправленно такую желанную добычу не имеет смысла до середины февраля. Любые усилия рыболова вознаграждаются уловом, состоящим из 2-3 шт. достойных затраченных усилий карасей. Ситуация «поворачивается лицом к рыболову» с середины февраля, когда стаи действительно крупных карасей перемещаются вдоль берегов, на расстоянии от берега около 5-15 метров. Почему-то яркий солнечный свет не оказывает влияния на клев, а прикормка не удерживает стаю вблизи лунок. Поплавки вдруг задвигались во всех лунках, десяток карасей выхвачены из воды в скоростном темпе – и поплавки угомонились… Минут через двадцать-тридцать скоростная рыбалка повторяется, исходя на очередную паузу в клеве. Предвесенние рыбалки в мелководных прудах бывают очень увлекательными и добычливыми, но редко не заканчиваются «купанием» рыболова в период с 12 до 15 часов. Жаркое южное солнце быстро делает свое дело. Главное в подобных рыбалках – не упустить момент выхода со льда на берег.
В мелководных прудах попутно с карасем ловится и сазан (карп). Всегда случайно и штучно, в продолжительные оттепели. На мой взгляд, целенаправленная охота на сазана в мелководных прудах возможна только с применением удилищ длиной 4-5 метров. Мелководье и удилища-коротышки – главные враги успеха! Тень от рыболова и осторожная рыба плохо совместимы.
Случай да удача – постоянные спутники рыболовов, охотящихся на зимнего карася и со льда карьеров, прудов, озер и водохранилищ, где глубины значительны, а площади разнообразны. Маленькие карьеры, как правило, за всю зиму не одаривают рыболова и одной поклевкой карася. Караси-увальни расклевываются здесь только весной с прогревом воды, как правило, в прогалах прибрежного тростника, где и поплавку тесно. Этой интересной теме будет свое время. Сейчас нам интереснее тайны, сокрытые льдом больших карьеров. Как правило, в таких карьерах клев карася бывает хорошим, но приурочен к последнему льду. В первую очередь обследованию подлежит северный берег – воображаемая линия вдоль кромки прибрежного тростника. Кстати, лед здесь быстро истончается. Его обследование возможно не всегда. Чаще приходится ловить карася в многочисленных промоинах с берега, применяя удилища длиной 4-5 метров. Карьерные караси почему-то отдают предпочтение манной болтушке, игнорируя наживки или реагируя на них избирательно и привередливо.
Совсем другой характер клева карася наблюдается в карьерах, где размеры водоема более 600х200 метров. Здесь в продолжительные оттепели возможны поимки карасей весом до двух кг и более. Дневной клев всегда случайный. Караси предпочитают подходить к лункам за час до захода солнца, в сумерках и ночью. Крупный карась – резвая рыба и зимой, упористая и настроенная на обрыв лески. Трудные рыбалки удел единиц-молчунов. В чем-то они схожи с охотой на налима.
Если повезет, десяток огромных карасей – это не предел. Правильно выбранное место ловли одарит рыболова щедро. В крупных карьерах для ловли карася оптимальны глубины около 4 метров, но, к сожалению, не любое возвышение дна изначально перспективно. К примеру, прибрежные глубоководья карьеров зимний карась своим вниманием не жалует. Трудный вопрос выбора места ловли всегда решается количеством затраченного времени.
Новые водоемы всегда трудны для ловца карасей. Здесь путь к успеху приходится пройти с нуля. И не факт, что результат будет достигнут. К примеру, мои кубанские эпизодические посещения Варнавинского водохранилища зимой не добавили в мои уловы ни одного карася. Здесь всегда трудно забываемой и добычливой бывает ловля тарани, подлещика и окуня. Эти добычливые рыбалки только углубили мое невежество в знании конкретных мест обитания и клева карася в Варнавинском водохранилище. Очарование ловли крупной тарани затмило даже охоту на сазана.
Сохранять верность карасям вообще трудно. В одном водоеме они клюют, в другом водоеме – «бастуют» всю зиму, но и в «клевых» водоемах паузы в клеве бывают невыносимо длительными.